г. Пермь |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А50-8845/2018 |
Резолютивная часть постановления вынесена 21 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Мармазовой С.И., Плаховой Т.Ю..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю: Караулин М.В., удостоверение, доверенность от 09.01.2017;
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Департамента земельных отношений администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 мая 2018 года
вынесенное судьей Заляевой Л.С.,
по заявлению Департамента земельных отношений администрации г. Перми
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю
о признании незаконным действия по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц
третье лицо: Забаев Артем Евгеньевич,
установил:
Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - заявитель, Департамент) обратился с заявлением в Арбитражный суд Пермского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю, инспекция, регистрирующий орган) об отмене решения об исключении недействующего юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "КРУЗЕР ТРЕЙД" (далее - ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД") из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ).
Определением арбитражного суда от 26.03.2018 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен учредитель ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" Забаев Артем Евгеньевич.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает на то, что организация была исключена из реестра 16.10.2017, при этом согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами и иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Таким образом, ссылка в решении суда о трехмесячном сроке несостоятельна.
Апеллянт полагает, что исключение организации из реестра при наличии требований к ним кредиторов, обратившихся до истечения годичного срока нарушает закон, так и баланс публичного и частного интересов.
Межрайонная ИФНС России N 17 по Пермскому краю согласно письменного отзыва против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Министерства поступило заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя; на доводах апелляционной жалобы настаивает.
Участвующий в судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю поддержал возражения, изложенные в письменном отзыве.
Стороны, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствии.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.08.2015, присвоен основной государственный регистрационный номер 1155958079188 от 25.08.2015.
23.06.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Пермскому краю принято решение N 4354 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД".
Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса регистрирующего органа, по которому могут быть направлены заявления, были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 25 (639) от 28.06.2017/3707.
В связи с отсутствием заявлений кредиторов и иных заинтересованных лиц 14.11.2016 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Закон о регистрации).
Полагая, что исключение налоговым органом ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ является незаконным, поскольку затрагивает права и законные интересы Департамента, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия регистрирующего органа по исключению ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ соответствуют положениям ст.21.1 Закона о регистрации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции полагает, что вынесенное судом решение по делу является законным, обоснованным и не подлежит отмене или изменению.
Пунктами 1 и 2 статьи 21.1 Закона о регистрации предусмотрено, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в п. 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (решение о предстоящем исключении).
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Закона о регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи закона заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В силу пунктов 7, 8 статьи 22 Закона о регистрации, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 названного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П Конституционного Суда Российской Федерации, в отношении тех юридических лиц, которые прекратили свою деятельность (признаны недействующими юридическими лицами), упрощенный - внесудебный - порядок исключения из ЕГРЮЛ взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Закона о регистрации устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, - непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Соответственно, оно рассчитано на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей. Данный признак, однако, не имеет такого же определяющего значения для юридических лиц, которые обладают особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, а именно: решения вопросов некоммерческой организации, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач.
При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона о регистрации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Установив, что материалами дела подтверждается наличие у ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" признаков недействующего юридического лица, а именно не предоставление налоговой отчетности обществом в течение последних 12 месяцев и отсутствие сведений об открытых банковских счетах, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю от 21.06.2017 N 3504-О, суд первой инстанции, учитывая соблюдение налоговым органом установленного пунктами 2-4 статьи 21.1, пункта 7 статьи 22 Закона о регистрации порядка исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (факт опубликования решения регистрирующего органа о предстоящем исключении ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ в журнале "Вестник государственной регистрации" от 28.06.2017/3707 N 25(639) часть 2, а также принимая во внимание отсутствие на момент внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении общества из ЕГРЮЛ заявлений от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из реестра, пришел к выводу о наличии у ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" признаков недействующего юридического лица, таким образом, основания для исключения указанного лица из ЕГРЮЛ у налогового органа имелись, в связи с чем, оспариваемые действия регистрирующего органа являются законными и обоснованными.
Данный вывод суда является верным, поскольку основан на правильном применении норм материального права и правильной оценке фактических обстоятельств. Оснований для формирования иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод заявителя, что организация была исключена из реестра 16.10.2017, при этом предусмотренный годичный срок для обжалования не истек, не имеет правового значения, так как заявитель, как лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ, проявив достаточную степень заботливости и осмотрительности, имел возможность выполнить требования пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направив в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением указанных юридических лиц из ЕГРЮЛ, что воспрепятствовало бы регистрирующему органу исключить их из ЕГРЮЛ. Однако заявитель своим правом не воспользовался, в установленный законом срок после принятия и опубликования решений о предстоящем исключении ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ с соответствующими заявлением в налоговый орган не обратился.
Таким образом, риск невозможности взыскания денежных средств с ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" в результате его исключений из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, лежит на заявителе. Нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности нет.
При этом заявитель апелляционной жалобы не представил доказательств того, что ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" фактически деятельность не прекратило, восстановление его в качестве юридического лица повлечет возможность взыскания задолженности по договору аренды.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что в настоящем случае отсутствуют доказательства нарушения регистрирующим органом порядка исключения ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД", прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц, приведшего к нарушению гарантированных Законом N 129-ФХ прав кредиторов и иных лиц.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, заявителем жалобы не приведено.
Исходя из изложенного, оценив материалы настоящего дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии в данном случае действий Межрайонной ИФНС России N 17 по Пермскому краю по исключению ООО "КРУЗЕР ТРЕЙД" из ЕГРЮЛ положениям действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В порядке статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя. Поскольку Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03 мая 2018 года по делу N А50-8845/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.