г. Москва |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А40-179994/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года 30 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Пронниковой Е.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "ТД "Кутекром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2018 г. по делу N А40-179994/17 (33-1651), принятое судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ООО "ТД "Кутекром"
к ответчикам: Министерству промышленности и торговли РФ, Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды
о признании незаконным действия
при участии:
от заявителя: |
Бородкина С.Г. по дов. от 01.08.2017, |
от ответчиков: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кутекром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением с учетом уточнения требований о признании незаконными действий Комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды по направлению в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления от 08.08.2017 года N ПР-05-3234 об исключении инвестиционного проекта ООО "Торговый дом "Кутекром" "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, о признании недействительным приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N3036 от 05.09.2017.
Решением суда от 05.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Приказом Минипромторга от 11.10.2016 N 3604 инвестиционный проект ООО "Торговый Дом "Кутекром" "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" (далее - инвестиционный проект) был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Ранее распоряжением Администрации Псковской области от 29.06.2016 N 352-р была утверждена в установленном порядке заявка общества на реализацию инвестиционного проекта.
В рамках реализации инвестиционного проекта ООО "Торговый Дом "Кутекром" приняло на себя обязательства по строительству новых объектов промышленного производственного назначения - лесозаготовительного производства, лесоперерабатывающего производства, производства пеллет, лесовосстановительного хозяйства.
Согласно поквартальному графику реализации инвестиционного проекта в период с 3 квартала 2015 года по 1 квартал 2017 года ООО "Торговый Дом "Кутекром" должны быть вложены инвестиции в размере 277,719 млн. рублей, в том числе: выполнены в полном объеме работы по монтажу сетей электроснабжения; приобретена лесозаготовительная техника - харвестер 1270 е, форвардер 1110 д, экскаватор-погрузчик колесный, лесовоз 43443 с гидроманипулятором и прицепом, лесовоз Volvo 591210 с гидроманипулятором; приобретены лесопильная линия super saver, линия подачи бревен, комплекс сушильных камер, комбисортировочная линия; частично проведены проектные работы по подготовке площадки, строительству помещений (завершение запланировано на 3 квартал 2017 года);, частично проведены работы по строительству пеллетного завода.
В заявленные концепцией инвестиционного проекта сроки указанные мероприятия не были выполнены.
В силу пункта 18 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение об утверждении Перечня), пунктов 1.5, 4.3 Порядка отбора и утверждения заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и контроля за ходом реализации данных проектов, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 13.10.2009 N 395, пункта 1.1 Положения о государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 13.072009 N 250, Комитет является органом, к полномочиям которого относится осуществление контроля за ходом реализации инвестиционного проекта. Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполнения работ).
В соответствии с п. 17 Положения об утверждении Перечня инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Комитет отчет о ходе реализации инвестиционного проекта.
Поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта предусмотрено, что заявитель обязан был вложить в реализацию проекта в 3 квартале 2015 -35,168 млн. руб., в 4 квартале 2015- 23,110 млн.руб., в 1 квартале 2016 - 287 тыс. рублей, во 2 квартале 2016 297 тыс.рублей, в 3 квартале 2016 - 21,203 млн. рублей, в 4 квартале 2016 - 179,073 млн. рублей, в 1 квартале 201.7 - 18,581 млн. рублей.
Согласно отчету о ходе реализации инвестиционного проекта в период с 11.10.2016 по 31.12.2016 (строка 8) фактические инвестиции с начала реализации проекта составили 6 млн. рублей, выполнение календарного плана с начала реализации проекта составило 1,4%, вместо планируемых 61%.
Из отчета за период с 01.01.2017 по 31.03.2()17 следует, что показатель выполнения календарного плана с начала реализации проекта составил 1,4% вместо планируемых 65%, средства в реализацию проекта в отчетный период не вкладывались.
Таким образом, отставание от графика реализации инвестиционного проекта составило более года.
Комитетом в рамках контроля за ходом реализации данного инвестиционного проекта выдано предписание о необходимости устранения нарушений от 02.05.2017 N Пр-09-1821, в котором инвестору предложено в срок до 01.08.2017 г. устранить отставание от графика реализации инвестиционного проекта, а также в срок до 05.06.2017 представить в Комитет информацию с документальным подтверждением о мерах, принимаемых по устранению нарушении.
В ответ на данное предписание 05.06.2017 г. ООО "Торговый Дом "Кутекром" в адрес Комитета направлено письмо, в котором указывалось, что обществом на момент направления предписания в реализацию инвестиционного проекта вложены собственные средства в размере 6 млн. рублей, а также сообщалось о намерениях дополнительного финансирования инвестиционного проекта в июне 2017 года в размере 60 млн. рублей. Вместе с тем, документальные подтверждения данных фактов не были представлены.
01.08.2017 Заявитель предоставил в Комитет дополнительные документы, в том числе копии контрактов N 12092016 от 12.09.2016, 18052017 от 18.05.2017, 15062017 от 16.06.2017, 16062017 от 16.06.2017. Какие-либо доказательства (копии платежных поручений, акты приема-передачи и т.п.), подтверждающие исполнение данных контрактов Заявитель не предоставил.
Комитетом в рамках проверки исполнения предписания была проведена выездная проверка, которой также установлено, что инвестор к реализации инвестиционного проекта фактически не приступил (акт проверки от 03.08.2017).
Таким образом, предписание Комитета исполнено не было, отставание от графика более чем на год не было устранено.
Неисполнение предписания в силу пункта 19 Положения об утверждении Перечня является основанием для принятия Комитетом решения о направлении в Минпромторг заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных.
В соответствии с пунктом 1 приказа Комитета от 03.08.2017 N 707 было подготовлено и направлено в Минпромторг заявление от 08.08.2017 N Пр-05-3234 об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных в связи с невыполнением обязательств инвестора по созданию объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта.
Рассмотрев указанное заявление, Минпромторг на основании пункта 19 Положения об утверждении Перечня издал приказ от 05.09.2017 N 3036, которым инвестиционный проект ООО "Торговый Дом "Кутекром" (Псковская область) "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Полагая действия Комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды по направлению в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления от 08.08.2017 N ПР-05-3234 об исключении инвестиционного проекта ООО "Торговый дом "Кутекром" "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.09.2017 N 3036 незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В обоснование своих требований заявитель поясняет, что сроки реализации инвестиционного проекта сдвинуты относительно графика реализации проекта ввиду не предоставления в предусмотренные концепцией инвестиционного проекта сроки земельного участка под строительство. В обоснование данного довода заявитель ссылается на письма от 18.05.2015, 10.07.2015, 31.07.2015, с которыми обращался в Администрацию Псковской области по вопросу предоставления земельного участка по новому адресу. Первоначально инвестиционным соглашением от 03.10.2014 реализация инвестиционного проекта планировалась по адресу г.Псков, ул.Н.Васильева, д. 87а.
При том, что заявителю уже в мае 2015 было известно о невозможности реализации инвестиционного проекта по адресу: г.Псков, ул.Н.Васильева, д.87а, 10.03.2016 он обратился в Комитет с заявкой N 25 о реализации инвестпроекта именно по этому адресу, своевременных мер для внесения изменений в концепцию не принял.
В соответствии с приложенной к заявке концепцией инвестпроекта основной его целью являлось создание вертикально интегрированного конкурентоспособного лесоперерабатывающего производства с использованием современных технологий и импортного оборудования, направленного на глубокую переработку древесного сырья, а также древесных отходов. Местом строительства в концепции (приложение 1 "Генеральный план. Схема расположения объекта") указывался земельный участок, расположенный по адресу: г.Псков, ул.Н.Васильева, д.87а.
С заявкой о внесении изменений в концепцию ООО "Торговый Дом "Кутекром" обратилось в Комитет только в 2017, то есть по прошествии более двух лет с момента, когда стало известно о невозможности размещения лесоперерабатывающего производства по первоначально заявленному адресу. В утверждении заявки Комитет отказал на основании п.8 Порядка внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, утвержденного Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.12.2011 N 1755.
Довод заявителя о том, что срок реализации инвестиционного проекта им не нарушен, и что смещение графика реализации произошло не по его вине, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об обратном и должны были учитываться заявителем при подаче заявки на реализацию инвестиционного проекта.
Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных в силу пункта 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для заключения договоров аренды лесных участков без проведения торгов. Договоры аренды в этом случае заключаются на льготных условиях, с применением коэффициента 0,5 к ставкам платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
Согласно п.1(1) указанного постановления льготы по арендной плате устанавливаются на период окупаемости проекта, т.е. на период, следующий за вводом производства в эксплуатацию. Участки лесного фонда предоставляются в аренду с целью обеспечения сырьем производства, созданного в ходе реализации инвестиционного проекта. До настоящего времени завод по глубокой переработке древесины не построен, потребность в древесине отсутствует, следовательно, исключение проекта из перечня приоритетных не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Положения об утверждении Перечня заявитель должен документально подтвердить наличие собственных и (или) привлекаемых для реализации инвестиционного проекта средств, в размере заявленных инвестиций.
Ответчиком указано, что во исполнение данной обязанности ООО "Торговый Дом "Кутекром" были предоставлены поддельные документы.
Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Псковской области расследуется уголовное дело N 11607580001000064, возбужденное по факту представления директором ООО "Торговый Дом "Кутекром" поддельных документов в составе заявки на реализацию инвестиционного проекта. Постановлением руководителя следственного органа - начальником следственного отдела Управления Федеральной службы безопасности РФ по Псковской области от 09.03.2017 Комитет признан потерпевшим по вышеназванному уголовному делу.
Указанные обстоятельства послужили причиной для принятия Администрацией Псковской области распоряжения от 25.07.2017, N 499-р "Об отмене отдельных актов Администрации области".
Данным распоряжением отменены распоряжение Администрации области от 29.06.2016 N 352-р "Об утверждении заявки ООО "Торговый Дом "Кутекром" на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов на территории Псковской области "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" и распоряжение Администрации области от 07.09.2016 N515-р о внесении изменений в него.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции, были приняты во внимание доводы ответчика со ссылкой на судебные акты по делу N А52-2241/17, в котором рассматривался вопрос о признании недействительным договора аренды лесного участка N 9-2016 от 01.11.16, заключенного в целях реализации инвестиционного проекта.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" определено следующее:
* инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
* приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения установлено, что ведение перечня, в том числе включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Приказом Минпромторга России от 11 октября 2016 г. N 3604 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" инвестиционный проект Заявителя "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно пункту 19 Положения в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. В случае непредставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации копии указанного предписания Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вправе направить инвестору собственное предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Копия этого предписания направляется в заинтересованный орган субъекта Российской Федерации. Отчет о выполнении данного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предписания инвестор направляет в заинтересованный орган.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Положения, договор аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, должен содержать следующие основания для досрочного расторжения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя:
нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
Во исполнение пункта 19 Положения Комитет письмом от 2 мая 2017 г. N Пр-05-1822 направил в адрес Минпромторга России копию предписания от 2 мая 2017 NПр-09-1821 о необходимости устранения Заявителем нарушений при реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" в срок до 1 августа 2017 г.
В связи с тем, что предписание Комитета от 2 мая 2017 г. N Пр-09-1821 в установленный срок не было выполнено, Комитет направил в адрес Минпромторга России заявление от 8 августа 2017 N Пр-05-3234 об исключении инвестиционного проекта Заявителя из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Вышеуказанное заявление поступило в Минпромторг России 15 августа 2017 г.
В связи с чем, Минпромторг России, руководствуясь пунктом 19 Положения, издал приказ от 5 сентября 2017 г. N 3036 об исключении инвестиционного проекта ООО "Торговый Дом "Кутекром" "Создание производства по глубокой переработке древесины в Псковской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В настоящем случае заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о надлежащем соблюдении сроков реализации инвестиционного проекта.
В виду вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются судебной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для изменения (отмены) принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 марта 2018 г. по делу N А40-179994/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-179994/2017
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КУТЕКРОМ"
Ответчик: ГК Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28165/18
05.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-179994/17
18.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64705/17
27.09.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-179994/17