Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 5 декабря 2018 г. N Ф06-39885/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А55-30396/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от акционерного общества "ФСК "Лада-Дом"- Солуянова О.В. (доверенность от 01.01.2018),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Аладин В.Ю. (доверенность от 28.12.2017),
от Администрации г.о. Тольятти- представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 по делу N А55-30396/2017 (судья Медведев А.А.),
по заявлению акционерного общества "ФСК "Лада-Дом", Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Администрация г.о. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным решения от 14.08.2017 N 63/009/320/2017-1491,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ФСК "Лада-Дом" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
1. Признать незаконным решение (уведомление) Управления Росреестра по Самарской области об отказе государственной регистрации права от 14.08.2017 N 63/009/320/2017-1491;
2. Обязать устранить допущенные нарушения: зарегистрировать право собственности АО "ФСК "Лада-Дом" на объект - Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6 кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП" (кадастровый номер 63:09:0101183:7799).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.о. Тольятти.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что мотивировочная часть решения содержит ссылки на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утратившие силу с 01.01.2017.
Вместе с тем заявитель обращался в Управление с заявлением позднее, а именно 02.02.2017, а, соответственно, и решение об отказе в государственной регистрации права, с которым не согласился заявитель, было принято также позднее, в связи с чем приведенные в решении суда нормы Федерального закона N 122-ФЗ, утратившие силу, не могут быть применены к спорным правоотношениям, и ссылка суда на них не может быть признана состоятельной.
В качестве правового обоснования вынесенного решения суд ссылается на п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Линии электропередач и трубопроводы относятся к разным вилам линейных объектов. Линии электропередачи не относятся к объектам трубопроводного транспорта, а, следовательно, п. 8 ст. 90 ЗК РФ в данном случае применен быть не может.
В процессе рассмотрения дела, учитывая наличие не оспоренных разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд посчитал проверенным органом, выдавшим данные разрешения, наличие прав заявителя на земельные участки.
Также суд указал, что наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает наличие всех необходимых документов для проведения государственной регистрации прав.
Вместе с тем подобные выводы суда противоречат специальным нормам, устанавливающим правила осуществления действий по государственной регистрации прав на недвижимость, а именно, ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости), определяющей правоустанавливающий документ на земельный участок в качестве одного из оснований для регистрации прав на созданный объект недвижимости, который в силу требований ч. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости должен быть приложен к заявлению.
Суд посчитал неприменимым к спорным правоотношениям постановления Правительства Самарской области от 07.09.2016 N 509, поскольку данный нормативный акт был издан после завершения строительства, не сославшись при этом ни на одно доказательство, подтверждающее момент создания объекта.
Вместе с тем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию датировано 09.11.2016, следовательно, объект создавался в период действия указанного нормативного акта.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель Администрации г.о. Тольятти не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "ФСК "Лада-Дом" принадлежит объект недвижимого имущества - Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6 кв от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП" (кадастровый номер 63:09:0101183:7799), расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, р-н Автозаводский, ул. 40 лет Победы, д. 43ж.
Данный объект недвижимости был возведен АО "ФСК "Лада-Дом" на основании разрешения на строительство N RU3302000-85 от 29.09.2008 (разрешение в новой редакции N 63-302-1063-2016 от 18.08.2016) на земельных участках со следующими кадастровыми номерами 63:09:0101183:6039, 63:09:0101183:6040, 63:09:0101183:6041, 63:09:0101183:6042, 63:09:0101183:6043, 63:09:0101183:6044, 63:09:0101183:6053.
Указанные земельные участки были предоставлены АО "ФСК "Лада-Дом" в пользование по договорам аренды с Мэрией г. Тольятти:
КН 63:09:0101183:6039 - договор N 3176 от 02.06.2015;
КН 63:09:0101183:6040 - договор N 3177 от 02.06.2015;
КН 63:09:0101183:6041 - договор N 3178 от 02.06.2015;
КН 63:09:0101183:6042 - договор N 3179 от 02.06.2015;
КН 63:09:0101183:6043 - договор N 3180 от 02.06.2015;
КН 63:09:0101183:6044-договор N 3181 от 02.06.2015;
КН 63:09:0101183:6053 - договор N 3190 от 02.06.2015.
09.11.2016 Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6 кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП введена в эксплуатацию Министерством строительства Самарской области. Разрешение на ввод в эксплуатацию N 63-302000-1063-2016 было предоставлено в Управление Росреестра по Самарской области письмом б/н от 16.11.2016.
02.02.2017 АО "ФСК "Лада-Дом" обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение "Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6 кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП" (кадастровый номер 63:09:0101183:7799).
Обществом на государственную регистрацию права собственности с заявлением представлены следующие документы: платежное поручение от 26.01.2017 N 235 на оплату госпошлины на сумму 22 000 рублей и кадастровый паспорт от 19.12.2016 N 63-00-102/16-996122, что подтверждается распиской в получении документов по делу 63/009/320/2017-1491.
Уведомлением от 14.02.2017 N 63/009/320/2017-1491 государственная регистрация права собственности приостановлена со ссылкой на следующие обстоятельства: земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта, так как земельные участки с кадастровыми номерами 63: 09:0101183:6041, 63:09:0101183:6043, 63:09:0101183:6053 не предоставлялись АО "ФСК "Лада-Дом".
Общество предоставило Управлению Росреестра пояснения, согласно которым объект "Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП" возводился на следующих земельных участках, предоставленных под его строительство: КН 63:09:0101183:6039, КН 63:09:0101183:6040, КН 63:09:0101183:6041, КН 63:09:0101183:6042, КН 63:09:0101183:6043, КН 63:09:0101183:6044, КН 63:09:0101183:6053. При этом предоставление земельных участков КН6041, КН6043 и КН6053 производилось на основании соглашений о предоставлении сервитутов с ООО "ЖК Весна". Таким образом, земельный участок, на котором создан объект недвижимости, был предоставлен для целей строительства (размещения) данного объекта.
Вместе с тем регистрирующий орган не согласился с пояснениями Общества, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект, оформленного уведомлением от 14.08.2017 N 63/009/320/2017-1491.
В обоснование причин для отказа в регистрации Управление Росреестра по Самарской области указывает, что земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта. Заключение соглашений об установлении сервитута между АО "ФСК "Лада-Дом" и ООО "ЖК Весна", по мнению регистрирующего органа, не свидетельствует о предоставлении земельных участков под строительство объекта, так как основанием для установления сервитута является размещение линейных объектов, не препятствующих разрешенному использованию земельных участков в соответствии с п. 1 ст. 39.23 ЗК РФ. Согласно данным кадастра недвижимости Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6 кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП (кадастровый номер 63:09:0101183:7799) имеет также характеристику "площадь", выраженную в квадратных метрах.
Управление Росреестра сделало вывод, что в соответствии со ст. 39.23 ЗК РФ соглашения об установлении сервитутов могли быть заключены только в отношении строительства сетей электроснабжения без трансформаторной подстанции и, следовательно, в Управление Росреестра так и не представлены надлежащие документы, подтверждающие предоставление земельных участков КН63:09:0101183:6041, КН63:09:0101183:6043, КН63:09:0101183:6053 для строительства Трансформаторной подстанции поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6кВ от поз. Л2.1 -ТП до поз. Л4.4-ТП.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При проведении правовой экспертизы регистрирующим органом было установлено, что три из семи земельных участков, в пределах которых расположено спорное сооружение, а именно, земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0101183:6041, 63:09:0101183:6043 и 63:09:0101183:6053, для создания данного сооружения АО "ФСК "Лада-Дом" не предоставлялись.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что изначально в пользование АО "ФСК "Лада-Дом" по договору аренды от 02.12.2005 N 1272 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:0028 общей площадью 646 850 кв.м. Данный участок был предоставлен Обществу для строительства комплекса зданий и сооружений жилищного и социального назначения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 63:09:0101183:6041, 63:09:0101183:6043, 63:09:0101183:6053 были образованы из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101183:0028, который был предоставлен Обществу по договорам аренды с Мэрией г.о. Тольятти. Впоследствии все права Общества были переоформлены на ООО "ЖК Весна" по договорам уступки.
В целях строительства Трансформаторной подстанции поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП ООО "ЖК Весна" предоставило Обществу права ограниченного пользования данными земельными участками путем соглашений об установлении сервитутов.
В ходе освоения земельного участка 63:09:0101183:0028 было произведено его разделение и образованы новые земельные участки, в том числе спорные - с кадастровыми номерами 63:09:0101183:6041, 63:09:0101183:6043, 63:09:0101183:6053, которые также были предоставлены АО "ФСК "Лада-Дом" по договорам аренды с Мэрией г. о. Тольятти от 02.06.2015 N 3178, N 3180, N 3190.
Впоследствии все права АО "ФСК "Лада-Дом" по данным договорам аренды были переоформлены на ООО "ЖК Весна" по договорам уступки от 02.02.2016 N N ЛД/017/17, ЛД/017/18, ЛД/017/19.
В целях строительства Трансформаторной подстанции поз. Л4.4-ТП с сетями электроснабжения 6 кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП ООО "ЖК Весна" предоставило АО "ФСК "Лада-Дом" права ограниченного пользования данными земельными участками путем заключения соглашений об установлении сервитутов от 22.08.2016 N В-052/16-ЛД-216-01/16, N В-053/16-ЛД-217-01/16, N В-054/16-ЛД-218-01/16.
Согласно данным составленного кадастровым инженером Технического плана от 14.10.2016 спорный объект недвижимости представляет собой линейное надземное и подземное сооружение и является многоконтурным сооружением (1/2 - надземная часть, 2/2 - подземная часть). Основной характеристикой сооружения является протяженность - 418 м.
Надземная часть - Трансформаторная подстанция поз. Л4.4-ТП возведена на земельном участке КН 63:09:0101183:6039. Подземная часть сооружения - Сеть электроснабжения 6 кВ от поз. Л2.1 -ТП до поз. Л4.4-ТП возведена на земельных участках 63:09:0101183:6053, 63:09:0101183:6040, 63:09:0101183:6041, 63:09:0101183:6042, 63:09:0101183:6043, 63:09:0101183:6044, что подтверждается схемой расположения сооружения на земельном участке, оформленной в составе технического плана.
Отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности связан с тем, что для строительства спорного объекта не предоставлялись земельные участки КН 63:09:0101183:6041, 63:09:0101183:6043, 63:09:0101183:6053. На данных земельных участках проложена именно подземная часть сооружения - часть линии электроснабжения 6 кВ. По иным земельным участкам никаких возражений у Управления Росреестра не возникло.
Прокладка кабельной линии 6 кВ от поз. Л2.1-ТП до поз. Л4.4-ТП из двух кабелей марки АСБл 3x185 (ож)-10 осуществлена в земле в траншее на подушке из песка толщиной слоя 100 мм., с укладкой кирпича марки А-100 ГОСТ 530-2012 для защиты кабеля от механических на глубине 1200 мм в кабельной канализации (двустенная труба ПНД диаметром 110 мм.), исключая размещение каких-либо элементов кабельной линии на поверхности земель. Произведена обратная засыпка траншеи грунтом, уплотнение грунта, благоустройство территории. Других способов присоединения, минуя спорный земельный участок, не существует.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 "Государственный стандарт Союза ССР. Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403) кабельная линия электропередачи - это линия электропередачи, выполненная одним или несколькими кабелями, уложенными непосредственно в землю, кабельные каналы, трубы, на кабельные конструкции.
Исходя приведенных технико-экономических характеристик, кабельная линия 6.0 кВ является подземным линейным сооружением.
По смыслу пунктов 10, 11 ч. 1 ст. 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
В соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Кроме того, создание спорного объекта на основании необходимых разрешений, в отсутствие нарушения градостроительных и строительных норм и правил подтверждается представленным в материалы дела разрешением на строительство N 63-302-1063-2016 и разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 63-302000-1063-2016.
Из положений ст.ст. 51, 55 ГрК РФ следует, что при выдаче разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом проводится проверка необходимых документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставление, в том числе правоустанавливающего документа на земельный участок, а также градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
В силу ч. 3 ст. 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок, разрешение на строительство.
В соответствии с ч. 6 ст. 55 ГрК РФ отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок у заявителя является самостоятельным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В регистрирующий орган Общество представило разрешение на строительство от 29.09.2008 N RU 63302000-85 в редакции N 63-302-1063-2016 от 18.08.2016 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 09.11.2016 N 63-302000-1063-2016, которые не оспорены и не признаны недействительными в судебном порядке.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан вывод о том, что при рассмотрении вопроса о выдаче данных разрешений уполномоченным органом трижды проверялся факт наличия у заявителя правоустанавливающего документа на земельный участок, проводилась правовая экспертиза представленных документов.
Наличие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает наличие всех необходимых документов для проведения государственной регистрации объекта недвижимого имущества.
Регистрирующий орган не представил надлежащие доказательства обратного.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения" в целях формирования единой правоприменительной практики осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, а также устранения практики принятия решений об отказе в осуществлении такой регистрации по причине отсутствия прав на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части таких сооружений, разъяснено, что если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется. Установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков. В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
По общему правилу для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимо предоставить следующие документы (ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"):
- правоустанавливающий документ, подтверждающий, что в период строительства земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимого имущества, принадлежал или был предоставлен для указанных целей создавшему его лицу;
- разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, которое в силу части 1 статьи 55 ГрК РФ удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка.
Между тем положения закона о регистрации права собственности на вновь созданный объект на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости, не учитывают специфику регистрации линейных сооружений, в том числе инженерных коммуникаций.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, под земельным участком понимается часть поверхности земли, и, соответственно, прохождение сооружения под поверхностью земельного участка исключает реализацию владельцем сооружения приобретения права на данный участок в порядке статей 30, 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Указанное обстоятельство, с учетом положений ст. 6 ЗК РФ, согласно которой земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, указывает на то, что представление правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части сооружения, при государственной регистрации прав на подземные объекты недвижимости не требуется.
Такой подход может быть применен и при регистрации аналогичных линейных объектов, поскольку опирается на нормы действующего законодательства. С учетом изложенной позиции Минэкономразвития России суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае можно утверждать, что предоставление документов, подтверждающих предоставление заявителю на период строительства земельных участков, под которыми расположен подземный участок кабельной линии, законом не предусмотрено.
Таким образом, отказ в государственной регистрации в части непредставления заявителем правоустанавливающих документов на земельные участки, под которыми расположена кабельная линия, не соответствуют закону, поскольку из положения указанной нормы следует, что основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление документов, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Данные доводы согласуются с положениями п. 5 постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", который предусматривает возможность строительства линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, на земельных участках публичной собственности без предоставления этих участков и установления сервитутов.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган, также как и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывает, что спорный объект не является линейным, так как кроме основной характеристики (протяженность 418 м) имеет также такую характеристику как площадь объекта, выраженную в квадратных метрах, ссылаясь при этом на п. е) п. 34 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", согласно которому одной из технико-экономических характеристик проектируемого линейного объекта является протяженность.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку регистрирующий орган не учитывает, что согласно п. 37 указанного постановления Правительства РФ N 87 раздел 4 проектной документации "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта" должен содержать, в том числе, перечень зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта, с указанием их характеристик; схемы линейного объекта с обозначением мест расположения зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта.
Линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, составляют единый функциональный комплекс, то есть входят в состав единого линейного объекта (постановление ФАС Центрального округа от 27.04.2015 по делу N А35-5737/2014).
Регистрирующий орган также ссылается на то, что АО "ФСК "Лада-Дом" не оформлено разрешение на размещение объекта согласно ст. 36.39 ЗК РФ и постановлению Правительства Самарской области от 07.09.2016 N 509 "Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Между тем суд первой инстанции обоснованно указал на то, что названный нормативный акт был издан уже после завершения строительства объекта и не распространяет свое действия на спорные взаимоотношения.
Как было указано выше, Общество представило в регистрирующий орган разрешение на строительство от 29.09.2008 N RU 63302000-85 в редакции N 63-302-1063-2016 от 18.08.2016, выданное Мэрией г. Тольятти, и разрешение на ввод в эксплуатацию от 09.11.2016 N 63-302000-1063-2016, выданное Министерством строительства Самарской области, которые не оспорены и не признаны недействительными в судебном порядке.
Как верно отмечено судом первой инстанции, наличие данных документов означает, что Обществом при строительстве объекта полностью соблюдены нормы земельного и градостроительного законодательства РФ (при рассмотрении вопроса о выдаче данных разрешений уполномоченными органами трижды проверялся факт наличия у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок и соблюдение строительных правил и норм).
При этом суд первой инстанции принял во внимание положения п. 4 ст. 39.36 ЗК РФ, согласно которым в случае, если объекты, размещенные на земельном участке в таком порядке, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Также судом первой инстанции отклонена ссылка регистрирующего органа на ст. 46 Закона о государственной регистрации недвижимости, согласно которой государственная регистрация права собственности осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав имущественного комплекса, поскольку указанный нормативный акт также был издан уже после завершения строительства и постановки на кадастровый учет объекта и также не распространяет свое действия на спорные взаимоотношения.
Спорный объект не является имущественным комплексом, а относится к неделимым вещам (вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, также и в том случае, если она имеет составные части) и, следовательно, подлежит постановке на кадастровый учет как единый объект капитального строительства (ст. 133 ГК РФ).
Частью 10 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Судом приняты во внимание положения письма Минэкономразвития России от 29.05.2013 N 10571-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)", согласно которым технический план в форме электронного документа оформляется в виде файлов в формате XML и состоит из нескольких файлов:
1) файл в отношении всего линейного сооружения, содержащий следующие сведения:
- кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено линейное сооружение;
- адрес линейного сооружения;
- назначение линейного сооружения;
- тип и значение основной характеристики линейного сооружения - протяженности в метрах (с точностью до 1 метра);
- количество этажей (при наличии);
- год ввода линейного сооружения в эксплуатацию (года завершения строительства линейного сооружения);
2) файлы в отношении каждой условной части линейного сооружения, в которых указываются сведения, описывающие исключительно условные части линейного сооружения.
Раздел технического плана "Характеристики сооружения" оформляется как в отношении всего линейного сооружения, так и в отношении каждой условной части линейного сооружения. В разделе "Характеристики сооружения", оформленном в отношении условной части линейного сооружения, указываются сведения, описывающие исключительно условную часть линейного сооружения. При этом в графе "Кадастровый номер сооружения" дополнительно указывается информация о номере кадастрового округа, в котором расположена условная часть линейного сооружения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что законодательством прямо предусмотрена постановка на кадастровый учет линейного объекта со всеми его частями как единого объекта капитального строительства под одним кадастровым номером. При этом в законодательстве не имеется запрета на указание в техническом плане линейного объекта таких характеристик как площадь и более того, предусмотрена возможность указывать этажность линейного объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду, заключает арендатор (правообладатель) земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.01.2017 N КД23и-178 соглашение об установлении сервитута является правоустанавливающим документом на ограниченное пользование чужим земельным участком, на основании которого может быть зарегистрировано право собственности на построенный объект.
Согласно п. 10 ст. 40 Закона о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на построенный объект.
АО "ФСК "Лада-Дом" является Застройщиком квартала 14А квартала "Лесной" в Автозаводском районе г. Тольятти. На сегодняшний день возведено и сдано в эксплуатацию более 12 жилых домов. Для обеспечения возможности эксплуатации квартир по назначению, АО "ФСК "Лада-Дом" осуществило строительство не только самих домов, но также и необходимых объектов инфраструктуры жилого квартала "Лесной". Объекты инфраструктуры, являющиеся объектами капитального строительства и требующие специального обслуживания, передаются Застройщиком на содержание Администрации города. Однако органы местного самоуправления принимают такие объекты только при условии зарегистрированных прав собственности. Отсутствие зарегистрированных прав собственности на спорный объект делает невозможным для АО "ФСК "Лада-Дом" распоряжение и управление данным объектом.
Такие объекты инфраструктуры как Трансформаторные подстанции с линиями электропередач 6кВ относятся к линейным объектам со специальным режимом эксплуатации. Обслуживание электроустановок должна осуществлять специализированная организация, имеющая соответствующий допуск и подготовленный электротехнический персонал. АО "ФСК "Лада-Дом" такого допуска не имеет, при этом как собственник несет бремя содержания имущества, в то же время, не имея возможности им распорядиться.
Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое не оспорено и не признано недействительным в установленном порядке, у регистрирующего органа не имелось оснований истребовать дополнительные документы и отказывать в государственной регистрации права собственности на созданный объект по причине непредставления заявителем каких-либо иных документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган указывает на то, что мотивировочная часть решения содержит ссылки на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утратившие силу с 01.01.2017.
Действительно, в решении суда первой инстанции имеются ссылки на положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утратившие силу с 01.01.2017.
Между тем допущенные нарушения не привели к принятию неправильного судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11.05.2018 по делу N А55-30396/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.