город Ростов-на-Дону |
|
01 августа 2018 г. |
дело N А32-25546/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представителей Логуновой О.А. по доверенности от 25.07.2017, Вальц Д.Э. по доверенности от 17.11.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2018 по делу N А32-25546/2017 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парма", заинтересованное лицо: Новороссийская таможня, о признании незаконным отказа, принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парма" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Новороссийской таможни (далее - таможня) в возврате излишне уплаченного при таможенном оформлении товара в режиме реимпорта по декларации на товары N 10317090/180416/0006200 налога на добавленную стоимость в размере 1 285 181,10 рублей, изложенного в письме от 17 апреля 2017 года N 13.13/13415; обязать таможню произвести возврат обществу сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 1 285 181, 40 руб. (в соответствии с уточнёнными в порядке ст. 49 АПК РФ и принятыми судом требованиями).
Решением суда от 11.05.18г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Распределены судебные расходы.
Судебный акт мотивирован отсутствием у таможни оснований для возложения на общество обязанности по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе товара в режиме реимпорта, поскольку при вывозе этого товара в таможенной процедуре экспорта обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию статьями 145, 145.1 НК РФ, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, ни возврата налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Жалоба мотивирована тем, что внутренние налоги подлежат уплате в обязательном порядке при помещении товара под таможенную процедуру реимпорта. Уплата сумм внутренних налогов является одним из условий помещения товара под таможенную процедуру реимпорта.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, о его проведении извещено надлежащим образом, общество известило суд о возможном рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в связи с чем на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в отсутствие общества.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Парма" (Россия), во исполнение контракта от 06.05.2015 N 37/2015, заключенного с компанией "REFAH TARIM URUNLERI SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI" (Турецкая Республика), на Новороссийском западном таможенном посту Новороссийской таможни в ДТ N 10317090/170216/0002370 задекларирован товар "пиломатериалы хвойных пород - сосна, распиленные вдоль, влажность при транспортировке 18-22%, нестроганые, нелущеные, нешлифованные, необтесанные, не имеющие соединения в шип., для строительных целей", помещенный под процедуру экспорта, и вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее по тексту - ЕАЭС).
Впоследствии общество на Новороссийском западном таможенном посту Новороссийской таможни в ДТ N 10317090/180416/0006200 было осуществлено таможенное декларирование в процедуре реимпорта товаров, ранее вывезенных в режиме экспорта по ДТ N 10317090/170216/0002370.
Платежным поручением от 11.04.2016 N 566 обществом была уплачена сумма внутреннего налога на добавленную стоимость в размере 1 285 181,40 рублей.
11.04.2017 общество обратилось в таможню с заявлением от 10.04.2017 (входящий таможенного органа N 11175 от 11.04.2017) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ N 10317090/180416/0006200 в размере 1 285 181,40 рублей.
Письмом от 17.04.2017 N 13-13/13415 таможня указанное заявление плательщика оставила без рассмотрения, в связи с наличием у декларанта обязанности по уплате внутренних налогов при регистрации ДТ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реимпорта.
Не согласившись с вышеуказанными действиями таможенного органа, общество обратилось в суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не нашел достаточных оснований для отмены решения суда об удовлетворении заявления общества ввиду следующего.
В силу норм ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ, п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, действующий в период таможенного декларирования, документ утратил силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 01 января 2018 года), любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, в соответствии со статьей 75 ТК ТС, являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика). Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно статье 89 ТК ТС, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу пункта 1 статьи 292 ТК ТС, реимпорт - это таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с единой таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает суммы НДС, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что обществом на основании контракта от 06.05.2015 N 37/2015, заключенного с компанией "REFAH TARIM URUNLERI SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI", был отгружен на экспорт по ДТ N 10317090/170216/0002370 товар - пиломатериалы в объеме 361,11 м3 на сумму 93644,13 долларов США в 8 контейнерах (MEDU7248326, MEDU8790136, MEDU8873924, MSCU9279633, MSCU9658344, MSCU99299805, TEMU8333805, TRLU6786872).
04.03.2016 таможенным органом Турции было отказано в импорте указанного выше товара по причине его несоответствия нормам импорта в Турецкую республику, в связи с чем, товар был возвращен в РФ в таможенном режиме реимпорта. В ДТ N 10317090/180416/0006200, акте таможенного досмотра N 10317090/150416/001686 отражены те же номера контейнеров, которые были указаны при отгрузке товара на экспорт по ДТ N 10317090/170216/0002370, а также аналогичный объем пиломатериалов, соответствующий отправленному на экспорт количеству.
При ввозе товара в режиме реимпорта платежным поручением от 11.04.2016 N 566 общество по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость в размере 1 285 181,40 рублей.
11.04.2017 общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, поскольку процедура реимпорта не предполагает уплату налога на добавленную стоимость, предоставив таможенному органу письмо ИФНС России по городу Новороссийску от 20.02.2017 N 12-12/, в котором содержится информация о неприменении обществом ставки 0% в декларациях по НДС за 1, 2 квартал 2016 года к реализации п/м, осуществленной на экспорт по ГТД N 10317090/170216/0002370 в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.
Таможня письмом от 17.04.2017 N 13-13/13415 отказала юридическому лицу в возврате денежных средств, указав, что при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта внутренние налоги подлежат уплате таможенному органу (за исключением случаев, когда реимпорт является завершающей таможенной процедурой).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 293 ТК ТС, под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:
1) эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории ЕАЭС или в иной срок, установленный в соответствии с пунктом 2 данной статьи;
2) эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использовании (эксплуатации);
3) таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 294 ТК ТС.
Согласно положениям пункта 3 статьи 293 ТК ТС, при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещении в связи с вывозом товаров с таможенной территорий, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территорий Таможенного союза; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", обязанность по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как верно установлено, судом первой инстанции, из контракта от 05.05.2015 N 37/2015 следует, что общество осуществляет поставку пиломатериала на условиях поставки CFR-порт Корфез в соответствии с международными правилами "Инкотермс" в редакции 2010 года (пункт 3.2).
Согласно пункту 6.2 контракта, оплата за товар производится на основании выставленных инвойсов в течение 30 банковских дней с даты их выставления. В связи с тем, что таможенным органом Турецкой Республики было отказано в импорте товара, пиломатериалы были возвращены обществу, и, соответственно, не были оплачены покупателем.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что реализации товара не было, ввиду неоплаты иностранным покупателем его стоимости, в связи с чем, общество при экспорте не применило ставку 0% и не возмещало НДС, то есть у общества при экспорте пиломатериалов по ДТ N 10317090/170216/0002370 не возникло освобождения от уплаты НДС или возвращения НДС, что подтверждается имеющимися в материалах дела письмами налогового органа.
Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, таможня в материалы дела не представила, в связи с чем, суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое решение таможни, правомерно исходил их того, что общество не освобождалось от уплаты НДС при осуществлении экспортной операции и спорная сумма налога 1 285 181,40 рублей по ДТ N 10317090/180416/0006200 не возмещалась из бюджета, поэтому у общества не возникла обязанность по уплате НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта.
С учетом установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку фактически реализации товара не произошло ввиду неоплаты и официального отказа иностранного покупателя от товара, у общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Согласно положениям части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
Вместе с тем, решение таможни об оставлении без рассмотрения заявления общества от 10.04.2017 о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ N 10317090/180416/0006200, формализованное в письме от 17.04.2017 N 13-13/13415, не содержит надлежащих правовых оснований, предусмотренных частью 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в порядке ведомственного контроля Южным таможенным управлением было принято решение от 23.03.2018 N 10300000/230318/304-р/2017, которым решение таможни от 17.04.2017 N 13-13/13415 об оставлении без рассмотрения заявления общества от 10.04.2017 о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств по ДТ N 10317090/180416/0006200, признано не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Судом первой инстанции установлено, что при ввозе товара в режиме реимпорта по требованию таможенного органа общество уплатило 1 285 181,10 рублей НДС, а также принял во внимание, что при вывозе этого товара в таможенной процедуре экспорта заявителю не предоставлялось ни освобождение от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию статьями 145, 145.1 НК РФ, ни исключение данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, ни возврата НДС, в связи с экспортом товара, так как последний был возвращен продавцу.
С учетом соблюдения обществом вышеназванных условий для возврата излишне уплаченных налогов, что подтверждается материалами дела, денежные средства в сумме 1 285 181,10 рублей, внесенные обществом на счет таможенного органа, подлежат возврату ООО "Парма".
При указанных обстоятельствах суд первой инстанций правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, удовлетворил требования общества, поскольку оспариваемые действия таможенного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд также правомерно взыскал с таможни в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Схожая правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.05.2015 по делу N А53-19779/2014, от 18.01.2016 по делу N А32-15733/2015.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта. Апелляционная жалоба таможни отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.05.2018 по делу N А32-25546/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25546/2017
Истец: ООО Парма
Ответчик: Новороссийская таможня