г. Чита |
|
02 августа 2018 г. |
дело N А58-8166/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 августа 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.04.2018 по делу N А58-8166/2017 по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1131400001545, ИНН 1435972500, адрес: Республика (Саха) Якутия, г. Якутск, ул. Октябрьская, д.20/1 А) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1021401075300, ИНН 1435043146, адрес: Республика (Саха) Якутия, г. Якутск, ул. Октябрьская, д. 8) о взыскании денежных средств,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1091435008500, ИНН 1435220042, адрес: Республика (Саха) Якутия, г. Якутск, ул. Аммосова, д. 18) (суд первой инстанции: судья Васильева А.Б.),
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия) (далее - фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" (далее - военкомат, ответчик) с требованием о взыскании 291 338,72 руб. задолженности взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома за период с июля 2014 года по август 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (далее - управление, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.04.2018 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 43 071,74 руб. задолженности, 1 305 руб. расходов на уплату государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик его обжаловал в апелляционном порядке, просил решение суда в части удовлетворенных требований отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования истца.
Доводы жалобы ответчика сводятся к тому, что нежилое помещение в многоквартирном доме принадлежит ему на праве оперативного управления; он не является собственником нежилого помещения, на капитальный ремонт которого истец потребовал взыскания взносов; в силу закона не обязан нести расходы на капитальный ремонт, это обязанность собственника нежилого помещения - управления.
От истца и третьего лица отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
При таком положении, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей истца и ответчика, предпринимателя не препятствовала судебному разбирательству.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 19.07.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 26.07.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Поскольку доводы апелляционной жалобы касались решения суда только в части удовлетворенных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием возражений истца и третьего лица проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалованной части.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.06.2013 N 227 "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)", в соответствии со статьям 178, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" фонд наделен полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия), он осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных и осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30.12.2013 N 2133 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
Согласно решению муниципального образования "Город Нерюнгри" от 04.06.2014 N 2583-08-1 выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Нерюнгри, проспект Геологов, д. 61 на счете фонда.
По сведениям выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.06.2011 N 14-14-09/005/2011-871 на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) от 27.10.2016 N 03/203-р нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, проспект Геологов, д. 61, этаж 1, на праве собственности принадлежит Российской Федерации.
Часть указанного нежилого помещения площадью 827,4 кв. м (далее - помещение) на праве оперативного управления принадлежит военкомату. Право оперативного управления военкомата зарегистрировано 23.03.2017 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним. Этот факт подтвержден сведениями выписки из ЕГРП от 18.01.2018 N 14/001/008/2018-842.
В период с 23.03.2017 по 31.08.2017 военкомат не уплатил в фонд взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее военкомату на праве оперативного управления помещение. Задолженность составила 43 071,74 руб.
Неисполнение ответчиком обязательства по уплате взносов на капительный ремонт общего имущества многоквартирного дома послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с иском. Предметом спора в деле стало взыскание с ответчика задолженности взносов на капитальный ремонт.
Принимая решение в обжалованной части, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 2 статьи 8.1, статей 120, 210, 249,296, пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 154, части 1 статьи 158, части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1, части 2 статьи 2, статьи 3, части 7 статьи 4, статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)". Суд учел правовую позицию, изложенную в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Суд исходил из обоснованности исковых требований по праву, доказанности неисполнения учреждением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 23.03.2017 по 31.08.2017.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда в обжалованной части правильным.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Имущественное право оперативного управления помещением, принадлежащее военкомату, подтверждено сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 названного Кодекса.
В связи с тем, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) опубликована 29.03.2014, в силу части 2 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329- IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла по истечении трех календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, то есть с 01.07.2014.
Учитывая, что право оперативного управления на помещение военкомат приобрел после возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, суд первой инстанции правильно определил период времени неисполнения ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт - с 23.03.2017 по 31.08.2017 и рассчитал задолженность, исходя из размера площади принадлежащего военкомату на праве оперативного управления помещения - 827, 4 кв. м по минимальному ежемесячному размеру взноса на капитальный ремонт 9,84 руб., установленному приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 15.08.2016 N 338-п "Об утверждении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Республики Саха (Якутия)".
Суд проверил расчет задолженности и нашел его соответствующим фактическим обстоятельствам неисполнения военкоматом обязанности по уплате взносов, требованиям закона и подзаконных актов, арифметически верным.
Доказательств уплаты спорной задолженности в материалы дела не предоставлено.
Стало быть, при изложенных обстоятельствах, в соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования к ответчику в размере 43 071,74 руб.
Выводы арбитражного суда, на которых основано решение, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы суд апелляционной инстанции не принял, поскольку они не основаны на законе. Ни нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, ни нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 158) не содержат исключения в отношении правообладателя жилых помещений в многоквартирных домах на праве оперативного управления по исполнению в обязанности по несению расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Правовой подход суда при разрешении спора в настоящем деле соответствует правовой позиции в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 N 304-ЭС16-12914 по делу N А75-4933/2015.
По изложенным причинам доводы ответчика не могли повлиять на вынесенное судом решение по делу.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда в обжалованной части законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации военкомат как государственный орган, выступающий в деле в качестве ответчика, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 апреля 2018 года по делу N А58-8166/2017 в обжалованной части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Скажутина Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8166/2017
Истец: "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха Якутия"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)"
Третье лицо: ТУ ФАУГИ в РС (Я)