г. Москва |
|
02 августа 2018 г. |
Дело N А41-93565/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Домодедово Московской области: Наумов С.С., по доверенности от 11.07.2018;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Афанасьева А.В., по доверенности от 16.06.2018, Гоева Н.М., по доверенности от 14.05.2018;
от Министерства обороны Российской Федерации: Ходова М.А., по доверенности от 14.03.2018;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 мая 2018 года по делу N А41-93565/17, принятое судьей Семеновой А.Б., по исковому заявлению Администрации городского округа Домодедово Московской области к Федеральному агентству лесного хозяйства, третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, об установлении границы земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Домодедово Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Федеральному агентству лесного хозяйства с требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
1. Установить границы земельного участка площадью 5343 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, вблизи д. Пестово, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане.
2. Признать за Муниципальным образованием "Городской округ Домодедово" Московской области право собственности на земельный участок площадью 5343 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, вблизи д. Пестово.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Домодедово Московской области обжаловала его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Приказом Заместителя министра обороны Российской Федерации N 902 от 15.10.2013 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городского округа Домодедово Московской области" (п. 1), в собственность муниципального образования городской округа Домодедово Московской области передан земельный участок, находящийся в границах военного городка N 14, расположенный по адресу: Московская область, Домодедовский район, пос. Шубино-2, и объекты недвижимого имущества, указанные в приложении к приказу:
1. казарма;
2. казарма-клуб;
3. казарма;
4. учебный центр;
5. кухня-столовая;
6. штаб;
7. жилой дом (за исключением служебных, незаселенных и приватизированных квартир);
8. жилой дом (за исключением служебных, незаселенных и приватизированных квартир);
9. жилой дом (за исключением служебных, незаселенных и приватизированных квартир);
10. жилой дом (за исключением служебных, незаселенных и приватизированных квартир);
11. жилой дом (за исключением служебных, незаселенных и приватизированных квартир);
12. жилой дом (за исключением служебных, незаселенных и приватизированных квартир);
14. медпункт;
15. КПП;
16. баня душевая;
17. спортзал (гостиница);
18. караульное помещение;
19. гараж;
20. продсклад;
21. овощехранилище;
22. склад на 2 отделения;
23. склад ГСМ;
24. овощехранилище;
25.склад;
26. склад КЭС;
27. склад;
28. склад артвооружения;
29.склад;
30. насосоная;
31. павильон артскважины;
32. хлораторная;
33. станция перекачки;
34. свинарник;
35. квашпункт;
36. теплица;
37. КТП;
38. пожарное депо;
39. котельная;
40. котельная;
41. водопроводные сети;
42. канализация;
43. теплосети;
44. сети горячего водоснабжения.
08.11.2013 подписан передаточный акт объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ Домодедово Московской области.
На основании указанных приказа и акта осуществлена государственная регистрации права собственности муниципального образования городской округ Домодедово Московской области на объект недвижимого имущества: котельная, назначение: нежилое, площадь 438,9 кв.м., количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Московская область, г. Домодедово, д. Шубино-2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2016.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово от 24.08.2016 N 2576 "Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена схема расположения земельного участка, на котором расположена котельная, на кадастровом плане территории военного городка Шубино-2, площадью 5 343 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, городской округ Домодедово, вблизи д. Пестово, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание.
С целью постановки на государственный кадастровый учет администрацией городского округа Домодедово был подготовлен межевой план вышеуказанного земельного участка общей площадью 5343 кв.м. 26.08.2016 Администрация обратилась ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением о постановке земельного участка под котельной на кадастровый учет.
Решением ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области от 01.09.2016 N МО-16/РКФ-334634 было приостановлено осуществление кадастрового учета в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.08.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в связи с тем, что по представленным координатам в разделе "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" границы образуемого земельного участка пересекают границы участка с кадастровым номером 50:28:0000000:41886.
Решением ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области от 01.12.2016 N МО-16/РКФ-471347 администрации городского округа Домодедово было отказано в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, истец считает, что имеется спор по границам, который может быть разрешен в судебном порядке, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Как следует из содержания рассматриваемого заявления и уточнений к нему, предметом заявленных требований является оспаривание права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:41886 в части его пересечения с границами земельного участка, площадью 5 343 кв.м., определенными согласно схеме расположения, утвержденной Постановлением администрации городского округа Домодедово от 24.08.2016 N 2576.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику. Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
В пункте 45 постановления N 10/22 разъяснено, что применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 года) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 указанной статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе: категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:28:0000000:41886 был поставлен на кадастровый учет 06.03.2013, имеет площадь 14455096 кв.м.
Согласно кадастровому паспорту на нежилое здание котельной (кадастровый номер 50:28:0080115:60), объект учтен в государственном кадастре недвижимости 08.04.2016 (год ввода в эксплуатацию 1985), адрес - Московской области, г. Домодедово, д. Шубино-2, Подольское лесничество, Сельвачевское участковое лесничество.
Объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:41886. Согласно представленным в материалы дела сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:28:0000000:41886, в пределах земельного участка расположено здание котельной с кадастровым номером 50:28:0080115:60.
Указанные сведения, содержащиеся в ГКН, не оспорены, являются действующими.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно акту осмотра территории лесного участка от 30.01,2018, предоставленного в материалы дела Комитетом лесного хозяйства Московской области, здание котельной не используется и имеет вид ветхого сооружения. Площадь котельной составляет 438,9 кв.м.
Между тем, площадь земельного участка, которая определена Администрацией в схеме расположения земельного участка, утвержденной Постановлением N 2576 от 24.08.2016, как площадь, необходимая для эксплуатации котельной, значительно превышает площадь здания и составляет 5 343 кв.м.
В связи с выявлением указанного несоответствия, суд первой инстанции предлагал истцу заявить соответствующее ходатайство о назначении экспертизы. Однако, указанным правом истец не воспользовался.
Как усматривается из материалов дела, котельная расположена на территории военного городка N 14, созданного в границах лесничеств, на землях лесного фонда. Таким образом, Администрации необходимо было определять граница земельного участка, необходимого для эксплуатации котельной, в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 424-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", т.е. определить при подготовке проекта генерального плана городского округа границы населенного пункта, образуемого из военного городка, с учетом площади, необходимой для размещения в границах таких населенных пунктов объектов местного значения (котельной), а также осуществить перевод земель из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, чего не было сделано при утверждении схемы расположения земельного участка, утвержденной Постановлением N2576 от 24.08.2016.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 мая 2018 года по делу N А41-93565/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93565/2017
Истец: Администрация городского округа Домодедово МО
Ответчик: Комитет лесного хозяйства МО
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство обороны РФ, ТУ Федерального Агенства по Управлению Федеральным государственным Имуществом Московской области, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА