Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2018 г. N Ф04-5050/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А46-25314/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6868/2018) департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.05.2018 по делу N А46-25314/2017 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРРС СЕРВИС" (ИНН 5507169050, ОГРН 1165543078524) к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска Семеновой Е.Г. по доверенности от 28.03.2018 N Исх-ДИО/4849 сроком действия один год;
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "АРРС СЕРВИС", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АРРС СЕРВИС" (далее - ООО "АРРС Сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 02:3411 площадью 2 335 кв. м, местоположение установлено в 10 м юго-восточнее относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. Семиреченская, д. 97А. Заявитель просил обязать Департамент на основании подпункта 9 части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) произвести проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ, и принять в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения арбитражного суда по настоящему делу в законную силу решение о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.05.2018 по делу N А46-25314/2017 требования ООО "АРРС Сервис" удовлетворены. Признано незаконным бездействие Департамента, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411, площадью 2 335 кв. м, местоположение установлено в 10 м юго-восточнее относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Семиреченская, д. 97А. Этим же судебным актом на Департамент возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411, площадью 2 335 кв. м, местоположение установлено в 10 м юго-восточнее относительно нежилого строения с почтовым адресом: Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Семиреченская, д. 97А, либо об отказе в проведении аукциона, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 39.8, 39.11, 39.12 ЗК РФ. С Департамента в пользу Общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, предъявленных Обществом.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на невозможность проведения аукциона в отношении самовольно занятого земельного участка, указывая на обстоятельства, установленные в рамках дела N А46-19711/2017.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
ООО "АРРС Сервис", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Департамента поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 17.05.2017 Общество обратилось в Департамент с заявлением о проведении действий, предусмотренных статьей 39.11 ЗК РФ, и назначении аукциона по продаже земельного участка, необходимого для эксплуатации строения (цеха), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 55:36:190102:2206, по адресу: г. Омск, ул. Семиреченская, 97А.
Распоряжением Департамента от 23.06.2017 N 1324 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ООО "АРРС Сервис" обеспечило подготовку межевого плана и постановку на учет земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411 с видом разрешенного использования - площадки и сооружения для складирования отправляемых и пребывающих грузов, погрузо-разгрузочные площадки.
Письмом от 03.08.2017 Общество направило в адрес Департамента выписку из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 55:36:19 01 02:3411 в качестве подтверждения постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и просило заинтересованное лицо произвести действия, предусмотренные статьей 39.11 ЗК РФ по подготовке и организации аукциона по продаже данного земельного участка.
24.08.2017 Обществом повторно направлено письмо с просьбой назначить аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411.
Неосуществление действий по проведению аукциона послужило основанием обращения ООО "АРРС Сервис" в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции заявление общества удовлетворено, в связи с чем Департаментом подана настоящая апелляционная жалоба.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с правилами статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 указанной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован главой V.1 ЗК РФ.
В соответствии с правилами статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
По общему правилу, зафиксированному в части 1 статьи 39.3 Кодекса, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Предусмотренный пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ перечень исключений состоит из 12 пунктов и является исчерпывающим.
По справедливому замечанию суда первой инстанции, рассматриваемый в рамках настоящего дела случай предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411 к перечню исключений не относится.
В соответствии с правилами статьи 39.11 ЗК РФ, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Статьей 39.11 ЗК РФ предусматривается, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно части 4 указанной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:
1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости";
2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;
11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;
13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в
соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Доказательства того, что испрашиваемый ООО "АРРС Сервис" земельный участок не может являться предметом аукциона, в материалах дела отсутствуют. Обосновывая несогласие с требованиями ООО "АРРС Сервис", Департамент не заявляет о каких-либо из перечисленных выше обстоятельствах, ссылаясь лишь на установление в ходе муниципального земельного контроля факта самовольного занятия и использования земельного участка лицом, не имеющим прав на данный участок.
Между тем, суд апелляционной инстанции отклоняет приведенный довод, поскольку таковой заявлен Департаментом со ссылкой на не вступивший в законную силу судебный акт, который, по смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ, не может рассматриваться как освобождающий Департамент от доказывания законности своих возражений.
Кроме того, из решения суда первой инстанции, принятого по делу N А46-19711/2017, не усматривается установление факта самовольного занятия и использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:190102:3411. Таким образом, изложенные в настоящей жалобе Департамента утверждения не соответствуют действительности.
Также апелляционный суд учитывает, что на случай доказанности обстоятельств самовольного занятия земельного участка действующим законодательством предусмотрен механизм защиты нарушенных прав и устранения самовольного занятия, что свидетельствует о том, что данные обстоятельства не могут расцениваться как исключающие проведение аукциона и в целом оборот соответствующего объекта прав.
Статьей 39.11 ЗК РФ самовольное занятие не характеризуется как обстоятельство, исключающее проведение аукциона.
О существовании иных препятствий для проведения предусмотренной земельным законодательством процедуры аукциона заинтересованное лицо не заявляет, и существование таковых не следует из материалов дела.
Между тем, в предусмотренный законом срок спорное решение заинтересованным лицом не принято, в связи с чем коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о допущенном Департаментом незаконном бездействии.
В установленных обстоятельствах восстановлению нарушенных прав будет служить возложение на заинтересованное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав путем принятия решения о проведении аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка, либо об отказе в проведении аукциона, с соблюдением процедур, предусмотренных ЗК РФ.
Удовлетворив требования ООО "АРРС Сервис", суд первой инстанции принял по делу законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы Департамента не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по апелляционной жалобе Департамента судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от обязанности по уплату государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.05.2018 по делу N А46-25314/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.