г. Пермь |
|
03 августа 2018 г. |
Дело N А60-52409/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муравьевой Е.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Урало - Сибирские инвестиции",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 марта 2018 года,
принятое судьей Е.Ю. Абдрахмановой
по делу N А60-52409/2015
по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Урало - Сибирские инвестиции" (ОГРН 1086671002571, ИНН 6671253579)
третьи лица: Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство промышленности и торговли Свердловской области
о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка,
установил:
Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Урало - Сибирские инвестиции" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 700 от 03.10.2011 в размере 14 517 391 руб. 31 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и науки Свердловской области, Министерство промышленности и торговли Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.03.2018 исковые требования удовлетворены.
Решение суда от 22.03.2018 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что истцом при расчете взыскиваемых сумм незаконно применен коэффициент 1,3. Сложившийся в субъекте Российской Федерации средний коэффициент превышения размера арендной платы не был официально опубликован истцом. По мнению ответчика, неопубликованные в надлежащем порядке коэффициенты, влияющие на размер обязательств лесопользователей, применению не подлежат. Просит решение суда изменить, размер взысканной суммы уменьшить до 9 073 370 руб. 54 коп.
Истец, третьи лица возражений на апелляционную жалобу не представили.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.10.2011 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N 700 лесного участка для заготовки древесины общей площадью 154481,3 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Карпинск, Карпинское лесничество Кытлымское участковое лесничество Тыпыльский участок.
Арендная плата по договору составляет 4 200 000 руб. в год (пункт 5 договора).
Приложением N 4 к договору установлен размер арендной платы.
Согласно п. 6 договора (с учетом дополнительного соглашения от 25.10.2013) арендатор ежеквартально вносит арендную плату равными частями не позднее 20 числа первого месяца каждого квартала.
Согласно пункту 8 договора размер ежегодной арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения и размера арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном акте не указано с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу.
В связи с исключением из инвестиционного проекта ответчика истцом доначислена арендная плата за 2011 год (с даты регистрации договора - 03.11.2011) - 2013 год по договору N 700 в размере 14 517 391 руб. 31 коп., арендатору направлено требовании о возврате полученных льгот от 25.09.2015 N 24-09-01/7484.
Однако ответчик указанную сумму не возвратил, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия задолженности по арендной плате.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не находит.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Платность использования лесов в Российской Федерации закреплена пунктами 1, 2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации. Одной из форм платы за использование лесов является арендная плата.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пункт 1 статьи 606 ГК РФ).
На основании статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16 и 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления от 25.01.2013 N 13), при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения платы за пользование лесными участками установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", которым утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 (1) Постановления N 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим Постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
При исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов (пункт 1 (2) Постановления N 310).
Министерством промышленности и науки Свердловской области принят приказ от 29.07.2015 N 296, согласно которому принято решение направить в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление об исключении инвестиционного проекта общества "Урало-сибирские инвестиции" "Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Основанием для принятия оспариваемого приказа указано отставание сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год, правовым основанием является пункт 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов".
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации издан приказ от 26.08.2015 N 2514 об исключении инвестиционного проекта "Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области" из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2017 по делу N А40-229707/2015 обществу "Урало-сибирские инвестиции" отказано в требовании о признании недействительным Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.08.2015 N 2514 об исключении инвестиционного проекта "Создание и модернизация лесозаготовительных и деревообрабатывающих объектов в Свердловской области".
В связи с исключением из инвестиционного проекта ответчика истцом доначислена арендная плата в размере 14 517 391 руб. 31 коп.
Расчет произведен истцом по ставкам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 г. N 310, с учетом Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", без применения понижающего коэффициента 0,5.
В отсутствие доказательств исполнения обязательств по внесению увеличенной арендной платы за 2011- 2013 года (статья 65 АПК РФ), исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод ответчика о том, что истцом при расчете взыскиваемых сумм незаконно применен коэффициент 1,3, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку применение при расчете арендной платы коэффициента 1,3 обусловлено абз. 2 п. 1(2) постановления от 22.05.2007 N 310.
Согласно расчету Департамента, представленному в материалы дела, сложившийся в Свердловской области средний коэффициент превышения размера арендной платы, исчисленный на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в Свердловской области инвестиционных проектов составляет 1,3.
Таким образом, расчет истца является верным.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и положениям действующего законодательства.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 22.03.2018 является законным и обоснованным.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 марта 2018 года по делу N А60-52409/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.