г. Ессентуки |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А25-2527/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Биджиевой Галины Ивановны, Тоторкулова Асхата Шахлановича и Элькановой Ларисы Шахлановны на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.03.2018 по делу N А25-2527/2017 (судья Калмыкова М.Ю.),
по заявлению Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (ОГРН 1150917001487, ИНН 0917027740)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике,
об оспаривании решения государственного органа,
третьи лица: ликвидатор ООО "Эльбор" Биджиева Галина Ивановна, учредители (участники) общества Тоторкулов Асхат Шахланович и Эльканова Лариса Шахлановна,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике - Даурова А.А. по доверенности от 26.09.2016 года, Чикуновой А.А. по доверенности от 10.08.2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от 29.09.2017 N 2170917123584 о государственной регистрации ликвидации ООО "Эльбор" (далее - общество) и незаконными действий по внесению указанной записи в ЕГРЮЛ (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ликвидатор ООО "Эльбор" Биджиева Галина Ивановна, учредители (участники) общества: Тоторкулов Асхат Шахланович и Эльканова Лариса Шахлановна.
Решением от 27.03.2018 Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики удовлетворил уточненные требования заявителя. Судебный акт мотивирован тем, что в процессе ликвидации общества установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) порядок ликвидации юридического лица налоговым органом был нарушен, а для государственной регистрации прекращения его деятельности в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, решение, равно как и действия инспекции, связанные с государственной регистрацией ликвидации общества, не могут быть признаны законными в связи с нарушением прав третьих лиц, выступающих в роли кредиторов ликвидируемого хозяйствующего субъекта.
Не согласившись с решением, ликвидатор общества Биджиева Галина Ивановна, и учредители (участники) общества: Тоторкулов Асхат Шахланович и Эльканова Лариса Шахлановна (далее - апеллянты) подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы апеллянты ссылаются на то, что суд первой инстанции в мотивировочной части обжалуемого решения указал, что обществу было известно о наличии задолженности перед управлением, в том числе после получения 21.07.2016 соответствующей претензии, однако получение претензии и позиция, изложенная в отзыве, не может свидетельствовать о наличии подтвержденной задолженности. Кроме того, судом не указано, каким образом восстановление сведений в ЕГРЮЛ может восстановить нарушенное право управления.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, общество, созданное решением его учредителей Тоторкулова А.Ш. и Элькановой Л.Ш., зарегистрировано в качестве юридического лица 02.06.1995 администрацией города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.06.2014 по делу N А25-430/2014 признано право собственности общества на объект недвижимости - недостроенное административное здание, расположенное по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Шоссейная, 167а.
23.12.2016 в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики поступило исковое заявление управления от 01.12.2016 N 01-2643 о взыскании с общества задолженности в размере 1 206 021 руб. за фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Шоссейная, 167а.
Претензия о необходимости оплаты указанной задолженности направлена в адрес общества 15.06.2016.
13.12.2016 учредителями общества принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатором Биджиевой Г.И.
21.12.2016 на основании уведомления ликвидатора Биджиевой Г.И., составленного по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, налоговый орган внес в ЕГРЮЛ запись N2160917168421 о том, что общество находится на стадии ликвидации.
В журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.02.2017 N 4 опубликовано сообщение о ликвидации общества, о порядке и сроках заявления требований кредиторами.
Определением от 18.01.2017 исковое заявление управления о взыскании задолженности принято к производству после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления иска без движения; возбуждено дело N А25-2702/2016. В ходе судебного разбирательства по указанному делу ответчик признал исковые требования управления в части, представив контррасчет задолженности перед истцом.
22.09.2017 ликвидатор общества Биджиева Г.И. обратилась в регистрирующий орган с заявлением, составленным по форме N Р16001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, о государственной регистрации ликвидации юридического лица. В приложенном к указанному заявлению ликвидационном балансе (по состоянию на 11.09.2017) задолженность общества перед заявителем не указана.
На основании поступивших документов регистрирующий орган принял решение от 29.09.2017 о государственной регистрации ликвидации юридического лица - ООО "Эльбор" и внес в ЕГРЮЛ соответствующую запись за номером 2170917123584.
Определением Арбитражного суда КЧР от 05.10.2017 производство по делу N А25-2702/2016 прекращено в порядке пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с ликвидацией общества.
Считая, что запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица является недействительной, управление обратилось в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (часть 4 статьи 61 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (части 2 статьи 62 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (части 4 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Частью 4 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (ч. 6 ст. 63 ГК РФ).
Предусмотренная ст. 61-64 ГК РФ процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.
Статьей 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. При этом в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Согласно положениям части 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В силу части 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. "т" ч. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с ч. 1 ст. 63 ГК РФ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах, как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 11925/12 по делу NА55-15285/2011).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидатору было доподлинно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника, внес в ликвидационные балансы заведомо недостоверные сведения - составил балансы без учета указанных обязательств ликвидируемого лица, и не произвел расчета по таким обязательствам.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществу было известно о наличии задолженности перед управлением, в том числе после получения 21.07.2016 соответствующей претензии. Обществу также было известно о рассмотрении Арбитражным судом КЧР искового заявления управления о взыскании с него задолженности за фактическое пользование земельным участком, так как представитель общества с надлежаще оформленными полномочиями участвовал в судебных заседаниях по указанному делу, что подтверждается определениями суда от 23.03.2017, 14.04.2017 и 15.06.2017, а также соответствующими протоколами судебных заседаний.
Кроме того, исковые требования управления были признаны обществом в части и был представлен контррасчет.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент составления ликвидационного баланса общество было осведомлено о наличии неисполненных перед заявителем обязательств.
При указанных обстоятельствах ликвидатор на основании требований ст. 63 ГК РФ обязан был в предусмотренные законодательством сроки направить кредитору уведомление о принятии учредителями общества решения о ликвидации юридического лица.
Документы, подтверждающие соблюдение ликвидатором установленного федеральным законом порядка уведомления кредитора в лице управления о ликвидации общества, в материалы дела не представлены.
В нарушение требований ч. 1 ст. 63 ГК РФ управление о ликвидации общества не уведомлялось, а представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс ООО "Эльбор" не содержал сведений о наличии задолженности перед управлением.
Учитывая, что в процессе ликвидации общества установленный ст. 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица налоговым органом нарушен, а для государственной регистрации прекращения его деятельности в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, решение, равно как и действия инспекции, связанные с государственной регистрацией ликвидации общества, правильно признаны судом первой инстанции незаконными в связи с нарушением прав третьих лиц, выступающих в роли кредиторов ликвидируемого хозяйствующего субъекта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что получение обществом претензии и позиция, изложенная в отзыве по делу N А25-2702/2016, не может свидетельствовать о наличии подтвержденной задолженности, подлежит отклонению, так как в рамках дела N А25-2702/2016 была подтверждена задолженность общества перед управлением в том числе законным представителем общества были признаны исковые требования и представлен контррасчет суммы задолженности общества перед управлением, иного судом не установлено и доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не указано, каким образом восстановление сведений в ЕГРЮЛ может восстановить нарушенное право управления, что является основанием к отмене решения, ввиду следующего.
Не указание судом первой инстанции в решении того, каким образом судебный акт может восстановить нарушенное право управления, само по себе не является основанием для отмены правильного по существу судебного акта, при этом нарушение прав управления внесением сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации общества состоит в том, что управление утрачивает право взыскания с общества образовавшейся перед ним задолженности.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы апеллянтами, относятся на них в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апеллянтами при подаче апелляционной жалобы уплачена госпошлина по 3000 руб.
В соответствии с ч. 1 п. 3, 12 ст. 333.21 НК РФ подлежит уплате госпошлина в размере 150 руб., в связи с чем излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату апеллянтам.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.03.2018 по делу N А25-2527/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть Биджиевой Галине Ивановне из Федерального бюджета 2 850 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по чеку-ордеру от 03.06.2018.
Вернуть Тоторкулову Асхату Шахлановичу из Федерального бюджета 2 850 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по чеку-ордеру от 03.06.2018.
Вернуть Элькановой Ларисе Шахлановне из Федерального бюджета 2 850 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по чеку-ордеру от 03.06.2018.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.