г. Санкт-Петербург |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А42-2400/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17977/2018) общества с ограниченной ответственностью "Каскад" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2018 по делу N А42-2400/2018 (судья Кушниренко В.Н.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Каскад"
к муниципальному образованию ЗАТО Александровск в лице Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск
о признании незаконными действий, выразившихся в одностороннем расторжении договоров управления,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - Общество, ООО "Каскад") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Управления муниципальной собственностью администрации ЗАТО Александровск (далее - Управление) по расторжению договоров управления многоквартирными домами от 22.05.2014 N 40, N 41 и N 42 в одностороннем порядке.
Решением от 11.05.2018 Арбитражный суд Мурманской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение от 11.05.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска, поскольку не представлены доказательства того, что органом местного самоуправления выбрана организация по конкурсу, но она в силу обстоятельств не приступила к исполнению договоров, в связи, с чем недопустимо руководствоваться пунктом 8.4 договоров управления. Заключенные дополнительные соглашения о продлении срока действия договоров до момента начала выполнения работ в рамках договоров управления, заключенных по результатам открытого конкурса не противоречит части 6 статьи 162, части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доказательств того, что лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению и обслуживанию жилищного фонда была аннулирована или отозвана у Общества, не представлено.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на территории г. Гаджиево муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области расположены 88 многоквартирных домов, в которых доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем 50%.
УМС администрации ЗАТО Александровск по результатам проведенного в 2014 году открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (протокол конкурса от 19.05.2014) заключены договоры управления многоквартирными домами от 22.05.2014 N 40, N 41 и N 42 (далее - договоры управления) с ООО "Каскад", согласно которым управляющая организация обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов ЗАТО Александровск г. Гаджиево по адресам в соответствии с Приложением N 3 к договорам, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений и членам их семей, а также арендаторам и иным законным пользователям муниципальных жилых (нежилых) помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
Пунктом 3.4.1 договоров управления заказчику предоставлено право осуществлять контроль над выполнением управляющей организацией ее обязательств по договорам, в ходе которого участвовать в осмотрах (измерениях, испытаниях, проверках) общего имущества в многоквартирном доме, присутствовать при выполнении работ и оказании услуг управляющей организацией, связанных с выполнением обязанностей по договорам.
В соответствии с пунктом 5.7 договоров, если заказчиком по результатам проверок работы управляющей организации путем составления акта, подписанного представителями заказчика и управляющей организации, работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается 1 месяц для улучшения работы. Заказчик имеет право требовать расторжения договора, а также возмещения причиненных убытков, если отступления управляющей организации от условий договора или иные недостатки результата ее работы не были устранены в установленный Заказчиком срок либо являются существенными и неустранимыми (пункт 5.8 договоров управления).
В соответствии с пунктом 8.1 договоров, срок действия указанных договоров - 3 года, начиная с 01.06.2014.
Пунктом 8.4 договоров управления предусмотрено продление указанных договоров сроком на 3 месяца, в случае если другая управляющая организация, выбранная на основании открытого конкурса органом местного самоуправления для управления многоквартирными домами, не приступила к выполнению договора управления многоквартирными домами.
Стороны предусмотрели, что договоры могут быть изменены или расторгнуты в порядке, определенном гражданским законодательством (пункт 9.1 договоров управления).
В апреле - мае 2017 года УМС администрации ЗАТО Александровск проведен конкурс, признанный несостоявшимся по причине отсутствия заявок на конкурс от претендентов.
После проведения указанного конкурса УМС администрации ЗАТО Александровск и ООО "Каскад" подписаны Дополнительные соглашения от 31.05.2017, которыми в пункт 8.1 раздела 8 договоров управления внесены изменения: "договор действует до момента начала выполнения работ в рамках договоров управления по результатам проведения очередного открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственниками помещений в которых не выбран способ управления многоквартирным домом".
На основании пункта 3.4 договоров управления УМС администрации ЗАТО Александровск проведены мероприятия по муниципальному жилищному контролю на предмет исполнения управляющей организацией ООО "Каскад" требований договоров управления, по результатам которых 16.10.2017 в адрес Общества направлены акты о признании работы управляющей организации неудовлетворительной; предоставлен месячный срок для устранения недостатков.
На основании распоряжения (приказа) УМС администрации ЗАТО Александровск от 24.10.2017 N 39 в отношении ООО "Каскад" проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения Обществом требований договоров управления при управлении многоквартирными домами. Результаты проверки отражены в соответствующем акте от 21.11.2017, согласно которому в деятельности Общества установлены многочисленные нарушения условий договоров управления.
12.12.2017 в адрес ООО "Каскад" направлено извещение N 17-1950 о расторжении договоров управления с 01.01.2018.
Посчитав, что действия УМС администрации ЗАТО Александровск по расторжению договоров управления в одностороннем порядке не соответствуют требованиям нормам права, нарушают права и законные интересы управляющей организации, ООО "Каскад" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд в иске отказал. Решение суда обжаловано.
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
Согласно пункту 12 статьи 41 Устава муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области от 26.05.2009 N 31, Администрация ЗАТО Александровск в рамках своих полномочий обеспечивает проживающих в ЗАТО Александровск и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создает условия для жилищного строительства, осуществляет муниципальный жилищный контроль, исполняет иные полномочия в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Из материалов дела следует, что УМС администрации ЗАТО Александровск по результатам проведенного в 2014 году открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (протокол конкурса от 19.05.2014) 22.05.2014 с ООО "Каскад" заключены договоры управления многоквартирными домами: N 40 (управление 19 домами), N 41 (управление 31 домом), N 42 (управление 38 домами).
Согласно пункту 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
В соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. При этом, в силу части 1.1 статьи 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, выбрав единожды способ управления домом и управляющую организацию, домовладельцы не лишаются возможности их изменить иначе, чем через суд при подтверждении нарушений со стороны управляющей организации, соблюдая при этом требования жилищного законодательства.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения данного конкурса по выбору управляющей организации регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Правила N 75).
Пунктом 2 части 5 статьи 162 ЖК РФ установлен срок заключения договоров управления многоквартирными домами по результатам конкурса: на срок не менее чем один год, но не более чем три года.
Подпунктом 15 пункта 41 Правил N 75 предусмотрено, что конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя срок действия договоров управления многоквартирным домом, составляющий не менее чем 1 год и не более чем 3 года, а также условия продления срока действия указанных договоров на 3 месяца, если:
большинство собственников помещений на основании решения общего собрания о выборе способа непосредственного управления многоквартирным домом не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности;
товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив не зарегистрированы на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом;
другая управляющая организация, выбранная на основании решения общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, созываемого не позднее чем через 1 год после заключения договоров управления многоквартирным домом, в течение 30 дней с даты подписания договоров управления многоквартирным домом или с иного установленного такими договорами срока не приступила к их выполнению;
другая управляющая организация, отобранная органом местного самоуправления для управления многоквартирным домом в соответствии с настоящими Правилами, не приступила к выполнению договора управления многоквартирным домом.
Срок действия договоров управления МКД N 40, N 41 и N 42 от 22.05.2014 установлен в 3 года, начиная с 01.06.2014.
Поскольку продление более чем на три месяца договоров управления многоквартирными домами, заключенными с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, действующим законодательством не предусмотрено, а выбор управляющей организации применительно к рассматриваемому случаю возможен только по результатам проведения конкурса, договоры управления от 22.05.2014 N 40, N 41, N 42 прекратили свое действие с 01.09.2017 в связи с истечением срока, установленного пунктами 8.1, 8.4 договоров; подписание в данном случае УМС администрации ЗАТО Александровск и ООО "Каскад" дополнительных соглашений от 31.05.2017 не основано на нормах права и не свидетельствует о продлении действия договоров управления на срок после 01.09.2017.
Учитывая, что спорный многоквартирный дом выбыл из управления ООО "Каскад", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.05.2018 по делу N А42-2400/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каскад" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.