01 августа 2018 г. |
Дело N А83-14554/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Вахитова Р.С., судей Гонтаря В.И., Котляровой Е.Л.., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутор К.С., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.05.2018 по делу N А83-14554/2017 (судья Титков С.Я.), принятое
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (ул. Киевская, д. 1А, г. Симферополь, Республика Крым, 295053)
к Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (ул. Самокиша, 30, г. Симферополь, Республика Крым, 295011),
при участии в деле заинтересованного лица - Администрации г. Симферополя Республики Крым (ул. Горького, д. 15, г. Симферополь, 295000)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
установил:
в Арбитражный суд Республики Крым от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее - Предприятие, заявитель, ГУП РК "Вода Крыма") поступило заявление о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым N 7/35 от 12.09.2017
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.05.2018 в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии доказательств вины заявителя во вменённом правонарушении и о соблюдении порядка привлечения лица к административной ответственности.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУП РК "Вода Крыма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные им требования. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что вина заявителя в совершенном правонарушении не подтверждается материалами дела, при этом заявитель привлечен к ответственности с пропуском установленного КоАП РФ срока, поскольку вмененное ему правонарушение не является длящимся.
Определениями от 30.05.2018 апелляционная жалоба была принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 03.07.2018, которое в последующем отложено на 31.07.2018.
От Административной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Административная комиссия) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили, причины неявки суду неизвестны. Принимая во внимание надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления копий определений о принятии апелляционной жалобы к производству и об отложении судебного разбирательства посредством почтовой связи, а также размещения текстов данных определений на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд также считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.05.2017 ГУП РК "Вода Крыма" получило ордер на проведение аварийных земляных работ N 161/25-02/03-16 по адресу: г. Симферополь, ул. Леси Украинки/ ул. Мраморная для производства аварийно - восстановительных работ на сети водоснабжения города.
По окончанию работ в срок до 12.05.2017 ГУП РК "Вода Крыма" должно было восстановить тротуар - газон - проезжую часть улицы - дворовую территорию - асфальтобетонное покрытие - зону работ механизмов (подчеркнуть) и сдать владельцу объекта Департаменту городского хозяйства Администрации города Симферополь и Департаменту административно - технического контроля Администрации города Симферополь.
В связи с тем, что указанные требования в части восстановления элементов благоустройства не были заявителем выполнены, 31.08.2017 в 10 часов 00 минут начальником отдела контроля за соблюдение технических норм и правил Департамента административно - технического контроля Редченко Я.В. проведена фотофиксация данного факта по адресу: г. Симферополь, пересечение ул. Л. Украинки и ул. Мраморная.
01.09.2017 года начальником отдела контроля за соблюдение технических норм и правил Департамента административно - технического контроля Редченко Я.В. в отношении ГУП РК "Вода Крыма" составлен протокол об административном правонарушении N 000609, которым установлен факт нарушения Предприятием п. 8.13.8 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением N 176 от 12.02.2015 (нарушение статьи 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым").
Протокол составлен в отсутствие представителя ГУП РК "Вода Крыма", при этом уведомление о дате, месте времени составления протокола об административном правонарушении было получено ГУП РК "Вода Крыма" 31.08.2017 (л.д. 52). Копия протокола, в котором также было указано о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 12.09.2017 в 15 часов 00 минут, была направлена почтой в адрес заявителя и получена последним 07.09.2017 (л.д. 61-61 оборотная сторона).
12.09.2017 Административной комиссией муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя ГУП РК "Вода Крыма" было вынесено постановление N 7/35, согласно которому ГУП РК "Вода Крыма" было признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что названое постановление подлежит признанию незаконным и отмене исходя из следующего.
Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" N 117-ЗРК/2015 (в редакции, что действовала на момент выявления правонарушения) предусмотрено, что нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 8.10 указанного Закона административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1, частями 1, 3 статьи 2.2, статьями 3.4, 3.7, 3.8, 3.10 (в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка предоставления муниципальных услуг), 3.11, 3.12, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2 настоящего Закона.
Административная комиссия муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым создана в соответствии с Законом Республики Крым от 25.06.2015 N 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым".
Вместе с тем, условием законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как следует из материалов административного производства, ордер на выполнение аварийных земляных работ является разрешением на производство работ на территории муниципального образования город Симферополь, в котором, в том числе, установлены сроки на выполнение соответствующих восстановительных работ.
При этом на лице, выдавшем ордер (на Департаменте административно-технического контроля Администрации города Симферополя) лежит встречная обязанность по принятию результата работ с целью констатации факта полного восстановления элементов благоустройства после завершения аварийных работ.
Ордер от 10.05.2017 N 161/25-02/03-16 и его содержание составляют объективную сторону настоящего административного правонарушения, в связи с чем, в протоколе и в постановлении о привлечении к административной ответственности обоснованно содержится ссылка на указанный документ.
Правонарушение, предусмотренное статьей 3.11. Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым", не обладает характером длящегося, поскольку в ордере, выданном органом, осуществляющим контроль в сфере проведения земляных работ на территории муниципального образования, установлен конкретный срок для восстановления объекта после проведения работ - до 12.05.2017. Соответственно правонарушение, вменяемое апеллянту, считается оконченным 12.05.2017 (истечения срока полного восстановления благоустройства, нарушенного при проведении ремонтных работ).
Следовательно, контролирующий орган мог и обязан был выявить административное правонарушение, а ГУП РК "Вода Крыма" могло быть привлечено к административной ответственности не позднее двух месяцев со дня его совершения, до 12.07.2017.
То обстоятельство, что ГУП РК "Вода Крыма" так и не устранило все разрушения асфальтобетонного покрытия дороги после проведения аварийных работ, не образует нового состава административного правонарушения.
Таким образом, на день вынесения административным органом постановления о назначении административного наказания от 12.09.2017 срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 12.09.2017 N 7/35 подлежит признанию незаконным и отмене.
Поскольку апелляционным судом установлено неправильное применение норм материального права, что согласно части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отмене принятого судебного акта, соответственно, решение суда первой инстанции от 07.05.2018 по настоящему делу подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Республики Крым от 07 мая 2018 года по делу N А83-14554/2017 отменить.
Заявление Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии муниципального образования городской муниципальный округ Симферополь Республики Крым N 7/35 от 12.09.2017, которым Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях Республике Крым", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.С. Вахитов |
Судьи |
В.И. Гонтарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-14554/2017
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: АДМИНИСТРАТИВНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ