30 июля 2018 г. |
Дело N А84-416/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 30 июля 2018 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Карева А.Ю., Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Крымская судоремонтно-строительная компания" :
Ковальчук В. А.- представителя по доверенности от 05.02.2018, б/н, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, Рудаковой А. В.- представителя по доверенности от 22.12.2017 N 18, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.05.2018 по делу N А84-416/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крымская судоремонтно-строительная компания" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным отказа в определении вида разрешенного использования земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крымская судоремонтно-строительная компания" (далее также - ООО "КС-СК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент, ДИЗО) в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, д. 20а, выраженного в письме от 10.01.2018 N 123/05-05-21/18. В порядке восстановления нарушенного права общество просило обязать ДИЗО в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, д. 20а, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.05.2018 заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенное в письме N 123/05-05-21/18 от 10.01.2018, об отказе в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20. Для восстановления нарушенного права суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав общества с ограниченной ответственностью "Крымская судоремонтно-строительная компания" путем принятия решения об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 90:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20а, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Севастополя N 228-ПП от 28.03.2016.
Не согласившись с принятым решением, Департамент (далее также -податель апелляционной жалобы, апеллянт) обжаловал решение суда в апелляционном порядке, ссылаясь на неверную оценку судом обстоятельств дела, неверное применение норм материального права. В обоснование своей позиции по делу Департамент указывает на отсутствие в перечне представленных заявителем документов правоустанавливающего документа на земельный участок, что противоречит подпункту 3 пункта 7 "Порядка определения видов разрешённого использования и категории земель в отношении земельных участков расположенных на территории города Севастополя", утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП, и порождает право Департамента вернуть заявление об определении вида разрешенного использования земельного участка согласно подпункту 2 пункта 10 названного Порядка.
На этом основании апеллянт просит отменить решение суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общество с ограниченной ответственностью "Крымская судоремонтно-строительная компания" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором против изложенных в ней доводов возразило, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со ст. ст. 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители общества поддержали возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве на неё.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора судом первой инстанции,05.05.2011 в соответствии с решениями Севастопольского городского Совета от 13.05.2010 N 10271, от 19.10.2010 N 11452, от 22.02.2011 N 494 между Севастопольским городским Советом и предпринимателем Гринчуком Сергеем Александровичем был заключен договор аренды земельного участка площадью 1,5772 га., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20-А, предназначенного для обслуживания целостного имущественного комплекса - цеха деревообработки, с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения. В соответствии с кадастровым планом на земельном участке под капитальным одно и двухэтажными строениями площадь - 0,1676 га, под проездами, проходами и площадками - 1,4096 га (п. 1.1., 2.1., 2.2.,5.1.,5.2. договора). Пунктом 3.1. договора установлен срок его действия - до 01.07.2028 (т. 1 л. д. 29-35, 60-74, 82-93, 143-147).
Расположенные на данном земельном участке объекты, составляющие единый комплекс производственных зданий по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, д. 20а (здание административно-производственного комплекса площадью 546,70 кв. м., лит. А, а, а1 кадастровый номер 91:03:002016:10, одноэтажное здание столярной мастерской площадью 373,70 кв. м., литер Г, Г1, Г2, кадастровый номер 91:03:002016:9, здание котельной площадью 147,70 кв. м., лит. Б, б, б1, кадастровый номер 91:03:002016:35, здание площадью 19,80 кв.м., лит. Д, кадастровый номер 91:03:002016:12, здание площадью 165,80 кв.м., лит. Ж, ж1, кадастровый номер 91:03:002016:11,здание производственного корпуса площадью 422,30 кв. м., лит. З, кадастровый номер 91:03:002016:36 были приобретены ООО "КС-СК" по договорам купли-продажи от 04.12.2014, право собственности зарегистрировано 22.12.2014, о чём сделаны записи о регистрации N 92-91-4/2007/2014-369, N 92-91-4/2007/2014-389, N 92-91-4/2007/2014-398, N 92-91-4/2007/2014-392, N 92-91-4/2007/2014-387, N 92-91-4/2007/2014-395 (т. 1 л. д. 36-39 (лицевые стороны и оборот), 96-101, 148-153).
На основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям N 1487-РДЗ от 29.04.2017 (т. 1 л.д. 117) для обслуживания целостного имущественного комплекса-цеха деревообработки был сформирован в качестве объекта гражданских правоотношений и поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером 91:04:002014:53, расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20-А, площадью 15 772 кв. м., вид разрешенного использования: "для обслуживания целостного имущественного комплекса цеха деревообработки", категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения" (т. 1 л. д. 39,40,102-105).
11.07.2017, 10.08.2017 общество обращалось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 91:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20-А, площадью 15 772 кв. м., на котором размещен приобретённый им имущественный комплекс (заявления вх.N 25035/05-05-07/17 от 11.07.2017, вх. N 29114/05-05-07/17 от 10.08.2017 (т. 1 л. д. 41, 109-112).
Письмами Департамента от 28.07.2017 исх. N 25552/05-05-21/17, от 25.09.2017 N 30383/05-05-21/17 (т. 1 л. д. 42,114-116) Департамент сообщил обществу о наличии задолженности по взысканию арендной платы у предпринимателя Гринчука С.А. Письмом от 25.09.2017 N 30383/05-05-21/17 Департамент также проинформировал общество о необходимости определения вида разрешённого использования земельного участка посредством направления в адрес Департамента заявления с указанием сведений, установленных пунктом 6 и документов, предусмотренных пунктом 7 "Порядка определения видов разрешённого использования и категории земель в отношении земельных участков расположенных на территории города Севастополя", утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-П (т. 1 л.д. 115).
Получив ответы ДИЗО, ООО "КС-СК" дважды обращалось в Департамент с заявлениями об определении вида разрешённого использования земельного участка исх. ТФ-690 от 24.10.2017 (вх. N 38163/05-05-07/17 от 26.10.2017), исх. ТФ-720 от 12.12.2017 (вх. N 44766/05-05-07/17 от 12.12.2017), в которых общество просило определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20-А, площадью 15 772 кв. м., мотивируя свои требования приобретением в собственность расположенного на данном земельном участке единого имущественного комплекса и наличием права аренды земельного участка у предпринимателя, продавшего обществу расположенный на земельном участке имущественный комплекс (т. 1 л. д. 43, 45).
В ответ на обращение общества исх. ТФ-690 от 24.10.2017 (вх. N 38163/05-05-07/17 от 26.10.2017) Департамент письмом от 06.12.2017 N 36877/05-05-21/1 разъяснил обществу порядок определения вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с "Порядком определения видов разрешённого использования и категории земель в отношении земельных участков расположенных на территории города Севастополя", утверждённым постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (т. 1 л.д. 44).
Письмом от 10.01.2018 N 123/05-05-21/18 в ответ на повторное обращение общества с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка (т. 1 л.д 46) Департамент вернул обществу заявление об определении вида разрешённого использования и приложенные к нему документы ввиду отсутствия в приложенных документах копии правоустанавливающего документа на земельный участок, сославшись при этом на подпункт 2 пункта 10 "Порядка определения видов разрешённого использования и категории земель в отношении земельных участков расположенных на территории города Севастополя", утверждённым постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (т. 1 л. д. 46).
Заявитель оспорил указанное письмо Департамента от 10.01.2018 N 123/05-05-21/18 о возврате заявления и приложенных к нему документов, считая его уклонением от исполнения ДИЗО обязанности по определению вида разрешённого использования земельного участка.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из отсутствия у ДИЗО оснований для возврата поданного обществом заявления об определении вида разрешённого использования земельного участка с приложенными к нему документами.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам:
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьями 12 и 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ) предусмотрено, что на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 Закона N 6-ФКЗ, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения; до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных и земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, утвержден постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП (далее - Порядок N 228-ПП).
Согласно пункту 4 Порядка N 228 -ПП виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Пунктами 2, 5 Порядка N 228-ПП предусмотрено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с:1) правоустанавливающим документом на земельный участок;2) градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; 3) землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка. Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка. Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
Пунктом 9 Порядка N 228-ПП предусмотрена обязанность Департамента по совершению в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления об определении вида разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка, одного из следующих действий: 1) принятию решения об определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка и направлению копии указанного решения заявителю; 2) возвращению заявления и прилагаемых к нему документов заявителю с письменным обоснованием отказа в удовлетворении заявления. Полномочий Департамента по отказу в определении вида разрешённого использования земельного участка Порядок N 228-ПП не предусматривает.
Исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления об определении вида разрешенного использования и прилагаемых к нему документов заявителю установлен пунктом 10 Порядка N 228-ПП, к их числу отнесено, в том числе, непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 7 настоящего Порядка (подпункт 2 пункта 10 Порядка N 228-ПП).
В обоснование принятого решения о возврате обществу заявления об установлении вида разрешённого использования земельного участка и приложенных к нему документов, приведённого в письме ДИЗО от 10.01.2018 N 123/05-05-21/18, Департамент сделал ссылку на подпункт 2 пункта 10 Порядка, указав на отсутствие в перечне правоустанавливающих документов правоустанавливающего документа на земельный участок.
Данный вывод Департамента основан на том, что договор аренды земельного участка площадью 1, 5772 га. от 05.05.2011 был заключен с предыдущим собственником расположенного на данном земельном участке единого имущественного комплекса (предпринимателем Гринчуком С.А.) и не был перезаключен с обществом после приобретения им права собственности на объекты недвижимого имущества, входящего в данный производственный комплекс.
Отклоняя данный довод и признавая исполненной обязанность общества по представлению правоустанавливающего документа на земельный участок при обращении в Департамент с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нём объекта недвижимости, в силу которого правовым последствием приобретения в собственность расположенного на земельном участке объекта недвижимости является переход к покупателю права на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Данный вывод является верным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права. Оснований для его переоценки на стадии апелляционного производства не имеется.
Принцип единства судьбы объекта недвижимости и расположенного под ним земельного участка установлен п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и принятого в соответствии с ним абзаца 2 пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которым покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Оценивая права заявителя в отношении земельного участка, занятого приобретенными обществом в составе единого имущественного комплекса объектами недвижимости, суд первой инстанции обоснованно указал, что при отчуждении объекта недвижимого имущества его покупатель в силу прямого указания закона приобретает право пользования земельным участком, занятым объектом недвижимости, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний его собственник, и тем самым принимает права и обязанности арендатора земельного участка, в связи с чем прежний собственник объекта недвижимости выбывает из обязательства по аренде данного земельного участка. Переход прав и обязанностей по договору аренды земельного участка к покупателю объекта недвижимости исключает возможность предъявления его прежним собственником требования о расторжении ранее заключенного с ним этого договора, поскольку он продолжает регулировать отношения по пользованию земельным участком уже с новым собственником недвижимости. Названные положения гражданского и земельного законодательства, предусматривающие переход к покупателю одновременно с правом собственности на недвижимость и права аренды на земельный участок, защищают интересы как покупателя при приобретении им объекта недвижимого имущества, расположенного на чужом земельном участке, так и собственника этого участка, обеспечивая стабильность гражданского оборота и создавая определенность в данных правоотношениях.
Данный вывод соответствует положениям приведённых выше норм права и разъяснений к ним, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 N 8611/09.
Из приведённых положений следует, что с момента приобретения в собственность объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, к ООО "КС-СК" перешло и право аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, д. 20а, возникшее у бывшего собственника объектов недвижимости на основании долгосрочного договора аренды земельного участка от 05.05.2011. Соответственно, указанный договор аренды от 05.05.2011 является правоустанавливающим документом, подтверждающим наличие у общества права аренды занятого имущественным комплексом земельного участка площадью 1, 5772 га. с кадастровым номером 91:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, 20-А.
Данный договор представлен в материалы дела и был приложен в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок в числе прочих документов к заявлению общества исх. ТФ-720 от 12.12.2017 (вх. N 44766/05-05-07/17 от 12.12.2017), в связи с чем у Департамента не имелось оснований для вывода об отсутствии у заявителя статуса арендатора указанного земельного участка, неисполнении им обязанности по представлению правоустанавливающего документа на земельный участок и для возврата обществу заявления об определении вида разрешённого использования земельного участка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 10 Порядка N 228-ПП.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, без учёта приведённых выше положений земельного законодательства о единстве судьбы объектов недвижимости и расположенного под ними земельного участка, в связи с чем они не могут быть признаны обоснованными и положены в основу выводов апелляционного суда.
Установив, что земельный участок, в отношении которого общество просило установить вид разрешенного использования, сформирован и поставлен на кадастровый учёт 29.12.2016 (кадастровый номер 91:04:002014:53), а неисполнение Департаментом обязанности по определению вида разрешённого использования земельного участка препятствует в реализации заявителем процедуры переоформления ранее возникших прав, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя и обязал ДИЗО устранить нарушение прав и законных интересов общества посредством определения вида разрешенного использования земельного участка площадью 1, 5772 га. с кадастровым номером 91:04:002014:53, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Каштановая, д. 20-А.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины апелляционным судом не рассматривается, поскольку её податель (Департамент) от оплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25.05.2018 по делу N А84-416/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.Ю. Карев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.