Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2018 г. N Ф07-15491/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А66-109/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А. (до перерыва), Берая Т.Г. (после перерыва),
при участии от открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Бычкова И.А. по доверенности от 02.08.2018, от Министерства социальной защиты населения Тверской области Власенко Б.А. по доверенности от 09.01.2018, от Правительства Тверской области Травкиной О.Н. по доверенности от 05.12.2016 (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2018 года по делу N А66-109/2018 (судья Трунина Е.Л.),
установил:
открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания", (ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370; место нахождения: 115054, Москва, площадь Павелецкая, дом 1а; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области (ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931; место нахождения: 170008, город Тверь, набережная реки Лазури, дом 20; далее - Министерство) о взыскании 1 333 314 руб. 50 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенным в региональный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2014 году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области.
Решением суда от 24 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что действующее законодательство Российской Федерации устанавливает императивное правило о том, что субъект Российской Федерации обязан компенсировать перевозчику в полном объеме экономические потери, возникшие в связи с установлением льгот по провозной плате. Ответчик признал, что убытки в заявленном размере подлежат компенсации истцу в полном объеме, включив в пункт 4.5 договора от 02.03.2015 N 2015.15 условие об обязанности ответчика компенсировать истцу сумму непокрытых убытков за 2014 год.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Министерство, Правительство Тверской области, Министерство финансов Тверской области в отзывах на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Общество с 15 мая 2006 года в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
06.02.2014 Обществом (перевозчик) и Министерством (заказчик) заключен договор N 2 по компенсации расходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области, по условиям которого перевозчик на возмездной основе осуществляет перевозки железнодорожным транспортом пригородного сообщения граждан льготных категорий из числа лиц, указанных в приложении 1 к договору, место жительства которых находится на территории Тверской области.
Согласно пункту 1.2 договора заказчик поручает, а исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозку граждан льготных категорий железнодорожным транспортом пригородного сообщения в пределах маршрутов движения пригородных поездов в соответствии с приложением 2 к договору в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, путем заключения договоров перевозки с гражданами из числа лиц, указанных в приложении 1 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 1.3 договора исполнитель (перевозчик) обязуется обеспечить перевозки пассажиров в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по перевозке пассажиров, грузов, багажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 111.
В соответствии с пунктом 1.4 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 к договору (том 1, лист 58) цена настоящего договора определяется на основании фактических расходов исполнителя (перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 N 142 "Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в сумме 1 927 175 руб. 90 коп.
Порядок расчетов стороны согласовали разделом 4 договора.
В приложении 1 к договору стороны согласовали перечень категорий граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения:
- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014;
- ветераны труда Тверской области в размере 50 % в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
В период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года истец осуществлял организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортном в пригородном сообщении на территории Тверской области по маршрутам Савёлово - Москва, Ржев - Вязьма.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2014 по 31.12.2014 осуществлялась по тарифам, утвержденным исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Полагая, что объем некомпенсированных ответчиком убытков составляет 1 333 314 руб. 50 коп., истец направил в адрес ответчика претензию от 05.07.2017 с требованием в течение 5 календарных дней с момента ее получения компенсировать указанные убытки.
Сославшись на неполное возмещение заказчиком потерь в доходах исполнителя, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению публично-правовым образованием.
Положениями статей 426 и 789 ГК РФ предусмотрено, что договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, порядок возмещения потерь, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с указанными нормами порядок, размер и условия предоставления льготного проезда устанавливается Правительством Тверской области в пределах полномочий, определенных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон 184-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ. Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Постановлением Администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па "О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан" льгота по оплате проезда в железнодорожном транспорте пригородного сообщения вышеперечисленным категориям граждан установлена в размере 50 % стоимости проезда.
Постановлением Администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па утвержден Порядок предоставления права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан и возмещения расходов на предоставление льгот.
Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта Министерству социальной защиты населения Тверской области ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и Министерством социальной защиты населения Тверской области.
В соответствии с Порядком на 2014 год между истцом и ответчиком был заключен договор от 06.02.2014 N 2 оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области.
В соответствии с пунктом 1.4 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 к договору цена договора определяется на основании фактических расходов исполнителя (перевозчика) и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 27.12.2013 N 142-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в сумме 1 927 175 руб. 90 коп.
Согласно пункту 4.4 договора факт исполнения обязательств по договору ежемесячно подтверждается актом о выполнении сторонами своих обязательств.
В рамках договора от 06.02.2014 сторонами были подписаны акты о выполнении обязательств по договору на общую сумму 1 927 175 руб. 90 коп.
Обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год ответчиком в полном объеме выполнены.
Вместе с тем, по расчету истца фактические потери в его доходах от перевозки отдельных категорий граждан в 2014 году составили 1 333 314 руб. 50 коп.
Указанная сумма находится за пределами договорных обязательств.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2014 год, предусмотренные договором от 06.02.2014 N 2 является верным.
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В целях исполнения принятых обязательств 2014 года, а также обеспечения перевозки льготных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения в 2015 году Министерством социальной защиты населения Тверской области с Обществом был заключен новый договор от 02.03.2015 N 2015.15.
Общая сумма договора, в соответствии с пунктом 1.4 договора, составила 2 984 027 руб. (том 1, листы 59-66).
В соответствии с пунктом 4.5 указанного договора в составе расходов договора были предусмотрены средства на погашение кредиторской задолженности за 2014 год в размере 1 333 314 руб. 50 коп.
Оплата по договору от 02.03.2015 была произведена Министерством социальной защиты населения Тверской области в полном объеме на общую сумму 2 984 027 руб., что установлено в рамках дела N А66-171/2018, по итогам которого арбитражным судом Тверской области 17.08.2018 вынесено решение об отказе Обществу удовлетворении требований о взыскании с Министерства социальной защиты Тверской области задолженности по договору в сумме 1 333 314 руб. 50 коп.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24 мая 2018 года по делу N А66-109/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.