Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2018 г. N Ф07-13711/18 настоящее постановление изменено
г. Вологда |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А44-5647/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чапаева И.А., судей Писаревой О.Г. и Шумиловой Л.Ф., при ведении протокола секретарём судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волхов" Цыбина Александра Павловича на определение Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля 2018 года по делу N А44-5647/2013 (судья Кузема А.Н.),
установил:
Арбитражным судом Новгородской области 20.11.2013 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волхов" (место нахождения: 173000, Великий Новгород, ул. Ломоносова, д. 4; ОГРН 1075321003933, ИНН 5321117779; далее - Общество, должник).
Определением суда от 24.12.2013 в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён Челейкин Юрий Иванович.
Решением суда от 22.04.2014 Общество признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утверждён Цыбин Александр Павлович.
Конкурсный управляющий 16.02.2015 обратился в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам Общества в размере 41 406 990 руб. 11 коп. бывших руководителей - Быкову Любовь Николаевну, Соколова Сергея Николаевича, Максимова Романа Сергеевича, Кожевникова Юрия Николаевича, а также учредителей (участников) - Филиппова Ярослава Александровича, Тиранова Павла Григорьевича, Розникова Юрия Николаевича.
Определением от 18.04.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Цыбин А.П. с определением суда не согласился и обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. В её обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права, просит определение отменить, взыскать в порядке субсидиарной ответственности с ответчиков солидарно 41 406 990 руб. 11 коп. Доводы жалобы сводятся к тому, что бывшими руководителями должника нарушена обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), что влечёт за собой субсидиарную ответственность; бывшими руководителями не передана конкурсному управляющему бухгалтерская документация должника. В отношении оснований для привлечения к субсидиарной ответственности учредителей должника указано на наличие их обязанности по контролю за деятельностью Общества.
Конкурсный управляющий письменно ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в своё отсутствие.
Розников Ю.Н. в отзыве на апелляционную жалобу возражал против её удовлетворения.
Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее - уполномоченный орган) поддержала доводы апелляционной жалобы Цыбина А.П.
Представитель Назарова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Компании и уполномоченного органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в Закон о банкротстве (далее - Закон N 266-ФЗ) введена глава III.2. "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".
В пункте 1 статьи 4 Закона N 266-ФЗ указано на то, что он вступает в силу с момента его официального опубликования, которое имело место 30.07.2017.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 266-ФЗ определено, что рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 266-ФЗ), которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве (в редакции Закона N 266-ФЗ).
Поскольку заявление конкурсного управляющего подано в Арбитражный суд Новгородской области 16.02.2015, оно подлежит рассмотрению по правилам Закона о банкротстве в редакции без учёта изменений, внесённых Законом N 266-ФЗ.
Основания и порядок привлечения должностных лиц должника к субсидиарной ответственности по его обязательствам определены в статье 10 Закона о банкротстве.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области 17.07.2007 за основным государственным регистрационным номером 1075321003933.
Согласно сведениям уполномоченного органа директором Общества с 17.07.2007 по 28.04.2009 был Розников Н.А., с 28.04.2009 по 26.08.2011 - Кожевников Ю.Н., с 26.08.2011 по 29.01.2014 - Максимов Р.С., с 29.01.2014 по 23.04.2014 - Соколов С.Н., с 23.04.2014 - Быкова Л.Н.
Учредителями (участниками) должника являются Розников Ю.Н., Тиранов П.Г., Филиппов Я.А.
Одним из оснований для привлечения руководителей Общества к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, по мнению конкурсного управляющего, является неисполнение ими обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве (здесь и далее в применимой к спорным правоотношениям редакции) руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.
Пунктом 3 статьи 9 названного Закона предусмотрено, что заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
В силу пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечёт за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Законом возложена обязанность по принятию решений о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона.
Из совокупного толкования положений пунктов 1 и 2 статьи 9, пункта 2 статьи 10 Закона применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что на руководителя должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника, возникшим после истечения месячного срока с момента появления у должника признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ Цыбин А.П. не обосновал, когда и у какого из руководителей должника возникла обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании Общества банкротом и когда истёк установленный пунктом 2 статьи 9 Закона срок для подачи такого заявления.
По правилам пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве субсидиарная ответственность определяется в размере обязательств, возникших после истечения срока, установленного названным Законом для направления в арбитражный суд заявления должника о признании его банкротом. Между тем конкурсный управляющий не указал размер и наличие таких обязательств.
При таком положении суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что конкурсный управляющий не доказал возникновение у руководителей Общества обязанности обратиться в суд с заявлением о банкротстве должника, а также наличие у Общества обязательств, возникших после указанной им даты.
Приведённые положения Закона о банкротстве не предусматривали обязанности участников должника по обращению в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, поэтому суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения Розникова Ю.Н., Тиранова П.Г., Филиппова Я.А., являвшихся участниками Общества, к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по данному основанию.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности по долгам Общества согласно пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве.
Пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника. Руководитель должника в течение трёх дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему. В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств: причинён вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона; документы бухгалтерского учёта и (или) отчётности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.
Положения абзаца четвёртого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учёта и хранения документов бухгалтерского учёта и (или) бухгалтерской (финансовой) отчётности должника.
Ответственность, предусмотренная приведённой нормой, соотносится с нормами об ответственности руководителя за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности (пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, статья 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте") и обязанностью руководителя должника в установленных случаях предоставить арбитражному управляющему бухгалтерскую документацию (пункт 3.2 статьи 64 и пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве). Данная ответственность направлена на обеспечение надлежащего исполнения руководителем должника указанных обязанностей, защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, через реализацию возможности сформировать конкурсную массу должника, в том числе путём предъявления к третьим лицам исков о взыскании долга, исполнении обязательств, возврате имущества должника из чужого незаконного владения и оспаривания сделок должника.
Ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, является гражданско-правовой, и при её применении должны учитываться общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушения обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда в части, не противоречащей специальным нормам Закона о банкротстве. Помимо объективной стороны правонарушения, связанной с установлением факта неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации, необходимо установить вину субъекта ответственности, исходя из того, приняло ли это лицо все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (пункт 1 статьи 401 указанного Кодекса).
Исходя из общих положений о гражданско-правовой ответственности для определения размера субсидиарной ответственности, предусмотренной пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, также имеет значение и причинно-следственная связь между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или её искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований, установленных пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности по долгам Общества, указав, что в деле не имеется доказательств того, что ответчики своими действиями довели должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Суд также отметил, что конкурсным управляющим не доказаны факты, свидетельствующие о том, что в результате неисполнения названными лицами указанной обязанности возникли обстоятельства невозможности формирования конкурсной массы должника или её формирование не в полном объёме и, как следствие, неудовлетворение требований кредиторов.
В свете изложенного, а также с учётом отсутствия в материалах дела доказательств наличия причинно-следственной связи между отсутствием документации у конкурсного управляющего и невозможностью удовлетворения требований кредиторов вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований является правильным.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что непредставление бывшим руководителем должника конкурсному управляющему документов бухгалтерского учёта и (или) отчетности, в том числе вследствие возможного уклонения от добровольной передачи документов, само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренный абзацем четвертым пункта 4 статьи 10 Закона, но может являться основанием для привлечения руководителя к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Конкурсный управляющий не представил доказательства отсутствия либо искажения документов бухгалтерского учёта.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в её обоснование, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную, неверную оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Новгородской области от 18 апреля 2018 года по делу N А44-5647/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волхов" Цыбина Александра Павловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Чапаев |
Судьи |
О.Г. Писарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5647/2013
Должник: Кожевников Ю. Н., Максимов Р. С., ООО "Управляющая компания "Волхов", Розников Ю. Н., Тиранов П. Г., Филиппов Я. А.
Кредитор: ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород", ООО "МП ЖКХ НЖКС", ООО "ЭКО-Новострой"
Третье лицо: Быкова Любовь Николаевна, ООО "Новгородэнергосбыт", УФНС по Новгородской области, Арбитражный управляющий Челейкин Ю.И., ЗАО Банк ВТБ 24 филиал N 7806, К/у Цыбину А.П., Конкурсный управляющий Цыбин А.П., Межрайонная ИФНС России N 9 по Новгородской области, МУП Великого Новгорода "Новгородский водоканал", МУП ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА "ТЕПЛОЭНЕРГО", Новгородский районный суд Новгородской области, НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", ОАО "Газпром газораспределение Великий Новгород", ОАО "институт Новгородинжпроект", ОАО "РЕМОНТ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ", ОАО "Новгородоблэлектро", ОАО "Сбербанк России" Новгородское отделение N 8629, ООО "НК-Консалтинг", ООО "ЭКО-Новострой", ООО К/у "УК "Волхов" Цыбин А.П.., ОСП Великого Новгорода, Соколов Сергей Николаевич, ТСЖ "Стимул", Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Новгородской области, Управление ФНС РФ по Новгородской област, Управление ФНС РФ по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4100/19
21.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13711/18
24.08.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4569/18
22.04.2014 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-5647/13