г. Владивосток |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А59-2015/2018 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-4920/2018
на решение от 09.06.2018
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-2015/2018 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)
к обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат Стройматериалов" (ОГРН 1026500524423, ИНН 6501112718)
о взыскании 2 000 рублей финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в предоставлении неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2017 года,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
УПФР в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - заявитель, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат Стройматериалов" (далее - общество, ООО "КСМ") о взыскании финансовой санкции в размере 2000,00 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений за март 2017 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2018 (мотивированное решение от 09.06.2018) в удовлетворении требования управления к обществу о взыскании финансовой санкции в размере 2000,00 рублей отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, пенсионный фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ общество представило неполные и недостоверные сведения на 4-х застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Полагает, что у общества имелся достаточный срок для предоставления дополняющих сведений по форме СЗВ-М, без применения управлением финансовых санкций.
Поскольку страхователь не устранил в течение пяти рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, выявленную ошибку, то управлением правомерно при получении дополняющих сведений составлен акт камеральной проверки о выявлении правонарушений в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В установленный определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 срок общество представило в материалы дела письменный отзыв на жалобу, по тексту которого указывает на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Управлением на основании представленной обществом отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за март 2017 года проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проведенной проверки проверяющим установлен факт нарушения пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в отношении четырех застрахованных лиц.
Согласно составленному акту от 02.08.2017 N 074S18170004441 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, общество представило данные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) 15 июня 2017 года.
По результатам рассмотрения указанного акта и других материалов проверки, которое состоялось 23.08.2017, управлением принято решение от 24.08.2017 N 074S19170004966 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к обществу финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц составил 2000,00 рублей.
14.09.2017 пенсионный фонд выставил в адрес общества требование N 074S01170053763 об уплате страхователем финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 03.10.2017, которое было направлено в адрес ООО "КСМ" заказным письмом от 15.09.2017.
Названное требование до установленного срока страхователь не исполнил, в связи с чем управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске управлением срока на обращение в суд за взысканием финансовой санкции, признал причины пропуска срока уважительными и восстановил его, однако по существу заявленных требований отказал в связи с недоказанностью материалами дела факта правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Оценивая выводы суда первой инстанции относительно пропуска заявителем срока на обращение в арбитражный суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением, суд апелляционной инстанции находит их ошибочными, поскольку в силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции управление вправе было обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
Согласно статье 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Как следует из материалов дела, в требовании N 074S01170053763 от 14.09.2017 об уплате страхователем финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования содержится срок до - 03.10.2017, соответственно, срок давности взыскания штрафа истекает 03.04.2018.
Согласно штампу Арбитражного суда Сахалинской области поступление заявления пенсионного фонда датировано 02.04.2018 вх.N 2015/18.
Таким образом, управлением не был пропущен срок для взыскания суммы финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства за март 2017 года. В связи с чем у суда отсутствовали основания для его восстановления.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции об обратном не привели к принятию неправильного решения, поскольку рассмотрев заявленные требования по существу, суд правомерно отказал в удовлетворении требований.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ страхователями признаются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500,00 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Диспозиция данной нормы по своему содержанию устанавливает ответственность за два самостоятельных состава правонарушений:
- непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Таким образом, из содержания данной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 этого Федерального закона, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Вместе с тем из представленных в материалы дела акта проверки и решения о привлечении к ответственности невозможно достоверно установить какое из этих нарушений вменяется страхователю.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23.11.2016 N 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приложением N 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.
Однако в нарушение требований Постановления N 1058п ни акт от 02.08.2017 N 074S18170004441, ни решение о привлечении страхователя к ответственности от 24.08.2017 N 074S19170004966 не содержат указаний на конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Данные процессуальные документы не позволяют установить выявленные органом пенсионного фонда ошибки при оформлении страхователем сведений, а также застрахованного лица, в отношении которого выявлены ошибки, и соответственно, не позволяют констатировать недостоверность представленных сведений.
В мотивировочной части указанного решения в качестве объективной стороны состава правонарушения указано на нарушение страхователем установленного срока представления индивидуальных сведений. Между тем в резолютивной части названного решения содержится ссылка на неполноту и недостоверность спорных сведений. При этом событие такого правонарушения не описано.
Тем самым, как правомерно отмечено судом первой инстанции, управление подменяет предусмотренные в абзаце 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ самостоятельные составы деяний, признавая их одним правонарушением, что не соответствует структуре и смыслу данной нормы.
Раскрыть в чем конкретно выразились вмененное страхователю нарушение не представляется возможным и с учетом представленного в суд заявления. Приведенные обстоятельства подлежали установлению и надлежащей фиксации в рамках проведенной проверки и вынесения решения. Действующее законодательство не предусматривает возможность восполнять описание события совершенного правонарушения на стадии судебного разбирательства.
Принимая во внимание изложенное, апелляционной суд соглашается с обоснованным выводом суда первой инстанции о том, что представленными в материалы дела документами не доказано событие вменяемого правонарушения, а, следовательно, не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.
Указание пенсионного фонда на предоставление отчетности по форме СЗВ-М (дополняющая) за пределами установленного срока свидетельствует о неправильной квалификации допущенного обществом правонарушения, поскольку из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что статья 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведения первоначально представлены обществом в установленный законом срок.
Так, первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип исходная) за март 2017 года в отношении в отношении 47-ми застрахованных лиц общество представило 03.04.2017, то есть в установленный Законом N 27-ФЗ срок.
Следовательно, в данном случае общество своевременно исполнило свою обязанность по представлению в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за март 2017 года.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с пенсионным фондом.
В свою очередь, статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017.
Пунктами 37, 39 Инструкции N 766н предусмотрено представление корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом абзац 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
В пункте 39 Инструкции N 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Согласно протоколу проверки отчетности страхователя исходная форма принята управлением частично, поскольку в данных 4-х застрахованных лиц Пак Сун Ди, Хе Чун Бо, Хе Ча Дур, О Бон Хан выявлена ошибка с кодом 30 (не указано ФИО, содержащееся в страховом свидетельстве).
Протокол проверки был сформирован 03.04.2017 и направлен страхователю.
15.06.2017 обществом направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на четырех застрахованных лиц - Пак Сун Ди, Хе Чун Бо, Хе Ча Дур, О Бон Хан.
При этом пенсионный фонд каких-либо обстоятельств недостоверности (неполноты) сведений не установил и в акте и решении (их мотивировочных частях) не отразил.
Более того, апелляционным судом установлено, что сведения в отношении 4-х застрахованных лиц Пак Сун Ди, Хе Чун Бо, Хе Ча Дур, О Бон Хан при подаче 03.04.2017 формы СЗВ-М ("исх") и 15.06.2017 формы СЗВ-М ("доп") оба раза были представлены идентичные и соответствовали требованиям части 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Каких-либо несоответствий судом не установлено, поскольку и ФИО, и страховой номер и ИНН данных лиц и в исходной форме и в дополняющей указаны одинаково.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований пенсионного фонда о взыскании штрафных санкций в заявленном размере за представление страхователем неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за март 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
При этих условиях основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Сахалинской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 09.06.2018 по делу N А59-2015/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2015/2018
Истец: ГУ-УПФР в г.Южно-Сахалинске
Ответчик: ООО "Комбинат Стройматериалов"