Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2018 г. N Ф08-9648/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А63-15424/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2018 по делу N А63-15424/2017 (судья Галушка В.В.)
по заявлению некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (г. Ставрополь, ОГРН 1132651033140),
к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (г. Ставрополь, ОГРН 1042600337537),
о признании незаконным и отмене предписания,
третьи лица: Дикович П.И., общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (г. Ставрополь, ОГРН 1102635002062),
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - Масловой Е.А. по доверенности от 10.05.2018,
от некоммерческой организации Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" - Кондратьевой Ю.А. по доверенности от 10.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" (далее - фонд, организация) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания от 24.05.2017 N 3786.
К участию в деле в качестве третьего лица, привлечены: Дикович П.И. и общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее-управляющая компания).
Решением от 25.04.2018 Арбитражный суд Ставропольского края удовлетворил требования заявителя в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что формулировка, изложенная в оспариваемом предписании, делает его заведомо неисполнимым, и возлагает на Фонд неопределенные обязанности, чем нарушают его права и законные интересы.
Не согласившись с решением суда, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что предписание, как и остальные материалы проверки, полностью отвечают требованиям действующего законодательства и являются правомерными и обоснованными. Доказательства того, что заявитель принял все зависящие от него меры по исполнению требований и норм действующего жилищного законодательства в материалах дела отсутствуют.
Другие лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В отзывах на апелляционную жалобу фонд и управляющая компания просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьёй 178 ЖК РФ Фонд - региональный оператор является юридическим лицом, созданным распоряжением Правительства Ставропольского края от 23.09.2013 N 326-рп, в организационно-правовой форме фонда, осуществляет свою деятельность и исполняет обязанности по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в соответствии со статьями 180, 182 ЖК РФ, Законом Ставропольского края от 28.06.2013 N 57-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края" (далее-Закон 57-кз) и Уставом Фонда.
В соответствии со статьёй 178 ЖК РФ и статьёй 123.17 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом Фонда, региональный оператор создан в общественно полезных целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
24.05.2017 на основании распоряжения заместителя начальника управления - главного государственного жилищного инспектора СК Лимарева С.Б. N 1455 от 20.04.2017 по обращению гр. Дикович П.И. проживающего в МКД N 64/2 по ул. Пирогова в г. Ставрополе проведена внеплановая проверка в отношении фонда, по вопросу формирования фонда капитального ремонта, указанного МКД.
24.05.2017 по итогам проверки управлением составлен акт проверки N 1455-38/01, согласно которому установлено нарушение фондом ч. 5 ст. 173 ЖК РФ при начислении собственникам помещений МКД N 64/1 по ул. Пирогова в г. Ставрополе взносов на капитальный ремонт общего имущества при изменении способа формирования фонда.
24.05.2017 на основании акта проверки управление выдало фонду предписание N 3786 об обязании произвести начисление взносов за март 2017 года со сроком исполнения до 24.08.2017.
Считая указанный акт незаконным, фонд обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 стать 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
В силу ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную программу, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора; на специальном счете.
При этом, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управлением многоквартирным домом на основании договора управления.
Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через шесть месяцев после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 ст. 173 ЖК РФ, но не ранее наступления условия, предусмотренного ч. 2 ст. 173 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 172 ЖК РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений и реестр специальных счетов (часть 4 статьи 172 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 7 ст. 173 ЖК РФ при изменении способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора или владелец специального счета в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете обязан передать владельцу специального счета и (или) региональному оператору соответственно все имеющиеся у него документы и информацию, связанную с формированием фонда капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Согласно частью 1 стать 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными.
Из смысла статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Закон N 294-ФЗ) следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
При этом, в силу положений 2, 8, 9 статьи 18 Закона N 294-ФЗ при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи, предписание должностного лица административного органа должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны.
Назначение предписания заключается в приведении деятельности лица, которому оно адресовано, в соответствие с действующим законодательством, поэтому оно должно содержать требования по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для указанного лица в силу закона и оно должно быть реально исполнимым, поскольку носит обязательный характер и порождает правовые последствия, для определенной организации. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на юридическое лицо, влечет нарушение его законных прав и интересов.
Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного акта, и соответственно, его недействительность.
В статье 17 Закона N 294-ФЗ изложены требования об исполнимости предписания и по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, и эти требования должны быть реально исполнимы.
Статьей 7 Закона N 57-кз (в действующей редакции на момент выдачи предписания), устанавливающей Порядок выполнения региональным оператором своих функций и осуществления деятельности, определено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, региональный оператор направляет в адрес собственников жилых помещений в многоквартирном доме платежный документ с указанием суммы платы за капитальный ремонт.
Согласно статьи 3 Закона N 57-кз обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Ставропольского края, по истечении семи месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем официального опубликования утвержденной в установленном порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом. Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями, установленными статьей 173 ЖК РФ. Передача региональным оператором документов и информации, связанной с формированием фонда капитального ремонта, в случае изменения способа формирования фонда капитального ремонта осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Согласно части 7 статьи 173 ЖК РФ, части 3 статьи 3 Закона N 57-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 18.12.2015 N 546-п, утвержден Порядок передачи региональным оператором и (или) владельцем специального счета документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, при изменении способа его формирования (далее - Порядок).
Согласно Порядку документы и информация, предусмотренные пунктом 3 Порядка, в том числе информация в отношении каждого собственника помещения в многоквартирном доме о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт и пеней, об операциях по зачислению и списанию средств фонда капитального ремонта, о размере задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и периоде образования такой задолженности, подлежат передаче не позднее 7 рабочих дней до дня вступления в силу решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Передача документов и информации, предусмотренных пунктом 3 Порядка, оформляется актом приема-передачи, подлежащим подписанию уполномоченными представителями регионального оператора и владельца специального счета.
В соответствии с Положением об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 N 244-п, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, и Управление ведет реестр уведомлений о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, открытых в кредитных организациях, информирует органы местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В настоящее время фонд капитального ремонта в МКД формируется на специальном счете, что подтверждается выпиской из реестра специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта от 29.03.2018.
Учитывая, что решение общего собрания собственников помещений МКД поступило к региональному оператору 03.10.2016, срок вступления его в силу наступил 03.04.2017.
Согласно акту проверки от 24.05.2017 N 1455-38/01 и предписанию от 24.05.2017 N 3786 претензии управления к заявителю сводятся к тому, что фонд нарушил требования статьи 173 ЖК РФ, не начислив собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова N 64/2, взносов на капитальный ремонт за март 2017 года.
Как видно из материалов дела, МКД по адресу: г. Ставрополь, ул. Пирогова N 64/2 включен в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы", утвержденную Постановлением Правительства Ставропольского края от 29.05.2014 N 225-п, опубликованную в официальном печатном издании - газете "Ставропольская правда", N 137-138, 31.05.2014 (далее - региональная программа).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в МКД возникла с 01.01.2015.
Собственники помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Ставропольского края, в соответствии со статьей 3 Закона N 57-кз должны были принять решение и реализовать в срок до 01.11.2014 один из способов формирования фонда капитального ремонта: на счете регионального оператора или на специальном счете.
Однако, собственники помещений в МКД в установленный законом срок не приняли решение о способе формировании фонда капитального ремонта, в связи с чем в соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 17.12.2014 N 4226 принято решение о формировании в отношении указанного дома фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 06.07.2016 N 3 установлено, что собственниками помещений в МКД принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем прекращения формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого была определена управляющая компания, которая с 01.07.2014 осуществляет управление МКД на основании договора управления.
Решение общего собрания от 06.07.2016 N 3 никем из собственников не оспорено и недействительным не признано.
В настоящее время фонд капитального ремонта в МКД формируется на специальном счете, что подтверждается выпиской из реестра специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта от 29.03.2018.
Учитывая, что решение общего собрания собственников помещений МКД поступило к региональному оператору 03.10.2016, срок вступления его в силу наступил 03.04.2017 (по истечении 6-ти месяцев).
Во исполнение Порядка передачи региональным оператором и (или) владельцем специального счета документов и информации, связанных с формированием фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, при изменении способа его формирования в адрес управляющей компании региональным оператором письмом от 27.03.2017 N 2751 направлен акт приема-передачи от 26.03.2017 N 125 документов и информации, предусмотренных пунктом 3 указанного Порядка, включающий в том числе информацию в отношении каждого собственника помещения в МКД о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт и пеней.
В период с 03.04.2017 по 08.04.2017 Фонд был обязан перечислить средства фонда капитального ремонта МКД, сформированного на счете регионального оператора, на специальный счет.
Платежным поручением от 07.04.2017 N 749, в установленные вышеуказанные сроки, региональный оператор осуществил перечисление денежных средств фонда капитального ремонта МКД, сформированного на счете регионального оператора до 03.04.2017, в размере 942 052,44 рублей на специальный счет МКД.
Управляющая компания подтвердила, что региональным оператором в адрес управляющей компании письмом от 27.03.2017 N 2751 был направлен акт приема-передачи документов и информации, предусмотренных пунктом 3 указанного Порядка, и в установленный частью 5 статьи 173 ЖК РФ срок были перечислены указанные средства фонда капитального ремонта МКД на специальный счет.
При этом в информации отражено начисление взносов за период с 01.01.2015 по 28.02.2017, и поступление оплат по состоянию на 27.03.2017. Акт приема-передачи документов, подписанный управляющей компанией, возвращен в адрес регионального оператора 21.04.2017.
Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ в течение пяти дней после вступления в силу решения собственников о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
Управлением не представлено в суд надлежащих достаточных доказательств того, что региональный оператор нарушил требования части 5 статьи 173 ЖК РФ.
На момент проведения проверки (24.05.2017) управление располагало информацией о том, что собственникам помещений в МКД управляющей компанией на основании обращения председателя совета МКД Диковича П.И. уже произведено начисление взносов на капитальный ремонт за март 2017 года и собственниками уплачены взносы за указанный период.
Кроме этого, управлением не было учтено и то, что на момент проведения проверки (24.05.2017) региональный оператор уже не обязан был производить начисления взносов на капитальный ремонт, вести учет денежных средств собственников помещений в МКД в связи с тем, что 03.04.2017 вступило в силу решение собственников помещений в МКД от 06.07.2016 о способе формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД путем перечисления взносов на специальный счет, принадлежащий управляющей компании, которая согласно данному решению с указанной даты обязано осуществлять начисление и учет средств собственников помещений в виде в виде взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, требование предписания управления произвести начисление взносов за март 2017 необоснованно, незаконно и неисполнимо, так как указанные начисления фондом уже были произведены и этот факт имел место быть до вынесения предписания и даже на момент проведения проверки, на основании которой вынесено оспариваемое предписание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предписание, как и остальные материалы проверки, полностью отвечают требованиям действующего законодательства и являются правомерными и обоснованными, а доказательства того, что заявитель принял все зависящие от него меры по исполнению требований и норм действующего жилищного законодательства в материалах дела отсутствуют, подлежат отклонению в связи с тем, что незаконность оспариваемого предписания подтверждается материалами дела и доказательств обратного в материалы дела не представлено. Доказательства того, что фонд принял все зависящие от него меры по исполнению требований и норм действующего жилищного законодательства представлены в материалах дела, а установленный судом первой инстанции факт начисления взносов на капитальный ремонт МКД за март 2017 год является доказательством принятия фондом мер по соблюдению жилищного законодательства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.04.2018 по делу N А63-15424/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.