г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А56-40357/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16757/2018) Федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2018 по делу N А56-40357/2018 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению 103 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
к ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
о привлечении к административной ответственности
установил:
103 Отдел Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Отдел, 103 Отдел ГАСН) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства Обороны Российской Федерации" (далее - Предприятие, ФКП "УЗКС МО РФ", ответчик) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 03.06.2018 Предприятие привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Податель жалобы указывает на пропуск срока давности привлечения Предприятия к административной ответственности и необоснованность фактов, изложенных в предписании. Указывает, что проверка проводилась по первому этапу, основная разрешительная документация на момент проверки находилась в распоряжении Отдела, генподрядчиком работы к сдаче не предъявлялись, исполнительная документация не была сформирована и в адрес Предприятия не направлялась. По мнению ответчика, начальник Отдела не уполномочен на представление интересов заявителя в суде и подписание процессуальных документов. Ответчик утверждает, что не является стороной контракта и не наделен правами и обязанностями государственного заказчика.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, С 06.12.2017 по 15.12.2017 в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) и на основании приказа от 14.11.2017 N 244 о проведении проверки при строительстве объекта капитального строительства: "Реконструкция основных фондов Нахимовского военно-морского училища Министерства обороны Российской Федерации, расположенных по адресу: г. Санкт- Петербург, военные городки NN 45,60,69" шифр 3-24/16-49, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д.3-5, военные городки NN 45,60,69 выявлено, что при осуществлении строительного контроля допущены следующие нарушения обязательных требований:
1. Отсутствует разрешение на строительство, при этом выполнены работы по отрывке котлована, ведутся работы по устройству свайного основания (устройство грунтоцементных и буронабивных свай), песчаного основания и бетонной подготовки под фундаментную плиту - нарушены требования ч.2 ст. 51 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
2. Отсутствует проектная документация, разработанная и утверждённая в установленном порядке - нарушены требования Федерального закона от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ ст. 52, приказа МО РФ от 02.12.2011 N 2300 п.32.
3. Отсутствует разработанная и утверждённая в установленном порядке рабочая документация - нарушены требования СП 48.13330.2011 п. 5.4.
4. Отсутствует исполнительная документация (комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенными в них по согласованию с проектной организацией изменениями, сделанными лицами, ответственными за производство СМР) - нарушены требования СП 48.13330.2011, п.6.13.
5. Складирование и хранение арматуры на объекте допускается на земле, без навесов, без защиты ее от влаги, исключающих ее коррозию и загрязнение -нарушены требования проекта производства работ.
По итогам проверки составлен Акт проверки N 103.ДИ.2017.180.1 от 14.12.2017 и выдано предписание об устранении нарушений N 103.ДИ.2017.180.1-1 от 14.12.2017 со сроком исполнения до 15.01.2018. Предписание получено ответчиком по почте 22.12.2017.
В период с 18.01.2018 по 23.01.2018 Отделом проведена выездная проверка исполнения ранее выданного предписания N 103.ДИ.2017.180.1-1 от 14.12.2017, в ходе которой выявлено, что ранее выданное предписание N103.ДИ.2017.180.1-1 от 14.12.2017 в установленный срок не выполнено в полном объеме, составлен Акт проверки от 23.01.2018 N 2ДИ1.
По данным фактам 16.03.2018 Управлением в отношении Учреждения составлен протокол N 103.2018.14ДИ-1 об административном правонарушении по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки направлен в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, привлекая к административной ответственности и определяя конкретную меру наказания, обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела именно ФКП "УЗКС МО РФ" выдано разрешение на строительство указанного выше объекта от 15.09.2017 N 78-78192000-1138-2017-153 (л.д.113).
Согласно государственному контракту N 1718187375822554164000000 от 24.10.2017 ФКП "УЗКС МО РФ" является заказчиком по строительству объекта (л.д. 149).
Ответчик направил в Отдел извещение от 13.10.2017 исх.N 5/6819 о начале строительства (л.д.93).
В силу пункта 2.1 контракта его предметом является осуществление государственным заказчиком финансирования, обеспечения выполнения и контроля за выполнением работ, а со стороны генерального подрядчика - строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта "под ключ").
В пункте 1.1.6 контракта определено, что возведение объекта "под ключ" - возведение Объекта и выполнение всех работ до состояния полной готовности Объекта к эксплуатации.
Согласно пункту 2.5 контракта государственный заказчик в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных Работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал Предприятию часть своих функций, определенных в разделе 7 Контракта.
В соответствии с разделом 7 контракта заказчик (предприятие) осуществляет контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных Работ (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения Работ), используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых в строительстве, условиям Контракта (п. 7.1.1); до начала производства строительномонтажных Работ передает Генподрядчику в установленном порядке на период строительства Объекта Строительную площадку по Акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляет Государственному заказчику в течение 3 (трех) дней со дня подписания, а так же всю необходимую для строительства Объекта документацию (Проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, Рабочую документацию, журнал производства работ, порубочный лет (в случае необходимости) технические условия на временные присоединения в соответствии с ПОС, разрешение на строительство) (п. 7.1.4); принимает и проверяет стоимость и качество строительно-монтажных Работ, выполненных Генподрядчиком при наличии Исполнительной документации, представляемой Генподрядчиком, на предъявляемый к приемке объем Работ. В случае отсутствия Исполнительной документации Заказчик имеет право отказать Генподрядчику в рассмотрении форм N КС-2 и N КС-3 за проверяемый Заказчиком период (п. 7.1.7).
Продублированный в апелляционной жалобе довод Предприятия о проведении проверки Отделом лишь по первому этапу строительства объекта капитального строительства "Реконструкция основных фондов Нахимовского военно-морского училища МО РФ, расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, военные городки N N 45, 60, 69", шифр объекта 3-24/16-49, расположенного по адресу; г. Санкт-Петербург, ул. Пеньковая, д. 3-5, военные городки NN 45, 60, 69, в связи с чем Предприятие, осуществляющее строительный контроль, не может нести ответственность за непредставление генподрядчиком исполнительной документации, явился предметом рассмотрения судом первой инстанции, на основании представленных документов судом первой инстанции установлено, что в отношении первого этапа работ Предприятие представило в адрес Отдела извещение N 77 от 13.10.207 о начале строительства, приложив комплект проектной документации, положительное заключение Государственной экспертизы Минобороны России N 77-1-4-0205-17 от 15.09.2017, а также разрешение на строительством 78-78192000-1138-2017-153 от 15.09.2017.
Между тем судом первой инстанции установлено, что в ходе проверки было выявлено, что на объекте осуществлялся не первый этап строительства (предусматривающий демонтаж, инженерную подготовку площадки под строительство), а фактически велись строительные, монтажные работы. На данные работы соответствующие документы Предприятие в Отдел не представляло.
Из указанного следует, что предписание было выдано Предприятию законно и обоснованно, так как осуществление строительных работ на спорном объекте без соответствующих документов находится в сфере ответственности Предприятия, как заказчика по контракту, осуществляющему строительный контроль.
Факт неисполнения ответчиком рассматриваемого предписания подтверждается материалами дела, в связи с чем событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения ранее выданного предписания, невозможности соблюдения приведенных требований нормативных правовых актов Российской Федерации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые ответчик не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что подтверждает наличие его вины в выявленном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ и состав вмененного правонарушения.
Порядок и годичный срок давности привлечения к административной ответственности, исходя из нарушений законодательства о градостроительной деятельности, не нарушены.
Исходя из объекта посягательства правонарушения и отсутствия исключительности, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения на этом основании от ответственности (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Назначая наказание в виде минимального размера штрафа, установленного санкцией части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, суд первой инстанции надлежаще мотивировал свою позицию, поскольку такая мера ответственности в конкретном случае соответствует характеру и обстоятельствам правонарушения, принципам соразмерности, индивидуализации и справедливости публично-правового наказания.
Доводы об отсутствии у Отдела полномочий на обращение в арбитражный суд подлежат отклонению исходя из положений пункта 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пункта 3 Административного регламента, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 N 2300, приказа Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2012 N 2790 "О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации" и Положения об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 N 54, в соответствии с которыми Отдел уполномочен осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, а в случае его невыполнения должностные лица отдела вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и направить в суд соответствующее заявление.
Аналогичная позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 307-АД17-13805 и от 06.10.2017 N 307-АД17-13776.
Поскольку должностные лица Отдела вправе составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ и направить в суд соответствующее заявление, то начальник Отдела вправе подписать заявление в арбитражный суд о привлечении Предприятия к административной ответственности. Полномочия лица, подписавшего заявление в арбитражный суд, проверены судом апелляционной инстанции, нарушений не выявлено.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2018 по делу N А56-40357/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.