Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2018 г. N Ф04-5048/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А46-1490/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6878/2018) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.05.2018 по делу N А46-1490/2018 (судья Солодкевич И.М.)
по исковому заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" (ОГРН 1055504023651, ИНН 5503088339)
к 1) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) и 2) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134)
3-е лицо: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ОГРН 1047796261512, ИНН 7707515984)
об обязании осуществления действий, связанных с прекращением права оперативного управления, издания распоряжения об изъятии в состав имущества казны Российской Федерации, подписания акта приёма-передачи 23 объектов недвижимого имущества общей площадью 899,2 кв. м, расположенных в административном корпусе по адресу: Российская Федерация, Омская область, Черлакский район, районный поселок Черлак, улица Победы, 43, Литера А,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченок Эрнест Антонович (удостоверение N 266 выдано 18.12.2014, по доверенности N 285-Д от 22.12.2017 сроком действия по 31.12.2018);
от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" - Иванилов Владимир Ильич (по доверенности N 345 от 29.01.2018 сроком действия один год);
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - Стельмаченок Эрнест Антонович (удостоверение N 266 выдано 18.12.2014, по доверенности N 356-Д от 29.12.2016 сроком действия до 31.12.2018);
от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - представитель не явился.
установил:
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" (далее также - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее также - ТУ Росимущества в Омской области, заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа в прекращении права оперативного управления на 23 объекта недвижимости - нежилые помещения, расположенные по адресу: Омская обл., Черлакский р-н, р. п. Черлак, ул. Победы, 43, литера А, общей площадью 899,2 кв. м, выраженного в письме N ТУ-03/8432 от 10.01.2017.
Определением от 01.03.2018 к участию в деле с согласия истца соответчиком привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее также - Росимущество, ответчик, агентство), определением от 05.04.2018 третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор).
05.04.2018 учреждение, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточняло исковые требования, просило обязать ТУ Росимущества в Омской области в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу решения осуществить действия, связанные с прекращением права оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области", изъять в состав имущества казны Российской Федерации 23 объекта недвижимого имущества общей площадью 899, 2 кв. м., расположенных в административном корпусе по адресу: Омская обл., Черлакский р-н, р. п. Черлак, ул. Победы, 43, Литера А., находящихся у истца на праве оперативного управления.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2018 требования заявителя удовлетворены, суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества в Омской области в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить действия, связанные с прекращением права оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" на следующие нежилые помещения, расположенные в административном корпусе по адресу: Российская Федерация, Омская область, Черлакский район, районный поселок Черлак, улица Победы, 43, Литера А, общей площадью 899,2 кв. м:
- нежилое помещение N 3П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5284, площадью 41,9 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 4П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5283, площадью 11,9 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 5П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5296, площадью 16,4 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 6П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5273, площадью 17,5 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 7П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5290, площадью 11,1 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 8П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5276, площадью 12,6 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 9П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5289, площадью 12,3 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 11П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5277, площадью 24,4 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 12П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5279, площадью 9,6 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 13П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5294, площадью 71,6 кв. м, этаж - 1.2;
- нежилое помещение N 28П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5302, площадью 4,3 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 14П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5275, площадью 125,9 кв. м;
- нежилое помещение N 15П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5280, площадью 11 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 16П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5293, площадью 10,3 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 17П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5291, площадью 14,8 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 18П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5278, площадью 16,8 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 19П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5272, площадью 12,4 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 20П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5286, площадью 31,9 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 21П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5297, площадью 17 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 22П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5285, площадью 13,1 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 23П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5300, площадью 11 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 24П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5301, площадью 389,3 кв. м, этаж цокольный;
- нежилое помещение N 25П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5281, площадью 12,1 кв. м, этаж - 2.
Обязать ТУ Росимущества в Омской области в течение тридцати рабочих дней с момента вступления в законную силу настоящего решения издать распоряжение об изъятии в состав имущества казны Российской Федерации (далее - РФ) и подписать с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" акт приема-передачи следующих нежилых помещений, расположенных в административном корпусе по адресу: Российская Федерация, Омская область, Черлакский район, районный поселок Черлак, улица Победы, 43, Литера А, общей площадью 899,2 кв. м:
- нежилое помещение N 3П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5284, площадью 41,9 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 4П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5283, площадью 11,9 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 5П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5296, площадью 16,4 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 6П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5273, площадью 17,5 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 7П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5290, площадью 11,1 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 8П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5276, площадью 12,6 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 9П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5289, площадью 12,3 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 11П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5277, площадью 24,4 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 12П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5279, площадью 9,6 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 13П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5294, площадью 71,6 кв. м, этаж - 1.2;
- нежилое помещение N 28П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5302, площадью 4,3 кв. м, этаж - 1;
- нежилое помещение N 14П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5275, площадью 125,9 кв. м;
- нежилое помещение N 15П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5280, площадью 11 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 16П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5293, площадью 10,3 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 17П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5291, площадью 14,8 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 18П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5278, площадью 16,8 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 19П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5272, площадью 12,4 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 20П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5286, площадью 31,9 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 21П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5297, площадью 17 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 22П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5285, площадью 13,1 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 23П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5300, площадью 11 кв. м, этаж - 2;
- нежилое помещение N 24П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5301, площадью 389,3 кв. м, этаж цокольный;
- нежилое помещение N 25П с кадастровым (условным) номером 55:31:111101:5281, площадью 12,1 кв. м, этаж - 2. Этим же судебным актом с ТУ Росимущества в Омской области взыскано в пользу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" 1 500 руб. судебных расходов.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Омской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно доводам, которой права и законные интересы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" полагает не нарушенными, указывало, что учреждение только в письме N 6139 от 09.11.2017 заявило требование о передаче вышеуказанной недвижимости в состав имущества казны РФ, ранее просил лишь о прекращении права оперативного управления на спорные нежилые помещения.
Податель жалобы ссылается на Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденное приказом Росимущества от 29.09.2018 N 278, согласно которому ТУ Росимущества в Омской области производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативной собственности. По мнению заинтересованного лица, ТУ Росимущества в Омской области не наделено полномочиями по передаче имущества в состав казны РФ. Управление считает, что возможна лишь передача недвижимости иным лицам. Заявлен довод о несоблюдении ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" порядка обращения по вопросам изъятия объектов недвижимого имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, возражает против доводов жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Омской области, Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления высказался согласно доводам отзыва.
Роспотребнадзор, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением ТУ Росимущества в Омской области N 451-р от 23.08.2005 административный корпус по адресу: Омская обл., Черлакский р-н, р.п. Черлак, ул. Победы, 43, находящийся в собственности РФ (далее - административный корпус), передан в оперативное управление учреждению.
06.11.2013 в связи с неиспользованием административного корпуса, площадью 1 131,6 кв. м, учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о его изъятии из его оперативного управления (письмо N 5483 от 01.11.2013).
12.02.2015 учреждение заявило управлению об отказе от нежилых помещений N N 1, 26-28, 30-46, площадью 183,8 кв. м, расположенных в административном корпусе (письмо N 512 от 11.02.2015).
16.03.2015 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" от Роспотребнадзора испрошено согласие на отказ от права оперативного управления нежилыми помещениями площадью 947,8 кв. м (помимо помещений площадью 183,8 кв. м) в здании площадью 1 131,6 кв. м (письмо N 1065).
Роспотребнадзором представлен ответ в виде решения N 488-РИ от 18.06.2015.
03.04.2015 письмом N ТУ-03/2466 заявитель уведомлен управлением о рассмотрении вопроса о передаче нежилых помещений, указанных в письме N 512 от 11.02.2015, сообщено, что для их передачи необходимо выделить эти помещения в отдельный объект учета, изготовить на них кадастровые паспорта и совместно с принимающей стороной в соответствии с письмом Росимущества от 22.03.2013 N ИБ-06/12205 N О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества представить документы, упомянутые в приложении N 1 к методическим рекомендациям Росимущества по направлению деятельности "Размещение федеральных органов власти", в ТУ Росимущества в Омской области.
17.08.2015 в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения (поставлены на учет как самостоятельные объекты) о нежилых помещениях, размещенных в здании по адресу: Омская обл., Черлакский р-н, р. п. Черлак, ул. Победы, 43: N 3П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5284, площадью 41,9 кв. м, этаж - 1), N 4П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5283, площадью 11,9 кв. м, этаж - 1), N 5П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5296, площадью 16,4 кв. м, этаж - 1), N 6П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5273, площадью 17,5 кв. м, этаж - 1), N 7П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5290, площадью 11,1 кв. м, этаж - 1), N 8П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5276, площадью 12,6 кв. м, этаж - 1), N 9П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5289, площадью 12,3 кв. м, этаж - 1), N 11П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5277, площадью 24,4 кв. м, этаж - 1), N 12П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5279, площадью 9,6 кв. м, этаж - 1), N 13П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5294, площадью 71,6 кв. м, этаж - 1.2), N 14П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5275, площадью 125,9 кв. м), N 15П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5280, площадью 11 кв. м, этаж - 2), N 16П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5293, площадью 10,3 кв. м, этаж - 2), N 17П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5291, площадью 14,8 кв. м, этаж - 2), N 18П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5278, площадью 16,8 кв. м, этаж - 2), N 19П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5272, площадью 12,4 кв. м, этаж - 2), N 20П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5286, площадью 31,9 кв. м, этаж - 2), N 21П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5297, площадью 17 кв. м, этаж - 2), N 22П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5285, площадью 13,1 кв. м, этаж - 2), N 23П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5300, площадью 11 кв. м, этаж - 2), N 24П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5301, площадью 389,3 кв. м, этаж цокольный), N 25П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5281, площадью 12,1 кв. м, этаж - 2), N 28П (кадастровый (условный) номер 55:31:111101:5302, площадью 4,3 кв. м, этаж - 1).
31.08.2015 за ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" зарегистрировано право оперативного управления перечисленными выше нежилыми помещениями (свидетельства 55 N N 050493, 050495, 050559, 050539, 050515, 050525, 050511, 050529, 050531, 050555, 050523, 050535, 050517, 050521, 050527, 050553, 050499, 050491, 050497, 050551, 050543, 050533, 050541).
02.09.2015 учреждением доведено до сведения управления, что во исполнение письма N ТУ-03/2466 от 03.04.2015 им завершается процедура выделения из здания 32 объектов, в том числе помещений NN 3-25, 28.
29.09.2015 ТУ Росимущества в Омской области письмом N ТУ-03/7285 сообщено заявителю, что помещения площадью 947,8 кв. м. предложены различным федеральным органам исполнительной власти.
30.09.2015 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" сообщено ТУ Росимущества в Омской области об отказе от нежилых помещений N N 3П-25П, 28П, располагающихся в административном корпусе (письмо N 4270 от 18.09.2015).
29.10.2015 управлением снова объявлено, что помещения предложены федеральным организациям и при получении согласия от них на закрепление за ними этих помещений на праве оперативного управления, вопрос об их передаче будет рассмотрен ТУ Росимущества в Омской области.
25.11.2015 учреждением вновь доведено до сведения управления, что, в том числе нежилые помещения N N 3П-25П, 28П., длительное время не используются по назначению, их содержание влечет значительные финансовые потери (письмо N 5457 от 25.11.2015).
10.10.2017 истцом ТУ Росимущества в Омской области приведена хронология обращений к нему, указано на то, что распоряжениями N 219-р от 07.12.2015, N 236-р от 13.09.2016 право оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" на нежилые помещения площадью 207,1 кв. м в здании по адресу: Омская обл., Черлакский р-н, р. п. Черлак, ул. Победы, 43 прекращено, однако, это право на нежилые помещения площадью 899,2 кв. м в этом же здании по-прежнему сохраняется за учреждением. В связи с этим со ссылкой на пункт 4 статьи 214, статью 236, пункт 2 статьи 296, пункт 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 (далее - Положение о Росимуществе), пункт 4.1.9 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 ноября 2008 года N 374 (далее - Типовое положение), управлению учреждением предложено прекратить его право оперативного управления на нежилые помещения, обозначенные в настоящем иске (письмо N 6139 от 09.10.2017).
10.11.2017 управлением повторено, что в случае выявления федеральных учреждений, испытывающих потребность в спорном имуществе, учреждение будет об этом уведомлено, сообщено, что согласно разъяснениям Росимущества (не названным в письме N ТУ-03/8432), решение об изъятии недвижимого имущества в казну РФ может быть принято только при наличии предложений о дальнейшем использовании этого имущества, оно (имущество) должно находиться в удовлетворительном техническом состоянии - состоянии, пригодном для его использования без дополнительных финансовых вложений.
01.02.2018 учреждение обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2018 по делу N А46-1490/2018 требования заявителя удовлетворены.
Указанное решение обжалуется ТУ Росимущества в Омской области в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4.1.9 Типового Положения о ТУ Росимущества в Омской области, управление закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения о Росимуществе); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения о Росимуществе).
Как следует из приведенных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ТУ Росимущества в Омской области, таковые не воспрещают ему изъятие имущества, от которого учреждением заявлен отказ.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Омской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого учреждением, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит приведенному правовому регулированию полномочий в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у заявителя права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, принимая во внимание постановку на кадастровый учет как самостоятельных объектов, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Довод подателя жалобы о том, что требование о передаче спорного имущества в состав имущества казны РФ заявлено ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" только в письме N 6139 от 09.11.2017, и ранее заявитель просил лишь о прекращении права оперативного управления, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу наличия права учреждения на подобный отказ.
Аналогичные выводы были сделаны в Определение Верховного суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 307-ЭС18-2637, в котором суд указал, что выражая намерение об отказе от права оперативного управления, заявитель совершил действия, очевидно свидетельствующие об отказе владеть и пользовать имуществом, переданным в оперативное управление. Все последующие действия соответствовали выраженному волеизъявлению.
Таким образом, именно с момента отказа заявителя от права оперативного управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" у ТУ Росимущества в Омской области возникла обязанность по изъятию имущества.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Типового Положения о ТУ Росимущества в Омской области заинтересованное лицо осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В силу наличия соответствующих полномочий управление должно было быть известно о решение от 18.06.2015 N 488-РИ Роспотребнадзора.
Довод учреждения об отсутствии нарушенных прав или законных интересов заявителя отклоняется с учетом установленного наличия интереса у ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" в освобождении от бремени содержания объектов недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, учреждением неоднократно совершались юридически значимые действия достаточные для возникновения указанного в пункте 1 статьи 235, статье 236, пункте 3 статьи 299 ГК РФ правового последствия - прекращения этого права.
Совершения иных действий для прекращения права оперативного управления не требуется, в связи с чем, довод о несоблюдении досудебного урегулирования спора признается несостоятельным. Письмо N ДП-08/29736 от 19.07.2016, на которое податель жалобы, ссылается в обоснование данного довода, не является нормативным правовым актом, тогда как обращение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области" не противоречит требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за поддачу настоящей жалобы не распределяются, поскольку ее податель освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.05.2018 по делу N А46-1490/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.