г. Томск |
|
3 августа 2018 г. |
Дело N А02-2075/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белозеровой А.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Горно-Алтайск" (07АП-4764/2018) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12 апреля 2018 г. по делу N А02-2075/2017 (судья Кириченко Е.Ф.)
по исковому заявлению акционерного общества "Аэропорт Горно-Алтайск" (ОГРН 1050400665193, ИНН 0408010260, Аэропорт, с. Майма, Майминский район, Республика Алтай)
к публичному акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" (ОГРН 1025405624430, ИНН 5448100656, пр. Мозжерина, д. 10, пом. 201, г. Обь, Новосибирская область)
о взыскании задолженности по оплате услуг по специальному обслуживанию пассажиров на прилет в сумме 51 000 руб., неустойки в сумме 1 584 руб. 60 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Потапов И.В. по доверенности от 16.07.2018;
от ответчика - Жуков Л.Д. по доверенности от 02.10.2017;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Аэропорт Горно-Алтайск" (далее - истец, АО "Аэропорт Горно-Алтайск", Аэропорт) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" (далее - ответчик, ПАО "Авиакомпания Сибирь") о взыскании задолженности по оплате услуг по специальному обслуживанию пассажиров на прилет в сумме 51 000 руб. и неустойки в размере 1 584,60 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 12.04.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что документальным подтверждением фактов заявки (заказа услуги) и фактического оказания услуг прилетающим пассажирам бизнес класса являются акты формы С, фиксирующие количество прилетевших пассажиров бизнес класса, которым в Аэропорту оказывались различные услуги, в том числе и специальное обслуживание пассажиров на прилет. В соответствии с заключенным между АО "Аэропорт Горно-Алтайск" и ПАО "Авиакомпания Сибирь" договором от 01.05.2012 N 04-01-NOR-001/1205, перевозчик обязан обеспечивать своевременную оплату за выполняемые Аэропортом работы и оказываемые услуги, в соответствии с разделом 4 договора, в котором определены стоимость услуг и порядок расчетов. Отказ ответчика от оплаты за фактически полученные услуги, по мнению истца, является злоупотреблением ПАО "Авиакомпания Сибирь" своим правом, повлекшим нарушение прав Аэропорта, причиняющим ему убытки.
Представитель истца в судебном заседании поддержал, изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на ее удовлетворении.
Ответчик в представленном отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу АО "Аэропорт Горно-Алтайск" без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "Аэропорт Горно-Алтайский" (аэропорт) и ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (перевозчик) 01.05.2012 был заключен договор N 04-01-NOR-001/1205 об аэропортовом и наземном обслуживании воздушных судов (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого аэропорт предоставляет перевозчику услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов перевозчика, выполняющих регулярные и/или нерегулярные рейсы в аэропорту Горно-Алтайск (далее - услуги), а перевозчик принимает и оплачивает предоставляемые услуги в размере и в порядке, предусмотренным настоящим договором.
Местом оказания услуг в соответствии с пунктом 1.2 договора является аэропорт Горно-Алтайск, находящийся по адресу: Республика Алтай, с. Майма, Аэропорт.
В ходе совместной деятельности к договору сторонами были подписаны дополнительные соглашения от 19.06.2014, от 22.08.2014, от 15.09.2015.
Права и обязанности сторон согласованы в разделе 3 договора, в редакции дополнительного соглашения от 15.09.2015, согласно которому пункт 3.1.2 дополнен подпунктом "к" согласно которому, Аэропорт обязан осуществлять доставку бизнес пассажиров перевозчика по прилету отдельным транспортом, по тарифу 1 500 руб. за одно транспортное средство.
Пунктом 4.1 договора, согласованным в редакции дополнительного соглашения от 19.06.2014, стороны определили, что оплата услуг, цены на которые подлежат регистрации в Центре расписания тарифов (ЦРТ) производится перевозчиком по сборам, тарифам и ценам, зарегистрированным в Центре расписания и тарифов (ЦРТ), в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Оплата услуг, цены на которые не подлежат регистрации в ЦРТ, производится перевозчиком по тарифам и ценам Прейскуранта Аэропорта действующего на дату оказания услуг и размещенным на официальном сайте Аэропорта "ga-airport.ru".
Пункт 4.2 договора изменен дополнительным соглашением от 19.06.2014 на следующую редакцию: расчеты между сторонами за услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию, услуги по заправке ВС авиаГСМ производятся путем перечисления денежных средств на расчетный счет Аэропорта в течение 5 (пяти) банковских дней с даты получения уполномоченным представителем перевозчика счет- фактуры с актом о приемке оказанных услуг (выполненных работ) за отчетную декаду и актами формы "С". Счет-фактура с актами передается уполномоченному представителю перевозчика, в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты окончания отчетной декады.
Аэропорт составляет акт о приемке оказанных услуг (выполненных работ) в двух экземплярах и передает уполномоченному представителю перевозчика с приложением сводного реестра за отчетный период. Стороны соглашаются, что перевозчик подписывает акт о приемке оказанных услуг (выполненных работ), без проверки на наличие каких-либо недостатков оказанных услуг и расчета стоимости оказанных услуг. При этом перевозчик имеет право в течение 45 календарных дней, с даты подписания акта, провести проверку факта оказанных услуг и их надлежащего качества, а также правильности расчета их стоимости. При обнаружении каких-либо недостатков в течение, указанного для проверки, срока перевозчик обязан направить письменное уведомление Аэропорту о необходимости устранения недостатков услуги, либо о необходимости перерасчета стоимости услуг, указанной в акте. Факт подписания со стороны перевозчика акта не лишает перевозчика права ссылаться на недостатки, обнаруженные в течение 45 календарных дней, с даты подписания данного акта.
В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, разногласия сторон по настоящему иску возникли только в отношении услуги по специальному обслуживанию пассажиров на прилет.
В подтверждение оказания услуг за спорный период с мая 2017 по июль 2017 истцом в материалы дела представлены акты N 404 от 31.05.2017, N 451 от 10.06.2017, N 561 от 30.06.2017, N 592 от 10.07.2017. В адрес ответчика выставлены счета на оплату N 327 от 31.05.2017, N 361 от 10.06.2017, N 434 от 30.06.2017, N 453 от 10.07.2017.
Данные акты подписаны ответчиком с разногласиями в отношении услуги "специальное обслуживание пассажиров (прилет)", стоимость данной услуги ответчиком не была оплачена по каждому из спорных актов в общей сумме 51 000 руб.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 661 от 11.08.2017 с требованием об оплате возникшей задолженности в срок до 11.09.2017 оставлена последним без удовлетворения.
Неоплата ответчиком услуг по специальному обслуживанию пассажиров на прилет по спорным актам в общей сумме 51 000 руб. послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Проанализировав условия договора, действующего в редакциях дополнительных соглашений, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые главой 39 ГК РФ.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьями 102, 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами (ФАП).
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
В соответствии с пунктом 6 ФАП "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса РФ N 82 от 28.06.2007 (далее - ФАП N 82) и главами 27, 39 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами и вправе (на основании соответствующего договора) передавать часть своих обязанностей обслуживающей организации осуществляющей обслуживание пассажиров, багажа и грузов.
В соответствии с пунктами 93, 97 ФАП N 82 перевозчик или обслуживающая организация без взимания дополнительной оплаты обязаны обеспечить регистрацию пассажиров, оформление багажа к перевозке, доставку пассажиров и багажа к месту стоянки воздушного судна (ВС) их посадку/погрузку в ВС, обеспечение выхода пассажиров из ВС после посадки ВС и их доставку в аэровокзал, выгрузку багажа из ВС, выгрузку багажа из ВС, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.
Вместе с тем, согласно пунктам 100, 101 ФАП N 82 перевозчик или обслуживающая организация могут оказывать дополнительные услуги повышенной комфортности на земле на основании соглашении между данными сторонами совместно оказывающими услуги.
В соответствии со статьей 64 ВК РФ перечень и правила формирования тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, взимаемых обслуживающими организациями с перевозчиков, устанавливается Приложением N 1 к Приказу Минтранса РФ N 241 от 17.07.2012 (далее - Приложение N 1 к Приказу N 241).
В целях реализации пункта 93 ФАП N 82 в пунктах 4.1, 4.5, 4.6 Приложения N 1 к Приказу N 241 предусмотрены следующие тарифы за обязательное обслуживание пассажиров перевозчика, осуществляемое обслуживающей организацией:
- тариф за обслуживание любых категорий пассажиров (прибывающих и убывающих одним рейсом), устанавливается за регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа к перевозке, накопление и сопровождение пассажиров до ВС, встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала, погрузку/выгрузку багажа из ВС, укладку багажа на транспортные средства, транспортировку багажа между зданием аэровокзала и ВС, выдачу багажа пассажирам. Общая плата за обслуживание данных пассажиров определяется исходя из количества убывающих пассажиров;
- тариф за посадку или высадку пассажиров. Плата определяется по установленному тарифу за каждую подачу технического средства отдельно для посадки или высадки пассажиров;
- тариф за доставку пассажиров. Плата определяется по установленному тарифу за каждое транспортное средство, предоставленное к прилету или вылету ВС;
В целях реализации пунктов 100, 101 ФАП N 82 пунктами 4.9.1-4.9.2 Приложения N1 Приказу N 241 предусмотрено два тарифа за услуги по спецобслуживанию определенных категорий пассажиров в отдельных помещениях (бизнес-центрах и других спецпомещениях), относящихся к дополнительным услугам повышенной комфортности:
- тариф за спецобслуживание убывающих пассажиров - устанавливается за услуги, предоставляемые при обслуживании убывающих пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях, включая: регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа; укладку багажа на транспортные средства; накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно; погрузку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном;
- тариф за спецобслуживание прибывающих пассажиров, который устанавливается за предоставляемые при встрече, сопровождении и обработке багажа прибывающих пассажиров и обслуживании транзитных (прямой транзит) пассажиров в соответствии с установленной технологией в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях.
Из заключенного между сторонами договора следует, что Аэропорт представляет перевозчику услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов перевозчика, выполняющих регулярные и/или нерегулярные рейсы в аэропорту Горно-Алтайск, а перевозчик принимает и оплачивает предоставляемые услуги в размере и в порядке, предусмотренным настоящим договором.
Объем обязанностей Аэропорта закреплен в разделе 3 договора.
Подпунктом "з" пункта 3.1.2 договора стороны согласовали условие о возможности предоставления иных услуг по наземному обслуживанию, предусмотренных действующим прейскурантом Аэропорта. Такие услуги оказываются по письменной заявке представителя перевозчика.
Дополнительным соглашением от 15.09.2015 к спорному договору стороны включили в раздел 3 пункт 3.1.2 подпункт "к", согласно которому стороны согласовали услугу по осуществлению доставки бизнес пассажиров перевозчика по прилету отдельным транспортом, по тарифу 1 500 руб. за одно транспортное средство.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, такая комплексная услуга как "специальное обслуживание пассажиров (прилет)" договором, либо дополнительными соглашениями к договору сторонами не согласовывалось. Иного из буквального содержания условий основного договора и дополнительного соглашения к нему не следует.
Доказательств, подтверждающих наличие письменных заявок на спорные услуги за период с мая 2017 по июль 2017, как того требует подпункт "з" пункта 3.1.2 договора, истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, учитывая условия договора и дополнительного соглашения от 15.09.2015, апелляционная коллегия также приходит к выводу, что по прилету рейсов ПАО "Авиакомпания "Сибирь" в аэропорт Горно-Алтайск пассажирам бизнес-класса необходимо предоставлять только услугу по доставке отдельным транспортом, без обслуживания этих пассажиров в бизнес зале.
О необходимости предоставления пассажирам бизнес класса по прилету рейсов ПАО "Авиакомпания "Сибирь" в аэропорт Горно-Алтайск только услуги по доставке отдельным транспортом, без обслуживания этих пассажиров в бизнес зале подтверждается также письмом ПАО "Авиакомпания "Сибирь" от 07.06.2017 года исх. N 10-С204-17-4073.
При таких обстоятельствах, учитывая, что специальные нормы законодательства не обязывают истца оказывать спорную услугу, а договором и дополнительными соглашениями специальное обслуживание пассажиров (прилет) не предусмотрено и отсутствует согласие перевозчика (отсутствие заявок), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у истца не имелось достаточных оснований для оказания и предъявления к оплате спорных услуг, данные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В связи с отсутствием правовых оснований для удовлетворения требований по основному долгу, требования истца в части взыскания неустойки также обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что апеллянт не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения.
Апелляционная коллегия считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, являвшимся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, которые получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 12 апреля 2018 г. по делу N А02-2075/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Аэропорт Горно-Алтайск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2075/2017
Истец: АО "Аэропорт Горно-Алтайск"
Ответчик: ПАО "Авиакомпания "Сибирь"