г. Москва |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А40-73624/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Румянцева П.В. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2018, принятое судьей А.Б. Поляковой, в порядке упрощенного производства по делу N А40-73624/18,
по заявлению Управления Роскомнадзора по Мурманской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роскомнадзора по Мурманской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2018 ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым судом решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 2721 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, в Управление Роскомнадзора по Мурманской области поступило на рассмотрение заявление гражданина Старикова С.И. (вх. 02-06- 265/51 от 12.03.2018 года) по вопросу требования заполнения паспортных данных на извещении ф. 22 работниками отделения почтовой связи (ОПС) Мурманск 183014 при получении заявителем регистрируемых почтовых отправлений, а именно заказных писем N 18303520257800, N 18303820561430 и отказа в их выдаче.
Гражданин Стариков С.И. 03.03.2018 года обратился в ОПС Мурманск 183014, расположенное по адресу Баумана ул., д. 24, г. Мурманск, 183014 за получением поступивших на его имя регистрируемых почтовых отправлений (РПО) (заказных писем) N 18303520257800, N 18303820561430. Указанные РПО не были получены адресатом в день обращения в ОПС по причине отказа сотрудника ОПС Мурманск 183014 выдать вышеуказанные РПО без заполнения сведений с обратной стороны извещения ф.22 и внесения личных данных предъявленного документа (паспорта) (приложение 1 к протоколу).
Указанный гражданин 06.03.2018 года повторно обратился в ОПС Мурманск 183014 за получением вышеуказанных РПО. РПО также не были получены по причине отсутствия сведений с обратной стороны извещения ф.22 и внесения личных данных предъявленного документа (паспорта).
Указанные РПО были получены адресатом только после того, как получатель по требованию работника ОПС Мурманск 183014 заполнил извещения ф. 22 и внес данные предъявленного документа (паспорта), а именно 07.03.2018 (информация с сайта ФГУП "Почта России").
Требование указать персональные данные в извещении счел незаконным.
В результате рассмотрения обращения гр. Старикова С.И. выявлен факт нарушения установленного порядка вручения вышеуказанных почтовых отправлений (РПО), что свидетельствует о совершении ФГУП "Почта России" административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи" установлена обязанность операторов связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", по договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату.
ФГУП "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276, юридический адрес: Варшавское шоссе, д. 37, г. Москва, 131000) осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии N 108074, выданной 11.04.2013 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно п. 4 лицензионных требований лицензиат в соответствии с данной Лицензией обязан обеспечить предоставление пользователю прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений и почтового перевода денежных средств.
В силу пункта 5 лицензионных требований лицензии N 108074 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи.
В соответствии со статьей 4 Закона N 176-ФЗ отношения в области почтовой связи регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации. Отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 года N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.
Согласно п.п. "в" пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиям договора.
Пунктом 32 Правил определено, что почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором связи и пользователем услугами почтовой связи: простые почтовые отправления, извещения о регистрируемых почтовых отправлениях, извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов, простые уведомления о вручении.
Пунктом 33 Правил предусмотрено, что вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
При этом Правила не содержат требование указывать паспортные данные при получении регистрируемых почтовых отправлений и, следовательно, требование по заполнению формы 22 с этими данными не соответствует п. 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 года N 126-ФЗ "О связи".
Почтовые правила, принятые Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 (далее Почтовые правила), введены в действие приказом Минсвязи России от 14.11.1992 N 416 и до настоящего времени данный документ не утратил силу и может применяться в части не противоречащей действующим нормативным правовым актам РФ (в том числе Правилам).
Статьей 97 Почтовых правил установлено, что при получении страхового почтового отправления или денег по переводу адресат указывает на извещении название предъявленного документа, его номер, дату выдачи и кем выдан.
Вышеуказанными Почтовыми правилами не установлены требования документально фиксировать сведения (данные паспорта), необходимые для идентификации физического лица при получении заказной письменной корреспонденции.
Как указано выше, нормативными правовыми актами Российской Федерации (Правила и Почтовые правила), регулирующими порядок оказания услуг почтовой связи, не определены требования фиксировать данные предъявленного документа (паспорта) при получении заказной письменной корреспонденции, то есть Правила оказания услуг почтовой связи не содержат требование по внесению в извещение ф. 22 данных документа, удостоверяющего личность, а лишь указывают на необходимость предъявления такого документа при получении регистрируемого почтового отправления, в связи с чем, данные требования оператора почтовой связи считаются излишними.
Заказные письма N 18303520257800, N 18303820561430 не были вручены адресату гр. Старикову С.И. в момент его обращения 03.03.2018 и 06.03.2018 в ОПС Мурманск 183014 ввиду отказа адресата от заполнения оборотной стороны извещения ф. 22 и проставления данных документа, удостоверяющего личность (паспорта), а были вручены 07.03.2018 года только после того, как получатель по требованию работника ОПС Мурманск 183014 заполнил извещения ф. 22 и внес данные предъявленного документа (паспорта).
Таким образом, оператор почтовой связи ФГУП "Почта России", который имел возможность при предъявлении гражданином паспорта самостоятельно заполнить указанную форму 22, но не сделал этого, не обеспечил гр. Старикову С.И., являющемуся пользователем услуг почтовой связи, качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, а именно вручение заказных писем N 18303520257800, N 18303820561430 по предъявлению паспорта, тем самым нарушив требования: п. 4 и 5 лицензионных требований Лицензии N 108074, выданной 11.04.2013 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; п. 33, пп. "в" п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
По факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Роскомнадзора 21.03.2018 N АП-51/5/167 в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. Законный представитель предприятия извещен посредством почтовой связи с уведомлением о вручении корреспонденции.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции верно применены нормы процессуального права исходя из субъективного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Размер ответственности в рассматриваемом случае судом первой инстанции определен правильно, с учетом правил, определенных ст.4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что невручение пользователю услуги Старикову С.И., отказавшегося от заполнения, с указанием реквизитов документа и подписания бланка извещения почтового отправления, не является нарушением норм права и не может быть квалифицировано как нарушение лицензионных требований, не принимается апелляционным судом, ввиду следующего.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.02.2018 года N 61 внесены изменения в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 года N услуг почтовой связи" (далее - Приказ N61).
Приказ N 61 зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2018 года за N 50545, опубликован 29.03.2018 на официальном интернет-портале правовой информации, начало действия документа - 09.04.2018.
Данным приказом N 61 в статью 33 внесены существенные изменения и дополнения, а именно:
Предыдущая редакция: вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Редакция с 09.04.2018 года: вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.
При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование:
а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе);
б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).
Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.
Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).
Кроме того, до 01.01.2019 года для обеспечения фиксирования вышеуказанных сведений организация федеральной почтовой связи вправе предложить адресату или его уполномоченному представителю самостоятельно заполнить соответствующие сведения в типовых формах (бланках) документов (пункт 2 Приказа N 61).
Учитывая изложенное, на оператора почтовой связи с 09.04.2018 года возлагается обязанность по самостоятельному фиксированию данных документа, удостоверяющего личность адресата.
Таким образом, на момент обращения гражданина Старикова С. И. (03.03.2018) нормативными правовыми актами Российской Федерации (Правилами и Почтовыми правилами), регулирующими порядок оказания услуг почтовой связи, не были определены требования фиксировать данные предъявленного документа (паспорта) при получении заказной корреспонденции, следовательно, требование оператора почтовой связи ФГУП "Почта России" неправомерны.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, по мнению суда, они противоречат доказательствам, содержащимся в материалах дела, подтверждающими состав вмененного обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.06.2018 по делу N А40-73624/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.