г. Москва |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А40-42253/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А. Свиридова, П.В.Румянцева, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2018 по делу N А40-42253/18, принятое судьей А.В. Полукаровым,
по заявлению ФГУП "Почта России" (УФПС г. Москвы - филиал ФГУП "Почта России") (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610)
к Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве
об оспаривании постановления от 26.02.2018 N 15.27/0024732/ю по делу об административном правонарушении и представления от 26.02.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и приложенные к заявлению документы,
при участии:
от заявителя: Крайков А.С. по дов. от 25.06.2018;
от ответчика: Лебедев И.А. по дов. от 14.11.2017;
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления ИФНС России N 13 по г.Москве от 26.02.2018 N 15.27/0024732/ю о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и представления ИФНС России N 13 по г.Москве от 26.02.2018 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция ФНС России N 13 по г.Москве обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
ФГУП "Почта России" считает решение законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2018.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" на основании агентского договора на распространение лотерейных билетов от 09.09.2014 г. N ПР/1193-14, заключенного с ЗАО "Торговый дом"Столото"", оказывает услуги по распространению (реализации) лотерейных билетов всероссийских государственных лотерей, в том числе Всероссийской государственной тиражной лотереи 4 "Спорт" (коммерческое наименование "Русское лото").
Из материалов административного дела следует, что 24.01.2018 в 15 ч. 05 мин. по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д.17/2, отделение Почта России, сотрудниками Инспекции проведены мероприятия по контролю за исполнением организациями Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.
В ходе контрольных мероприятий установлено следующее.
При приобретении лотерейного билета всероссийской государственной лотереи 4 "Спорт" (коммерческое наименование "Русское лото") N билета 121606278323 24.01.2018 г. в 15 ч.05 мин. начальником отделения ФГУП "Почта России" Досмухамбетовой М.Ю. принята денежная наличность, равная стоимости билета, в размере 100 руб. 00 коп, выдан лотерейный билет ВГЛ 4 "Спорт" N билета 121606278323, отпечатан кассовый чек на принятую сумму и с указанием приобретенного билета.
При приобретении лотерейного билета, его выдаче покупателю Досмухамбетовой М.Ю. не истребован у покупателя документ, удостоверяющий личность, не произведена идентификация клиента (покупателя).
Административный орган посчитал, что в результате указанных действий заявителем нарушен подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", что влечет административную ответственность, установленную частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФГУП "Почта России" протокола об административном правонарушении от 21.02.2018.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении начальником ИФНС России N 13 по г.Москве вынесено постановление N 15.27/0024732/ю от 26.02.2018 о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд.
Признавая постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях ФГУП "Почта России" состава вменяемого административного правонарушения. При этом суд не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Апелляционная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ указанный федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.
Согласно статье 4 указанного Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Под внутренним контролем в силу статьи 3 Закона N 115-ФЗ понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, организации федеральной почтовой связи, а также операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного Закона операции с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:
1) операции с денежными средствами в наличной форме, в том числе, снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;
2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию
3) операции по банковским счетам (вкладам):
4) иные сделки с движимым имуществом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом сведения об организациях и лицах, включенных в указанный перечень, подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе, до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 статьи 7 указанного Закона установлено, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
В рассматриваемом случае, как было указано выше, ФГУП "Почта России" на основании агентского договора на распространение лотерейных билетов от 09.09.2014 г. N ПР/1193-14, заключенного с ЗАО "Торговый дом"Столото"", оказывает услуги по распространению (реализации) лотерейных билетов всероссийских государственных лотерей; стоимость лотерейного билета составляет 100 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанности по идентификации клиента у ФГУП "Почта России" не имелось, поскольку указанная операция не подлежит обязательному контролю в силу пункта 1.1. статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
Доказательства того, что у сотрудников, обслуживающих заявителя, должны были возникнуть (возникли) подозрения, что он совершает эти (эту) операции по оплате приобретаемых лотерейных билетов в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, отсутствуют. Не представлены также доказательства того, что ФГУП "Почта России" не осуществляет внутренний контроль в рамках Закона N 115-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление Инспекции о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности.
Доводы налогового органа основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Апелляционная коллегия отмечает, что в силу пункта 1 статьи 2, части 2 статьи 6.1 Федерального закона N 138-ФЗ от 11.11.2003 "О лотереях", части 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" лотерея не является азартной игрой.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае услуги по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, являлась сопутствующей услугой азартным играм (пункт 24 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ) административным органом не представлено.
Ссылка Инспекции на постановление Правительства РФ от 15.11.2010 N 920 апелляционной коллегией не принимается, поскольку указанное Постановление принято в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 03.06.2009 N 103-ФЗ, который в рассматриваемом случае применению не подлежит в силу статьи 1 указанного Федерального закона.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда апелляционная коллегия не усматривает.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.05.2018 по делу N А40-42253/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.