г. Пермь |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А60-19932/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "А-Инвест",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 18 июня 2018 года,
принятое в порядке упрощенного производства, судьей Савиной Л.Ф.,
по делу N А60-19932/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А-Инвест" (ИНН 6670319724, ОГРН 1156658043838)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Главному государственному инспектору по охране и использованию земель Артемовского городского округа, Режевского городского округа Шептякову Константину Александровичу
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО "А-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Управления Росреестра по Свердловской области о назначении административного наказания по делу N 30/11 от 27.03.2018 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что внеплановая документарная проверка проведена в отношении общества без согласования с прокуратурой, что влечет недопустимость акта проверки от 20.03.2018 N 30 и всех доказательств, полученных в ходе проверки; суд указанное обстоятельство не учел, что привело к принятию незаконного решения.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу (23.08.2018).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.01.2018 в Межмуниципальньй отдел по Артемовскому, Режевскому городским округам Управления Росреестра по Свердловской области поступило заявление граждан - жителей многоквартирного пятиэтажного жилого дома N 35 по ул. Ленина в г. Реж от 17.01.2018 (вх.N 027-20-1/11) о нарушении земельного законодательства ООО "А-Инвест" с просьбой провести проверку, в котором было указано, что ООО "А-Инвест" вдоль универмага отсыпали участок несколькими Камазами земли, занимая фактически участок, принадлежащий вышеуказанным гражданам, уничтожив зеленые насаждения, в том числе березы и газон, принадлежащие жителям многоквартирного жилого дома N 35 на праве общей долевой собственности, сдвинули забор вокруг котельной в сторону жилого дома N 35, установили в нем калитку, складировали дрова фактически на участке жилого дома, ступени, оставшиеся от рынка используют как подход к котельной, сделали ступени - подход к магазину и установили ларек общепита, захватив фактически территорию жилого дома. К заявлению приложены фотографии, сведения с Публичной кадастровой карты.
В соответствии с ст.71.2 Земельного кодекса РФ, ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" и на основании задания от 19.01.2018 N 62, 29.01.2018 заместителем главного государственного инспектора Артемовского городского округа, Режевского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель было проведено административное обследование объекта земельных отношений - земельного участка с кадастровым номером 66:22:1904031:58, площадью 7115 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Реж, ул. Ленина, 37-А. В ходе административного обследования был проведен анализ сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости Государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, Портала государственных услуг, а также проведен визуальный осмотр границ земельного участка по существующему ограждению (без захода на земельный участок) с их фотофиксацией.
Также в ходе административного обследования было установлено, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 66622:1904031:58, площадью 7115 кв.м с адресом: Свердловская область, г. Реж,' ул. Ленина, 37-А, относится к категории земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - под размещение торгово-развлекательного комплекса, принадлежит ООО "А-Инвест" на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка N 209 от 23.11.2017, дата государственной регистрации: 05.12.2017 г.; регистрационный N 66:22:1904031:58-66/027/2017-7. Также установлено, что вышеуказанный земельный участок ООО "А-Инвест" использует с 2015 года. Основанием для использования являлся договор уступки прав аренды на земельный участок от 21.07.2015, дата регистрации: 31.07.2015; регистрационный N 66-66/027/-66/027/002/2015-246.
В соответствии со сведениями ЕГРН установлено, что ООО "А-Инвест" принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером 66:22:1904031:315, площадью 523,7 кв.м, назначение: нежилое, наименование: строительство универмага, количество этажей: 1, год ввода в эксплуатацию: 2017, расположенное по адресу: 623750, Свердловская область, г. Реж, ул. Ленина, 37-А, о чем в ЕГРН сделана запись государственной регистрации: номер регистрации N 66:22:1904031:315-66/027/2017-1, дата регистрации: 08.11.2017, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Также в соответствии со сведениями ЕГРН ООО "А-Инвест" принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером 66:22:1904031:314, площадью 18.6 кв.м, назначение: нежилое здание, наименование: здание котельной, количество этажей: 1, год ввода в эксплуатации: 2017, расположенное по адресу: 623750, Свердловская область, г. Реж, ул. Ленина, 37-А, о чем в ЕГРН сделана запись государственной регистрации: номер регистрации N 66:22:1904031:314-66/027/2017-1, дата регистрации: 08.11.2017, что подтверждается Выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Согласно сведений ЕГРН здание универмага размещено от границы смежного земельного участка по ул. Ленина, N 35 на расстоянии 1 м, а здание котельной на расстоянии от границы 0,37 м.
Таким образом, установлено, что ООО "А-Инвест" вышеуказанные здания были построены, введены в эксплуатацию и зарегистрировано право в 2017 году.
В результате проведенного административного обследования были выявлены признаки нарушения земельного законодательства, за которое ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, допущенного ООО "А-Инвест", выразившегося в самовольном занятии ООО "А-Инвест" земельных участков ориентировочной общей площадью 1093 кв.м.
Данные обстоятельства отражены заместителем главного государственного инспектора Артемовского городского округа, Режевского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель в акте проверки от 20.03.2018 N 30.
В соответствии со ст. 28.1 и ст. 28.2 КоАП РФ заместителем главного государственного инспектора Артемовского городского округа, Режевского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, 20.03.2018 составлен протокол об административном правонарушении N 30/11 по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие земельных участков.
Постановлением Управления Росреестра по Свердловской области о назначении административного наказания по делу N 30/11 от 27.03.2018 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ и ему назначена мера наказания с учетом положений ст. 4.1.1 в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Под использованием земельного участка без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный участок, исходя из положений статей 25 и 26 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), понимается использование земельного участка в отсутствие законных оснований, установленных гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением, если договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком заключены на срок менее чем один год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
В силу пунктов 1, 2 статьи 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственникам другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.
Главой IV ЗК РФ предусмотрена возможность предоставления земельных участков в аренду, ограниченное пользования чужим земельным участком (сервитут) и безвозмездное пользование.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства (в том числе фотографии, сведения с Публичной кадастровой карты, материалы административного обследования, материалы проверки от 20.03.2018) пришел к обоснованному выводу, что общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, доказано административным органом.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Доводы заявителя о нарушениях административным органом порядка проведения проверки, выразившихся в несогласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой документарной проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим основаниям.
В ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений. Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами. В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений. Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и форма акта административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях; осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся административные обследования объектов земельных отношений.
В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся, в том числе, в случаях: выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подп. 2 и подп. 3 п. 6 настоящей статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки (п. 7 ст. 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подп. "а" и "б" п. 2, п. 2.1 ч. 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указано, что к грубым нарушениям относится, в том числе нарушение требований, предусмотренных п. 2 ч. 2, ч. 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч. 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из содержания изложенных норм права следует, что отсутствие согласования прокуратуры при проведении внеплановой документарной проверки не указано в ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в качестве грубого нарушения, влекущего недействительность результатов проверки.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае с учетом результатов административного обследования объекта земельных отношений (акт административного обследования объекта земельных отношений от 31.01.2018 N 2) на основании распоряжения от 12.02.2018 N 39 в отношении заявителя проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований земельного законодательства.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы, не установлено грубых нарушений требований закона к организации и проведению проверки, которые могли повлечь недействительность результатов проверки и недопустимость собранных административным органом доказательств.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При разрешении вопроса о назначении наказания, административный орган, оценив обстоятельства правонарушения, посчитал возможным заменить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей на предупреждение, применив положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июня 2018 года по делу N А60-19932/2018, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е. Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.