г. Томск |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А02-253/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.,
судей Бородулиной И.И., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (07АП-7080/2018) на решение от 08.06.2018 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-253/2018 (судья Кириченко Е.Ф.)
по исковому заявлению администрации города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575, 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск пр-т Коммунистический, д. 18)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; ИНН 7710168360, г. Москва ул. Ильинка, д. 9 стр. 1); Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400745034; ИНН 0411008817; 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д. 4)
о солидарном взыскании убытков в сумме 812 280 руб.
УСТАНОВИЛ:
исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация города Горно-Алтайска (далее - администрация) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик); Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) о солидарном взыскании убытков в сумме 812 280 руб.
Решением от 08.06.2018 Арбитражного суда Республики Алтай исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Республики Алтай в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права; на отнесение полномочий по обеспечению жильем Ташкыловой А.А., имеющих на иждивении ребенка-инвалида, жилым помещением во внеочередном порядке на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции на орган местного самоуправления; отсутствие доказательств передачи истцу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями, Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай) в нарушение статьи 65 АПК РФ; убытки подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации.
От лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу к моменту рассмотрения дела судом апелляционной инстанции не поступили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09.10.2017 по делу N 2-1151/2017 требования Тышкыловой А.А. удовлетворены частично, суд возложил на администрацию Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" обязанность предоставить вне очереди Тышкыловой А.А. жилое помещение в г. Горно-Алтайске, отвечающее санитарным нормам и требованиям не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную площадь.
Игембаевой А.В., действующей в интересах несовершеннолетней Тышкыловой А.А., суд отказал в удовлетворении требований об обязании Министерства финансов Республики Алтай за счет казны Республики Алтай профинансировать затраты бюджета Муниципального образования "Город Горно-Алтайск", связанные с приобретением жилого помещения в городе Горно-Алтайске для предоставления Тышкыловой А.А. на условиях социального найма, а также о предоставлении Тышкыловой А.А. жилого помещения, расположенного на 1 этаже.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 13.12.2017 решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 09.10.2017 по делу N 2-1151/2017 обставлено без изменения, с уточнением резолютивной части с указанием на возложение обязанности на администрацию Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" предоставить вне очереди Тышкыловой А.А. жилое помещение в г. Горно-Алтайске на условиях социального найма, отвечающее санитарным нормам и требованиям не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную площадь.
Удовлетворяя требования заявителя, суды исходили из наличия у Тышкыловой А.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по льготному списку "Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов", поскольку Тышкылова А.А. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Указывая на то, что денежные средства на приобретение жилого помещения для Тышкыловой А.А. в бюджет Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" из бюджета Российской Федерации либо из бюджета Республики Алтай не поступали, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции руководствовался статьями 39, 40 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 1563-О-О, и исходил из того, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречило бы статье 84 Бюджетного кодекса, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу.
Принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрация Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" обязана исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения Ташкыловой А.А., что повлечет возникновение у нее расходов; обращение администрации Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" к Министру финансов Республики Алтай о выделении денежных средств для предоставления Ташкыловой А.А. по договору социального найма жилого помещения, на которое получен ответ о том, что в рамках действующего законодательства предоставление денежных средств в размере 812 280 рублей для приобретения и предоставления жилого помещения Ташкыловой А.А. за счет субвенций по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, а также за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, является неправомерным, позиция Министерства финансов Республики Алтай, не соответствует нормам действующего законодательства, учитывая приоритетное значение интересов граждан.
Доводы Министерства финансов Республики Алтай о том, что указанные расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации, поскольку право на получение бесплатного жилья установлено федеральными законами, при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности республиканскому бюджету Республики Алтай не могли быть учтены и не учитываются расходы (понесенные либо планируемые) на обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года в соответствии со статьей 17 Закона об инвалидах; не исследовании судом вопроса о наличии у истца в бюджете денежных средств на исполнение данных расходных обязательств, отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона N 131-ФЗ (статьи 14, 50), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Не выделение администрации финансирования либо наличие или отсутствие у нее в бюджете денежных средств на исполнение расходных обязательств по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, является несостоятельным, поскольку администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета.
Кроме того, администрация Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" обращалась в Министерство финансов Российской Федерации о выделении денежных средств для приобретения и предоставления жилого помещения Ташкыловой А.А. в соответствии с решением Горно-Алтайского городского суда от 02.10.2017 в размере 812 280 руб. на что получен ответ о том, что отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 БК РФ.
Доказательств обращения Министерства финансов Республики Алтай к Министерству финансов Российской Федерации с просьбой об увеличении субвенций на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам, вставшим на учет после 01.01.2005, последним в материалы дела не представлено.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, Администрация не может отказать Архипову А.А. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10).
Направив письмо от 27.12.2017 N 2462, администрация реализовала предусмотренный бюджетным законодательством механизм получения межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Невыполнение Республикой Алтай в лице Министерства финансов установленной законом обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением инвалидов в рамках бюджетных правоотношений повлекло за собой возникновение убытков у Исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации Муниципального образования "Город Горно-Алтайск", взыскание которых регулируется нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В пункте 12 Постановления N 25 разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Убытки определены истцом исходя из расчета на приобретение данному лицу жилого помещения: 12 кв.м. - норма предоставления + 12 кв.м. дополнительная площадь *33845 руб. - стоимость одного квадратного метра согласно Приказу Минстроя России от 27.06.2017 N 925/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 3 квартал 2017 года".
Министерство финансов Республики Алтай не оспорило размер убытков, не представило доказательств того, что определенная администрацией Муниципального образования "Город Горно-Алтайск" стоимость жилого помещения, подлежащего предоставлению Ташкыловой А.А., превышает рыночную стоимость аналогичного жилого помещения в Республике Алтай.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскания убытков за счет средств казны Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, отказав в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (УФК по Республике Алтай).
Оценка доказательств, произведенная судом первой инстанции, соответствует требованиям, предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 65, 67, 68, часть 1 статьи 168), обстоятельства, имеющие значение для дела были определены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Алтай в силу статьи 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции, не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2018 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-253/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-253/2018
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф04-5606/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Исполнительно-распорядительный - администрация города Горно-Алтайска
Ответчик: Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай, Управление Федерального Казначейства по Республике Алтай