г. Санкт-Петербург |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А26-2295/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Пряхиной Ю.В.
судей Барминой И.Н., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ю.В. Самарчук,
при участии:
от истца: представитель Малыгина Г.В. по доверенности от 22.01.2018;
от ответчика: представитель Нуйкина К.П. по доверенности от 15.02.2018;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-762/2016) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2015 по делу N А26-2295/2015 (судья Дружинина С. И.),
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная даль"
3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия
о взыскании,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Лесная даль"
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
о взыскании
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском (с учетом заявленного истцом и принятого судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Лесная даль" (далее - ответчик, общество) о взыскании 669,09 руб. пеней за просрочку арендной платы за период с 16.02.2015 по 28.05.2015 по договору аренды лесного участка от 18.12.2007.
Определением от 11.06.2015 суд принял к производству встречный иск общества к Министерству о взыскании 45000 руб. неосновательного обогащения, возникшего вследствие переплаты арендной платы за 2015 год.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2015 в удовлетворении иска Министерства отказано. Встречный иск ООО "Лесная даль" удовлетворен в полном объеме.
Министерство обжаловало решение в апелляционном порядке, просило решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что размер арендной платы в части, превышающей минимальные ставки (коэффициент 1,61), не является регулируемой, поскольку он определен по результатам торгов. Кроме того, по мнению Министерства, отсутствие задолженности у ответчика перед истцом на конец отчетного года, в том числе наличие переплаты, с учетом согласованных в пункте 2.2 договора условий оплаты, не может влиять на наличие ответственности за просрочку внесения промежуточных платежей, что само по себе является самостоятельным нарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 4.2 договора.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник Министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник Общества, арендатор) был заключен договор от 18.12.2007 аренды лесного участка площадью 3949 га, расположенного на территории Ладвозерского и Костомукшского лесничеств Костомукшского лесхоза (далее - договор).
Данный участок в целях заготовки древесины передан согласно пункту 7.1 договора на срок с 10.03.2006 по 31.12.2029. Договор зарегистрирован 21.01.2008.
Как следует из пункта 1.1 договора, он заключен в порядке приведения ранее заключенного договора аренды участков лесного фонда N 20 от 01.02.2006 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации.
К спорному договору было заключено дополнительное соглашение от 17.01.2012, в соответствии с которым была произведена замена сторон на правопреемников: на стороне арендодателя - на Министерство, на стороне арендатора - на Общество (данное дополнительное соглашение зарегистрировано 20.02.2012).
Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,61. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 2.2 договора).
Из приложения к договору N 4 на 2015 год (не подписанного Обществом) следует, что в арендную плату включена составляющая, основанная на применении конкурсного коэффициента и подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия.
Пунктом 2.3 договора определено, что арендная плата должна быть внесена арендатором за установленный объем лесопользования за истекший год до 31 декабря текущего года.
Исходя из условий пункта 2.4 договора, размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
После утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом (пункт 5.2).
Согласно расчету годовой арендной платы на 2015 год по сроку платежа на 15.02.2015 арендатору начислена арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия (в части ставок, превышающих минимальные) в размере 68497 руб.
Поскольку плата, начисленная с применением конкурсного коэффициента, была внесена несвоевременно, Министерство обратилось в суд с иском о взыскании договорной неустойки, начисленной за период просрочки с 16.02.2015 по 28.05.2015 в размере 669,09 руб.
Согласно условиям договора исчисление арендной платы включает в себя весь разрешенный объем возможной заготовки древесины в год.
То есть, из буквального толкования условий договора следует, что арендатор обязан вносить арендные платежи за установленный среднегодовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем.
Пунктом 4.2 договора сторонами согласовано условие о том, что за нарушение условий пунктов 2.2, 2.3 договора, арендатор уплачивает арендодателю пени согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик во встречном иске просит взыскать с Республики Карелия в лице Министерства неосновательное обогащение в виде арендной платы, начисленной с применением конкурсного коэффициента и перечисленной по платежным поручениям N 48 от 02.03.2015 и N 88 от 03.04.2015 в общей сумме 45000 руб.
Данное требование Общества основано на ничтожности условия договора об установлении конкурсного коэффициента ввиду регулируемой арендной платы и заключения договора не на аукционе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов использования лесов является использование лесов для заготовки древесины (с изъятием лесных ресурсов).
В соответствии со статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для заготовки древесины осуществляется на основании договора аренды лесного участка.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Частью 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.
Согласно части 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В настоящем случае следует признать обоснованным довод Министерства о том, что арендная плата по договору подлежит начислению и оплате за все арендуемое имущество исходя из установленного годового размера лесопользования (изъятия) на арендуемом участке.
При таких обстоятельствах, нарушение положений договора, выразившиеся в недоосвоении арендатором в 2015 году расчетной лесосеки, не освобождает Общество от внесения арендной платы в полном объеме за использование лесного участка.
Согласно части 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Данная норма не содержит оговорки о том, что арендная плата может начисляться только за фактически изъятый объем лесных ресурсов.
При таких обстоятельствах, исходя из указанных выше нормативных положений, ответчик обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды лесного участка и вносить арендную плату на условиях и в сроки, установленных договором.
Относительно применения Министерством так называемой "средней ставки" для расчета арендной платы за недоосвоенный объем расчетной лесосеки необходимо указать следующее.
Как усматривается из материалов дела, термин "средняя ставка" применен Министерством в последующих ежегодно направляемых арендатору приложениях N 4 к Договору, которые не были подписаны Обществом.
Вместе с тем из представленных Министерством расчетов арендных платежей за недоосвоенный ежегодный объем изъятия лесных ресурсов и пояснений, приводимых истцом на протяжении всего разбирательства по делу, следует, что примененный термин "средней ставки" не означает в действительности некий средний размер самой ставки как таковой. Министерство неоднократно указывало на определение размера арендной платы исходя именно из минимальных ставок, установленных Постановлением N 310. Указанный размер платежей определялся как произведение минимальной ставки и повышающего конкурсного коэффициента (1,61) на установленный договором годовой объем подлежащих изъятию лесных ресурсов (в рассматриваемом случае - неосвоенной лесосеки) с учетом размера участка и вида лесопользования, которое в свою очередь определялось исходя из среднего количества того или иного вида древесины применительно к расчетной лесосеке.
Арендатор (Общество), принимая решение об участии в лесном конкурсе по передаче в аренду участка лесного фонда и подписывая договор аренды на условиях проведенных торгов, был ознакомлен и согласен с методикой и порядком расчета арендной платы за арендуемый лесной участок.
При приведении договоров аренды лесного фонда (в 2008 году) в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 200-ФЗ) условия о размере, сроках и методике расчета арендной платы, как условия торгов, оставлены в неизменном виде.
Между тем, конкурсный коэффициент не является регулируемой частью арендной платы, а выступает дополнительным элементом платы, определенным в договоре аренды от 01.02.2006 по результатам торгов, переоформленном в соответствии с требованиями закона 18.12.2007.
Признав, что размер арендной платы за лесной участок является регулируемым, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что определение коэффициента, превышающего минимальный размер арендной платы, установленный Постановлением от 22.05.2007 N 310, не соответствует положениям статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, поэтому такое условие договора является недействительным (ничтожным).
При этом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 Лесного кодекса Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении от 22.05.2007 N 310; арендные платежи должны начисляться арендодателем, исходя из регулируемых цен, так как договор не был заключен по результатам проведения аукциона.
Апелляционный суд полагает, что применение Министерством при расчете арендной платы конкурсного коэффициента 1,61 является правомерным.
Спорный коэффициент был определен по результатам торгов и утвержден конкурсной комиссией, что соответствовало статье 34 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и Положению об аренде.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый Лесной кодекс.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997, в соответствие с новым Лесным кодексом.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007, поскольку оно определено на торгах в результате предложения, сделанного правопредшественником Общества в рассматриваемых правоотношениях.
В соответствии с пунктом 18 Постановления от 17.11.2011 N 73 размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
С учетом изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов, пункт 2.1 договора аренды от 18.12.2007, в котором приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствует пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьям 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3-10 порядка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Соответственно, неосновательное обогащение на стороне Министерства отсутствует, а начисление истцом пеней по договору в связи с просрочкой внесения арендной платы по пункту 2.2 договора по промежуточным срокам внесения арендной платы, является правомерным. Расчет пеней апелляционной инстанцией проверен и признан правильным.
Пунктом 4.2 договора предусмотрена ответственность за просрочку внесения как промежуточных платежей (пункт 2.2), так и окончательного платежа (пункт 2.3), в связи с чем оплата окончательного платежа по итогам года не влияет на ответственность арендатора за просрочку внесения промежуточных платежей.
Следовательно, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 669,09 руб. неустойки за просрочку арендной платы по пункту 4.2 договора за период с 16.02.2015 по 28.05.2015.
Встречное исковое заявление, исходя из вышеизложенного (правомерность применения Министерством коэффициента и минимальных ставок с учетом коэффициента, надлежащего объема лесопользования), удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда вынесено с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене, а апелляционная жалоба -удовлетворению. При этом нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Расходы по госпошлине распределены апелляционным судом в порядке статьи 110 АПК РФ, с учетом того, что истец по первоначальному иску и податель жалобы освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2015 по делу N А26-2295/2015 отменить.
По первоначальному иску:
Взыскать с ООО "Лесная даль" в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия 669,09 руб. пеней.
По встречному иску:
В удовлетворении требований отказать.
Взыскать с ООО "Лесная даль" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по первой инстанции и 3000 руб. госпошлины по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Пряхина |
Судьи |
И.Н. Бармина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.