г. Москва |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А40-25371/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Пронниковой Е.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Петербургский Тракторный Концерн"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2018 по делу N А40-25371/18 (148-141), принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по заявлению АО "Петербургский Тракторный Концерн" (ИНН 783945577, ОГРН 1117847691906)
к Министерству промышленности и торговли РФ
о признании незаконным приказа N 99 от 16.01.2018
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Добкина Е.А. по дов. от 14.12.2017, |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Петербургский Тракторный Концерн" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), в котором просило суд признать незаконным приказ Минпромторга России N 99 от 16.01.2018 об отказе во включении общества в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств-членов Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (реестр); обязать Минпромторг России включить общество в национальную часть реестра.
Решением от 23.05.2018 в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минпромторга России против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Общество своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителя Минпромторга России, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Минпромторг России с заявлением от 23.05.2017 N 2-571, в котором просило включить его в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств-членов Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники.
Приказом Минпромторга России от 18.01.2017 N 99 в удовлетворении указанного заявления было отказано.
Копия соответствующего приказа была направлена обществу сопроводительным письмом от 23.01.2018 N 3807/07.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции согласился с позицией Минпромторга России о том, что представленные обществом вместе с заявлением документы (сертификат соответствия, протоколы испытаний) не подтверждают с достоверностью соответствие продукции общества техническим регламентам. В этой связи суд пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ является обоснованным и не нарушает прав общества.
Обращаясь с апелляционной жалобой, общество указывает на то, что Минпромторг России необоснованно поставил под сомнение достоверность представленных обществом документов о соответствии, в частности сертификата соответствия, который до настоящего момента является действующим
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу данной нормы права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие в совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Порядок формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - Порядок) утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.09.2015 N 112.
Абзацем первым пункта 2 Порядка предусмотрено, что формирование и ведение единого реестра осуществляются Евразийской экономической комиссией в электронном виде на основании национальных частей единого реестра.
Согласно абзацу второму его пункта 3 формирование и ведение национальных частей единого реестра в электронном виде осуществляются уполномоченными органами государств членов Евразийского экономического союза на базе программно-аппаратных средств национальных органов. Национальные органы обеспечивают возможность доступа к национальным частям единого реестра со своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 N 64-р уполномоченным органом Российской Федерации, осуществляющим формирование и ведение национальной части единого реестра, определен Минпромторг России.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Порядка включение в единый реестр организаций-изготовителей (в том числе физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) самоходных машин и других видов техники осуществляется при их соответствии следующим критериям: наличие регистрации в соответствии с законодательством государства-члена в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя соответственно; наличие действующего документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) или одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси), удостоверяющего соответствие транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), и (или) действующих документов об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства-члена, выданных в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования одного из указанных технических регламентов, до дня вступления в силу соответствующего технического регламента; наличие электронно-цифровой подписи у уполномоченного (уполномоченных) на подписание электронных паспортов самоходных машин и других видов техники должностного лица (должностных лиц) организации-изготовителя для организаций-изготовителей, осуществляющих оформление указанных электронных паспортов.
Отказывая во включении сведений об обществе в национальную часть единого реестра, Минпромторг России фактически исходил из того, что в представленных обществом документах о соответствии содержатся неполные и недостоверные сведения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к аналогичным выводам.
Апелляционный суд, повторно исследовав имеющиеся в деле доказательства, полагает данные выводы обоснованными. При этом он исходит из следующего.
Представленные для включения организации-изготовителя в единый реестр документы должны достоверно подтверждать то, что выпускаемая ей в обращение продукция соответствует требования соответствующих нормативных документов. Иной подход противоречил бы целям ведения данного реестра.
В этой связи Минпромторг России как орган, на который возложено ведение национальной части единого реестра, был уполномочен на осуществление не только формальной, но и содержательной проверки представленных обществом документов.
Как установлено судом, общество в целях подтверждения соответствия производимой им продукции нормативным требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) представило в Минпромторг России следующие документы: сертификат соответствия N ТС RU C-RU.AB24.B.04339 серия RU N 0433540, выданный ООО "Сертификация продукции "Стандарт-Тест"; протоколы испытаний продукции NN 58-ТС-10/2016 и 59ТС-10/2016 от 12.10.2016, утвержденные ИЦ ООО "Евростан", акт о результатах анализа состояния производства от 26.09.2016 N 4475, составленный ООО "Сертификация продукции "Стандарт-Тест"; акт экспертизы Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты N 002-11-05668 для оформления сертификатов СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для проведения проверки данные документы были направлены в Департамент транспортного и специального машиностроения Минпромторга России и по полученной от него информации содержат неполные и недостоверные сведения.
Так в протоколах испытаний продукции, на основании которых был выдан сертификат соответствия, отсутствуют сведения о проведении всех необходимых испытаний соответствующей продукции (Машины дорожные), в частности испытаний тормозов, а также рулевого управления колесных машин.
Однако без проведения соответствующих испытаний невозможно установить соответствие данной продукции требованиям ГОСТ ИСО-3450-2002 "Машины землеройные. Тормозные системы колесных машин" и ГОСТ ISO 5010-2011 "Машины землеройные. Системы рулевого управления колесных машин.
Данные стандарты в свою очередь включены в перечень стандартов в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).
В этой связи не может быть признан достоверным вывод о том, что продукция общества соответствует требованиям указанного технического регламента, как на то указано в сертификате соответствия.
Также Департаментом был выявлен факт недостоверности сведений о месте проведения проверки производимой обществом продукции.
Так согласно акту от 26.09.2016 N 4475 ООО "Сертификация продукции "Стандарт-Тест" производило проверку наличия необходимых условий для стабильного производства обществом серийно выпускаемой продукции по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 67, офис 249. Из раздела 4 акта следует, что проверялось производственное оборудование и производственные помещения.
Между тем, из письма Комитета по промышленной политике и инновациям г. Санкт-Петербурга от 28.02.2017 N 01-14-67/17-0-1 следует, что сборка сельскохозяйственной техники осуществляется обществом на территории Ленинградской области в АО "Тихвинский Сборочный завод "Титран-Экспресс".
Указанное ставит под сомнение реальность осуществления проверочных мероприятия.
Кроме того в ходе проверки было установлено, что согласно сведениям Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (доступ по ссылке: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/IL_os.aspx) проверка соответствия продукции указанной в сертификате (Машины дорожные) на предмет ее соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" ТР ТС 010/2011 не относится к области аккредитации ООО "Сертификация продукции "Стандарт-Тест", выдавшего сертификат соответствия.
При этом в ответ на запрос Минпромторга России Россакредитация в письме от 29.09.2017 N 26837/04-АВ сообщила, что в отношении указанной организации проводятся мероприятия по контролю в рамках Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 N 360.
Данные обстоятельства также ставят под сомнение достоверность представленного обществом сертификата соответствия.
Минпромторгом России были выявлены также признаки несоответствия идентификации производимой обществом продукции, исходя из того, что указанные в сертификате образцы техники относятся к различным группам по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
Так согласно сертификату все указанные в нем образцы техники относятся к продукции с кодом 8429 (Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, грейдеры, планировщики, скреперы, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные).
Вместе с тем отдельные указанные в нем образцы (например, изделие К-703 МА-ОС ПТК (фрезерно-роторный снегоочиститель)) в соответствии с номенклатурой относятся к продукции с кодом 8430 (Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные).
Общество не представило в материалы дела каких-либо доказательств, опровергающих доводы Минпромторга России, ссылаясь исключительно на то, что у него отсутствовали полномочия по содержательной оценке соответствующих документов (часть 2 статьи 9 АПК РФ)
При указанных обстоятельствах тот факт, что представленный обществом сертификат соответствия не отменен, сам по себе не может являться достаточным основанием для признания необоснованным оспариваемого приказа.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит действующему законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2018 по делу N А40-25371/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.