Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2018 г. N Ф03-4479/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А59-1475/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Смирновой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-5163/2018
на решение от 24.05.2018
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-1475/2018 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Зодчий" (ИНН 6501197140, ОГРН 1086501006173)
к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ИНН 6500000761, ОГРН 1026500520364)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 23.01.2018 N 3.04-175/18, по включению здания "Магазин-склад" с кадастровым номером 65:01:0106003:203, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168/2, в приказ от 28.11.2017 N 22-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", а также об обязании включить в данный Перечень указанное здание, направить уточненный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области и разместить на официальном сайте министерства;
при участии:
от ООО "Торговый Дом Зодчий": адвокат Емченко А.В. (по доверенности от 11.09.2017, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката);
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области - не явилось;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый Дом Зодчий" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 23.01.2018 N 3.04-175/18, по включению здания "Магазин-склад" с кадастровым номером 65:01:0106003:203, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168/2, в приказ от 28.11.2017 N 22-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", а также об обязании включить в данный Перечень указанное здание, направить уточненный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области и разместить на официальном сайте министерства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 24.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, возражая по заявленным требованиям, настаивает на законности своих действий, поскольку мероприятия и последовательность их выполнения, предусмотрены Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 21.11.2014 N 574 и обязательны к исполнению.
Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством определению перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предшествует их выявление. При этом, заявительного порядка (на основании заявлений правообладателей) формирования Перечня, а также уточнение данных государственного реестра недвижимости с целью выявления вновь построенных и поставленных на кадастровый учет объектов после 1 января года, предшествующего налоговому периоду, не установлено.
В судебном заседании представитель ООО "Торговый Дом Зодчий" на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 10.08.2017 ввиду завершения строительства объекта капитального строительства "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*) в г. Южно-Сахалинске" ООО "Торговый Дом Зодчий" получило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 65-64701000-04661-2014.
07.09.2017 данный объект (здание), общей площадь 15 348,1 кв.м, состоящий из трех этажей, в том числе одного подземного, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 65:01:0106003:203, кадастровая стоимость определена в размере 122 960 075 рублей 30 копеек.
Право собственности общества зарегистрировано 13 сентября 2017 года, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации N 65:01:0106003:203-65/003/2017-3.
Согласно распоряжению Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска от 06.10.2017 N 896-р нежилому зданию с кадастровым номером 65:01:0106003:203 присвоен адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168/2.
Полагая, что указанный объект недвижимого имущества "Магазин-склад" с торговой площадью 7 571.32 кв.м соответствует критериям, приведенным в статье 378.2 НК РФ, общество подало в министерство заявление от 25.12.2017 N 1668 с просьбой определить на 2018 год данное здание в перечень объектов, налогооблагаемая база которых определяется как кадастровая стоимость.
В подтверждение правомерности такого обращения общество приложило к заявлению разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10.08.2017 (на 3 листах), выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (на 3 листах), технический план здания (на 9 листах) и распоряжение ДАиГ города Южно-Сахалинска о присвоении адреса объекту (на 2 листах).
Письмом от 23.01.2018 N 3.04-175/18 министерство проинформировало общество, что в соответствии с Порядком N 574 перечень объектов на очередной налоговый период формируется в течение календарного года, предшествующего очередному налоговому периоду. Согласно абзацу 8 пункта 2.1 Порядка утвержденный Перечень опубликуется в газете "Губернские ведомости" и размещается на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети Интернет до 1 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду. Таким образом, в целях принятия решения о включении указанного объекта недвижимости в формируемый Перечень необходимо с начала очередного налогового периода провести мероприятия, предусмотренные Порядком N 573.
Не согласившись с таким решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы юридического лица в сфере осуществления предпринимательской деятельности, общество на основании главы 24 АПК РФ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 375 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения - административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Аналогичные положения закреплены в Законе Сахалинской области от 24.11.2003 N 442 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N442), в силу статьи 1.1 которого предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе, торговых центров (комплексов) и помещений в них общей площадью свыше 3000 квадратных метров, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в т.ч.: административно-деловых центров и торговых центров (комплексы) и помещений в них (подпункт 1).
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким уполномоченным органом в Сахалинской области является Министерство имущественных и земельных отношений (пункты 3.54, 3.55 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2016 N 270).
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости спорное здание с кадастровым номером 65:01:0106003:203 именуется "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*) в г. Южно-Сахалинске", состоит из трех этажей, в том числе одного подземного, и имеет общую площадь 15 348,1 кв.м.
Согласно техническому плану здания и проектной документации общая площадь торгового зала, находящегося на первом этаже, составляет 6351 кв.м, что составляет 41,4% от общей площади здания.
Соответственно в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и статьи 1.1 Закона N 442 спорный объект является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Данные обстоятельства Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области не оспариваются.
Как верно указано судом первой инстанции, здание с кадастровым номером 65:01:0106003:203 (введено в эксплуатацию 10.08.2017, поставлено на кадастровый учет 07.09.2017, зарегистрировано право собственности 13.09.2017) должно было быть выявлено и могло быть выявлено министерством как объект недвижимости по налогу на имущество организаций, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как подтверждается материалами дела, на дату утверждения министерством Перечня объектов недвижимого имущества на 2018 год спорное здание с кадастровым номером 65:01:0106003:203 являлось объектом недвижимости, сведения о котором содержались с государственном кадастре недвижимости и ЕГРП.
Довод министерства о том, что в целях включения спорного объекта недвижимости в Перечень должны быть проведены мероприятия, предусмотренные Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 21.11.2014 N 574 (далее - Порядок N 574), правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ на уполномоченный орган императивно возложена обязанность по выявлению на 1-ое число очередного налогового периода всех объектов недвижимости, указанных в пунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. При этом, предусмотренная в нормативном акте исполнительной власти Сахалинской области организационная процедура проведения мероприятий по определению Перечня не может ограничивать и изменять обязанности министерства как уполномоченного органа в рассматриваемых правоотношениях в соответствии с федеральным законодательством. Утвержденные Постановлением Правительства Сахалинской области от 21.11.2014 порядки также не предусматривают ситуацию, при которой информация об объекте недвижимости, определенном в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, поступает в уполномоченный орган от хозяйствующего субъекта.
В соответствии с пунктом 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, принимая во внимание, что министерству стало известно о торговом центре "магазин-склад" с кадастровым номером 65:01:0106003:203 до 1 января 2018, то суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный объект подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год.
Учитывая, что спорный Перечень был сформирован и утвержден министерством без включения в его состав названного объекта недвижимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении уполномоченным органом положений Налогового кодекса РФ и Закона N 442.
Делая указанный вывод, коллегия исходит из того, что из системного анализа положений Налогового кодекса РФ и Закона N 442 обязанность по формированию и утверждению Перечня на 2018 года возложена на министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области и не зависит от волеизъявления собственников таких объектов.
Ссылка министерства на факт получения от общества заявления 25 декабря 2017 года, то есть после утверждения Перечня за 2018 года приказом от 28.11.2017 N 22-П и его опубликования в газете "Губернские ведомости" N 217 (5345) от 29.11.2017, также правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку в таком случае в целях соблюдения положений статьи 378.2 НК РФ министерство не лишено было возможности внести соответствующие изменения в утвержденный на 2018 год Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также совершить иные предусмотренные пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ действия.
Оспариваемое решение министерства повлекло нарушение прав общества, связанных с уплатой налога на имущество в большем размере на 2 376 768 руб.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данных решений незаконными.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ министерства, оформленный письмом от 23.01.2018 N 3.04-175/18, по включению здания с кадастровым номером 65:01:0106003:203, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168/2, в приказ от 28.11.2017 N 22-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год", не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая предмет заявленных требований, коллегия находит, что выбранный арбитражным судом способ восстановления нарушенного права в виде обязания Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего судебного решения в законную силу включить в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Сахалинской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год здание с кадастровым номером 65:01:0106003:203, адрес: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168/2, а также направить данный уточненный Перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области и разместить его на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной системе "Интернет", является надлежащим. Данный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
Таким образом, выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на министерство судебные расходы по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 24.05.2018 по делу N А59-1475/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.