г. Пермь |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А71-434/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Борзенковой И.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике - Ярхова Л.М., паспорт, доверенность от 29.12.2017 г.;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное),
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 07 мая 2018 года
по делу N А71-434/2018
принятое судьёй Сидоровой М.С.
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонного) (ОГРН 1091828000065, ИНН 1828018231)
к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (ОГРН 1021801655864, ИНН 1831015135)
о признании незаконными решений, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 55 584 руб. 21 коп., обязании принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения и выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме 55 584 руб. 21 коп.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - УПФ по УР, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике г.Ижевск (далее - ФСС РФ по УР, Фонд, ответчик) от 20.12.2017 N 10 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о частичном выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 55 584,21 руб., обязании принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения и выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме 55 584,21 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 мая 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объёме. По мнению заявителя, выводы суда первой инстанции не основаны на действующем законодательстве, а исключительно на судебной практике Верховного суда Российской Федерации, между тем такие судебные акты обязательны для исполнения только в отношении конкретных обращений граждан или юридических лиц.
Представитель ФСС в ходе судебного заседания на доводах отзыва на апелляционную жалобу настаивал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
УПФ по УР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направил, что на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фондом в отношении УПФ по УР проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.08.2017 г. по 31.10.2017 г., результаты которой отражены в акте от 28.11.2017 г. N 10Р (л.д.17-18).
Проверка проведена в связи с обращением страхователя в ФСС РФ за выделением средств на выплату страхового обеспечения за период с 01.08.2017 по 31.10.2017 г. в сумме задолженности за территориальным органом Фонда 87 532,07 руб. по состоянию на 01.11.2017 г.
В проверяемом периоде страхователем произведены расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплату 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 307 162,91 руб.
В ходе проверки правильности назначения, исчисления и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлено, что в период с 01.08.2017 г. по 07.10.2018 г. гражданину Гаффанову М.Ф., занимающему должность главного специалиста-эксперта группы автоматизации УПФ по УР, в соответствии с приказом от 01.08.2017 N 138-к предоставлен отпуск по уходу за ребенком Гаффановым Р.М. до достижения последним возраста полутора лет.
В соответствии с приказом N 140-к от 01.08.2017 г. Гаффанову М.Ф. установлен график работы на условиях неполного рабочего времени со следующим режимом работы: пятидневная рабочая неделя с понедельника по пятницу включительно (выходные дни суббота, воскресенье) продолжительностью 39 часов: с понедельника по четверг - с 8.00 до 17.00 с перерывом на обед с 12.30 до 13.18, в пятницу - с 08.00 до 15.00 с перерывом на обед с 12.30 до 13.18. Приказом N 138-к от 01.08.2017 Гаффанову М.Ф. назначена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 01.08.2017 г. по 07.10.2018 г. в размере 40% среднего заработка в сумме 18 528,07 руб. за полный месяц.
В ходе камеральной проверки установлено, что в период с августа по октябрь 2017 года Гаффанов М.Ф. выполнял служебные обязанности 5 дней в неделю в течение 39 часов при 40-часовой рабочей неделе, что подтверждается табелями учета рабочего времени.
В период с 01.08.2017 г. по 31.10.2017 г. УПФ по УР выплатило Гаффарову М.Ф. ежемесячное пособие по уходу за ребенком за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в общем размере 55 584,21 руб.
По результатам проверки ФСС РФ по УР составлен акт камеральной проверки от 28.11.2017 N 10Р, в котором указано, в том числе, об отказе в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 55 584,21 руб., об отказе в приеме к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в сумме 55 584,21 руб.
12.12.2017 г. в кассу УПФ РФ от Гаффанова М.Ф. поступили денежные средства в сумме 55 584,21 руб. в возмещение расходов сумм пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ранее выплаченные Гаффанову М.Ф. за период с августа по октябрь 2017 года, о чем УПФ по УР сообщило Фонду в письме от 12.12.2017 г. N 02-32/8449.
13.12.2017 г. Пенсионным фондом представлены возражения на акт камеральной проверки от 28.11.2017 г., в которых изложено несогласие страхователя с выводами Фонда, страхователь считает, что фактически Гаффанов М.Ф. выполнял служебные обязанности на условиях неполного рабочего времени и имеет право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
20.12.2017 ФСС РФ по УР принято решение N 10 о непринятии к зачету расходов в сумме 55 584,21 руб. на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также решение N 10 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (л.д. 29-30, 33-34), согласно которому отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 55 584,21 руб.
Не согласившись с принятыми решениями, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уходу за ребенком, в то время как сокращение рабочего времени работнику Гаффанову М.Ф. на 1 час в неделю не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
На основании пункта 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ и подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения (часть 1).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (часть 4).
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации, по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
В силу статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, в силу условий подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховым случаем признается, в том числе уход за ребенком в возрасте до полутора лет. Страховым обеспечением по указанному виду обязательного страхования является ежемесячное пособие по уходу за ребенком (подпункта. 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ).
Статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (часть 1). Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (часть 2). В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть 4).
По условиям статей 13, 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени. Указанное пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно пункту 43 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок N 1012н), право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Подпунктом "а" пункта 39 Порядка N 1012н установлено, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что сокращение рабочего времени на 1 час в неделю не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом заявителем о том, что положениями Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрен минимальный размер снижения продолжительности рабочего дня.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.
В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28.02.2017 N 329-О, уменьшение продолжительности рабочего дня на 30 минут не позволяет фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме.
В настоящем случае имело место незначительное сокращение рабочего времени лица, претендующего на получение пособия по уходу за ребенком (на 12 минут в день), такое сокращение рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, а потому, действия заявителя обоснованно признаны Фондом злоупотреблением правом в целях предоставления своим сотрудникам дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что выводы суда первой инстанции основаны исключительно на судебной практике Верховного суда Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции принял обоснованное решение на основании анализа положений части 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ.
Кроме того, выводы суда соответствуют позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.02.2017 N 329-О.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Поскольку по апелляционным жалобам на решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина уплачивается в размере 1 500,00 рублей, а УПФ по УР при обращении в арбитражный суд уплачена государственная пошлина в размере 3 000,00 рублей, то в соответствии со статьёй 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) (ОГРН 1091828000065, ИНН 1828018231) подлежит возврату государственная пошлина из федерального бюджета в сумме 1 500,00 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченная по платежному поручению N 187235 от 17.05.2018 г.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 мая 2018 года по делу N А71-434/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) (ОГРН 1091828000065, ИНН 1828018231) из федерального бюджета госпошлину в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 187235 от 17.05.2018 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.