г. Владивосток |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А51-4172/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Смирновой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "КАНЬОН"
апелляционное производство N 05АП-4569/2018
на решение от 25.05.2018
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-4172/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "КАНЬОН" (ИНН 2543011760, ОГРН 1122543012965)
к инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2540188030, ОГРН 1122543024262)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Чернякова О.С. (по доверенности от 29.12.2016, сроком действия до 31.12.2018, служебное удостоверение);
ООО "Строительная компания "КАНЬОН" - не явилось;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК "КАНЬОН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 21.02.2018 N 05-12/2018.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Строительная компания "КАНЬОН" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о малозначительности совершенного правонарушения, а также со ссылкой на часть 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ просит заменить наказание в виде штрафа на предупреждение, поскольку общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "микропредприятие".
В судебном заседании представитель инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению.
ООО "Строительная компания "КАНЬОН", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя общества.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "СК "КАНЬОН" является застройщиком объекта: "Многоквартирный жилой дом в районе ул. 2-ая Поселковая в г. Владивостоке", расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. 2-я Поселковая, д. 3в.
В соответствии с распоряжением руководителя инспекция РСН и КДС Приморского края от 08.11.2017 N 626-п в период с 29.01.2018 по 31.01.2018 на основании вынесенного по результатам рассмотрения поступивших в инспекцию обращений граждан от 20.10.2017 вх. N 52гр-862, от 26.10.2017 вх. N 52гр-889, от 10.10.2017 N 52гр-822, от 13.10.2017 вх. N 52гр-836, от 10.10.2017 вх. 52гр-821 мотивированного представления отдела контроля в области долевого строительства инспекции РСН и КДС Приморского края от 08.11.2017 N 05/20/17 должностными лицами надзорного органа проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "СК "КАНЬОН" обязательных требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости при строительстве объекта: "Многоквартирный жилой дом в районе ул. 2-ая Поселковая в г. Владивостоке" (далее - объект, объект капитального строительства, МКД).
В уведомлении инспекции от 09.11.2017 N 52-05-06-5442 о проведении проверки у общества были запрошены документы, необходимые для осуществления государственного строительного надзора.
В установленный названным уведомлением срок общество представило: копию календарного графика производства работ на объекте, в том числе 1 квартал 2018; копию графика финансирования строительномонтажных работ на объекте за 1 квартал 2018; копии изменений в проектную декларацию по объекту, в том числе изменение в проектную декларацию от 27.06.2017 N 18 об изменении срока окончания строительства объекта на 3 квартал 2017, изменение в проектную декларацию от 12.10.2017 N 21 об изменении срока окончания строительства объекта на 4 квартал 2017, изменение в проектную декларацию от 15.12.2017 N 23 об изменении срока окончания строительства объекта на 1 квартал 2018; копии документов, подтверждающих направление участникам долевого строительства информации о невозможности завершения строительства в установленный договором долевого участия срок (квитанций почтовых отправлений) и предложения об изменении условий договора на 2 квартал 2017, в том числе письма-уведомления; копии дополнительных соглашений о переносе срока передачи объекта долевого строительства участникам долевого строительства на 2 и 3 кварталы 2017.
В то же время, застройщиком не представлены в инспекцию запрошенные у него документы о направлении участникам долевого строительства информации об изменении срока окончания строительства объекта с предложением об изменении договора на 3 и 4 кварталы 2017, на 1 квартал 2018 (в том числе письма-уведомления); первичные учетные документы (расходные кассовые ордера, платежные поручения) и (или) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансовохозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства, подтверждающие расходование ООО "СК "КАНЬОН" денежных средств участников долевого строительства в 1,2 и 3 кварталах 2017 года при строительстве объекта; сведения и документы о сроках действия договоров страхования (полисов), заключенных ООО "СК "КАНЬОН" в обеспечение исполнения обязательств по передаче жилых помещений участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве объекта.
Результаты документарной проверки зафиксированы инспекцией в акте проверки от 31.01.2018 N 05-626п.
Поскольку ООО "СК "КАНЬОН" не представило в ходе проверки в полном объеме запрошенные у него документы, инспекция пришла к выводу о нарушении застройщиком требований пункта 4 части 6 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) и части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и наличии в его действиях признаков совершения административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
31.01.2018 в отношении общества инспекцией составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 21.02.2018 N 05-12/2018 инспекция РСН и КДС Приморского края привлекла ООО "СК "КАНЬОН" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, назначив заявителю наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
ООО "СК "КАНЬОН", не согласившись с вынесенным надзорным органом постановлением, посчитав, что в деянии общества отсутствует состав вмененного ему департаментом правонарушения, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частями 6, 7 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено, что непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Подпунктом 2.2 пункта 5 статьи 23 Закона N 214-ФЗ установлено, что контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению об Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 N 356-па, инспекция является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Таким образом, Инспекция является органом, уполномоченным запрашивать финансовые документы, подтверждающие привлечение денежных средств граждан на строительство объектов недвижимости.
Договор страхования гражданской ответственности застройщика, первичные учетные документы (кассовые ордера, платежные поручения), выписки банка, подтверждающие привлечение и расходование денежных средств участников долевого строительства, а также регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства информации о переносе окончания строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости с предложением об изменении договора включены в Перечень сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, представляемых лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства на территории Приморского края, утвержденный Постановлением Администрации Приморского края от 08.08.2014 N 303-па (пункты 14, 20 названного Перечня).
Как следует из материалов дела, ООО "СК "КАНЬОН" осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве многоквартирного жилого дома в районе ул. 2-ая Поселковая в г. Владивостоке.
Материалами дела подтверждается, что 09.11.2017 Инспекцией в адрес ООО "СК "КАНЬОН" направлен запрос N 52-02-06-5442 о представлении в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного запроса следующих сведений и документов:
1. информация (письменные пояснения) о причинах изменения срока окончания строительства объекта и несоблюдения сроков исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
2. графики производства и финансирования строительно-монтажных работ на строительство объекта.
3. документы о направлении участникам долевого строительства информации об изменении срока окончания строительства объекта с предложением об изменении договора (в том числе письма-уведомления).
4. дополнительные соглашения к договорам участия в долевом строительстве с изменением срока передачи объектов долевого строительства (при наличии).
5. первичные учетные документы (расходные кассовые ордера, платежные поручения) и (или) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства, подтверждающие расходование ООО "СК "КАНЬОН" денежных средств участников долевого строительства в 1, 2 и 3 кварталах 2017 года при строительстве объекта.
6. сведения и документы о сроках действия договоров страхования (полисов), заключенных ООО "СК "КАНЬОН" в обеспечение исполнения обязательств по передаче жилых помещений участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве объекта.
7. изменения и дополнения в проектную декларацию на строительство объекта.
Запрошенные инспекцией документы представлены обществом частично.
Застройщиком из всего числа запрошенных у него сведений и документов, поименованных в вышеуказанном запросе, не были представлены надзорному органу документы о направлении участникам долевого строительства информации об изменении срока окончания строительства объекта с предложением об изменении договора на 3 и 4 кварталы 2017, на 1 квартал 2018 (в том числе письма-уведомления); первичные учетные документы (расходные кассовые ордера, платежные поручения) и (или) регистры бухгалтерского учета, связанные с учетом финансово-хозяйственных операций при осуществлении деятельности в области долевого строительства, подтверждающие расходование ООО "СК "КАНЬОН" денежных средств участников долевого строительства в 1,2 и 3 кварталах 2017 года при строительстве объекта; сведения и документы о сроках действия договоров страхования (полисов), заключенных ООО "СК "КАНЬОН" в обеспечение исполнения обязательств по передаче жилых помещений участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве объекта, которые включены в выше названный Перечень, утвержденный Постановлением Администрации Приморского края от 08.08.2014 N 303-па. Указанное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами административного дела подтверждается наличие в действиях ООО "СК "КАНЬОН" события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ, в связи с чем Инспекция правомерно привлекла Общество к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых кодексом и законами субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного административного правонарушения, заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, представлено не было.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно счел установленной и доказанной материалами дела вину Общества в описанном выше правонарушении.
Нарушения процедуры привлечения ООО "СК "КАНЬОН" к административной ответственности судом не установлено.
Как верно указано судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено инспекцией в отсутствие законного представителя общества или его защитника.
Вместе с тем, как следует из представленного органом строительного надзора административного материала, письмом от 09.11.2017 N 52-05- 06/5442 инспекция уведомила ООО "СК "Каньон" о проведении внеплановой документарной проверки. Этим же письмом надзорный орган сообщил обществу о составлении протокола об административном правонарушении 31.01.2018 в 15 час. 30 мин. в случае выявления нарушений требований законодательства в области долевого строительства.
Указанное письмо было получено обществом 14.12.2017, что подтверждено имеющимся в материалах административного дела уведомлением о вручении почтовой корреспонденции.
Доказательств заявления органу строительного надзора ходатайств о переносе указанной даты на более позднюю по объективным причинам предприниматель в материалы дела не представил. Такие доказательства в материалах административного дела отсутствуют.
Протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен 31.01.2018 и направлен в его адрес инспекцией письмом от 31.01.2018 N 52-05-06-577, которое получено заявителем 07.02.2018, в соответствии с данными проставленного им на указанном письме штампа входящей корреспонденции.
Письмом от 08.02.2018 N 52-05-06-652 в адрес общества инспекция направила определение от 08.02.2018 о назначении рассмотрения административного дела 21.02.2018 в 11 час. 00 мин. Письмо с приложением указанного определения получено обществом 20.02.2018 согласно данным проставленного на указанном письме штампа входящей корреспонденции заявителя.
Кроме того, 20.02.2018 общество подало в инспекцию ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствии представителя организации в связи с невозможностью обеспечения его присутствия на рассмотрении дела по причине загруженности данного представителя по месту основной работы.
О наличии каких-либо препятствий представить на рассмотрение дела дополнительные документы, в том числе свидетельствующие о наличии обстоятельств, исключающих или смягчающих административную ответственность Общества, ООО "СК "КАНЬОН" не указало, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявило.
Срок давности привлечения к ответственности соблюден. Штраф наложен в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
По мнению апелляционного суда, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о невозможности квалификации совершенного Обществом правонарушения как малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Из содержания статьи 1 Закона N 214-ФЗ следует, что указанный Закон устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное нарушение не может быть отнесено к малозначительным. Доказательств исключительности обстоятельств, имеющих значение для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, Обществом не представлено.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о малозначительности у судебной коллегии апелляционного суда не имеется.
Что касается довода апелляционной жалобы о необходимости замены назначенного административного штрафа более мягким наказанием, то, не находя его обоснованным, коллегия учитывает следующее.
По правилам части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем из установленных по делу обстоятельств не следует, что в рассматриваемом случае имеется совокупность обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Соответственно назначенное Обществу административное наказание согласуется с его предупредительными мерами, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом положения части 3 статьи 211 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.05.2018 по делу N А51-4172/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.