Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2018 г. N Ф06-40792/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А06-1001/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поляковой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 июня 2018 года по делу N А06-1001/2018 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, г. Москва)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178, г. Астрахань)
при участии в деле в качестве заинтересованного лица: Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 704252261, г. Москва)
о признании незаконным отказа в установлении размера платы за содержание жилого помещения и обязании утвердить данный размер платы,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом
,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о признании незаконным отказа в установлении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. 5-я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. 6в; ул. 1-я Перевозная, д. 129; ул. Станция Новолесная, д. 15 (инв. N 17, 22); обязании Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация) утвердить размер платы за содержание жилого помещения для специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенного на территории муниципального образования "Город Астрахань" по адресам: ул. 5-я Керченская, д.39; ул. Латышева, д.6в; ул. 1-я Перевозная, д.129; ул. Станция Новолесная, д.15 (инв. N 17.22).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением от 14 июня 2018 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Участники процесса отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.07.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20.09.2017 года между Министерством обороны Российской Федерации, осуществляющим правомочия собственника жилищного фонда, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, и организаций Южного военного округа и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, был заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации N 3-УЖФ-ЮВО-01.
По условиям пункта 1.3, указанный договор был заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. В отношении передаваемого в управление жилищного фонда управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации (пункт 2.4).
Перечень многоквартирных жилых домов (Перечень жилищного фонда) содержится в Приложении N 1 к договору (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.5. Договора факт передачи заказчиком в управление объектов жилищного фонда Управляющей организации оформляется техническим соглашением и приложения к нему, в том числе N 2-9 Протокол согласования стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества объектов жилищного фонда, передаваемого Заказчиком Управляющей организации, по тарифам, установленным Заказчиком, и стоимости коммунальных ресурсов по тарифам и ценам, утвержденным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также стоимости за пользование жилым помещением (платы за наем) в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
04 декабря 2017 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (письмо исх. N 370/0/5/8-1379) обратилось в Администрацию МО "Город Астрахань" по вопросу утверждения рассчитанного, экономически обоснованного размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения в специализированном государственном жилом фонде Минобороны России на территории МО "Город Астрахань" по адресам: ул. 5-я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. бв; ул. 1-я Перевозная, д. 129; ул. Станция Новолесная, д. 15.
Администрацией МО "Город Астрахань" в ответе на обращение от 19.12.2017 N 30-02-5389 отказано в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. 5 -я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. 6в; ул. 1-я Перевозная, д. 129; ул. Станция Новолесная, д. 15 (т. 1, л.д. 233). Администрацией указано, что правоустанавливающих документов, подтверждающих полномочия ФГБУ "ЦЖКУ" на обращение с указанным заявлением не представлено. Договором N 3-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017 предусмотрено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет расчеты и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании приложения N 2 указанного договора.
Заявитель полагая, что отказ Администрации нарушает его законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что действия Администрации, выразившиеся в отказе установить размер платы за содержание жилых помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам, являются законными, не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что жилищное законодательство прямо предусматривает случай, при котором органы местного самоуправления устанавливают размер платы за содержание жилых помещений для нанимателей и собственников - в случаях, когда собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Данный вывод противоречит части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда, возложена законом на органы местного самоуправления.
Суд первой инстанции так же указывает, что в приложении N 2-10 к Техническому соглашению - протоколе согласования расчета цены стоимости услуг и работ по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, платы за коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, передаваемого на обслуживание Заказчиком Управляющей организации, а также стоимости за пользование жилым помещением, сторонами вышеуказанного Договора определена стоимость услуг и работ за содержание жилого помещения многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. 5-я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. 6в; ул. 1-я Перевозная, д. 129; ул. Станция Новолесная, д. 15 (т. 1, л..д.166-167). Таким образом, стороны Договора согласовали стоимость услуг и работ за содержание жилого фонда по вышеназванным адресам.
При этом судом не учтено следующее.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определено, что содержание общего имущества поставлено в зависимость от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Согласно пункту 29 названных Правил расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С учетом этого размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда необходимо устанавливать дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, согласно части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Исходя из положений части 4 статьи 155, части 3 статьи 156, статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, которая уплачивается управляющей организации.
При этом в случае, если установленный органом местного самоуправления размер платы меньше предусмотренного договором управления, оставшаяся часть платы вносится в управляющую организацию наймодателем жилого помещения, поскольку бремя несения соответствующих расходов возложено непосредственно на собственника помещения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что жилищный фонд, в котором находятся спорные жилые помещения, относится к государственному жилищному фонду.
Пунктом 2 дополнительного соглашения N 2 от 01.11.2017 г. к Договору управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N 3-УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017 г. в пункт 4.1 договора добавлен подпункт 4.1.4 "Производить начисление платы за содержание жилого помещения нанимателям на основании размера платы, установленного органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ. В случае изменения размера платы органом местного самоуправления, внесение изменений в приложение N2-10 к Договору и согласование его со стороны заказчика не требуется. Если органом местного самоуправления не установлен размер платы или отсутствует нормативно-правовой акт органа местного самоуправления, регламентирующий установление размера платы для Нанимателей, то начисление и оплата за содержание жилого помещения осуществляется на основании стоимости, указанной в Приложении N 2-10 к Договору до утверждения размера платы органом местного самоуправления" (т.2 л.д.38-39).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого отказа Администрации (19.12.2017) собственник определил, что начисление платы за содержание жилого помещения нанимателям должно производиться на основании размера платы, установленного органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 156 ЖК РФ. И только в случае, если такой размер органом местного самоуправления не установлен, начисление и оплата за содержание жилого помещения осуществляется на основании стоимости, указанной в Приложении N 2-10 к Договору, и только до утверждения размера платы органом местного самоуправления.
Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 156 ЖК РФ обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления, у администрации отсутствовали достаточные правовые основания для отказа в удовлетворении заявления общества об установлении размера платы с учетом индивидуальных особенностей каждого дома.
Аналогичная правовая позиция поддержана определениях Верховного Суда РФ от 23.04.2018 N 310-КГ18-4171 по делу N А62-8336/2016, от 17.07.2017 N 310-КГ17-8331 по делу N А62-3593/2016, от 15.02.2016 N 303-КГ15-19744.
Ссылка суда на судебные акты по делу N А06-5827/2016 отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рамках указанного дела судами установлены иные фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правовой оценки рассматриваемых отношений.
При таких обстоятельствах, решение суда суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 14.06.2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные Учреждением требования.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, следует признать недействительным отказ Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в установлении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. 5-я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. 6в; ул. 1-я Перевозная, д. 129; ул. Станция Новолесная, д. 15 (инв. N 17, 22), изложенный в письме от 19.12.2017 N30-02-5389 и обязать Администрацию в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание жилых помещений в спорных домах.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 июня 2018 года по делу N А06-1001/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным отказ Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в установлении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Астрахань, ул. 5-я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. 6в; ул. 1-я Перевозная, д.129; ул. Станция Новолесная, д. 15 (инв. N 17, 22), изложенный в письме от 19.12.2017 N30-02-5389.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Астрахань, ул. 5-я Керченская, д. 39; ул. Латышева, д. 6в; ул. 1-я Перевозная, д. 129; ул. Станция Новолесная, д. 15 (инв. N 17, 22).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1001/2018
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2018 г. N Ф06-40792/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации "ЦЖКУ" Минобороны России
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Астрахань"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ