г. Чита |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А78-7764/2018 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Басаева Д.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транзитимпорт" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 июля 2018 года по делу N А78-7764/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (суд первой инстанции - Судакова Ю.В.,),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транзитимпорт" (ОГРН 1157536002568, ИНН 7536151117, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7730176610, далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10612000-913/2018 от 27.04.2018.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 июля 2018 года по делу N А78-7764/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что судом не правильно применены нормы материального права, в частности пункт 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "Требования к маркировке упакованной пищевой продукции", тогда как следовало применить пункт 1 части 4.2. статьи 4 ТР ТС 022/2011 "Общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку", поскольку поставляемые овощи и фрукты были помещены непосредственно в транспортную упаковку.
Кроме того общество считает, что суд необоснованно не применил в отношении общества положения части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ.
Также заявитель указывает, что суд вынес оспариваемое решение фактически в отношении иного юридического лица, что следует из резолютивной части решения, а именно в отношении - "Сиббиоресурс" (ОГРН 11575360025681145476005157, ИНН 5408306474).
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы, информация о принятии апелляционной жалобы размещены Четвертым арбитражным апелляционным судом в информационной системе "Картотека Арбитражных Дел" в сети "Интернет 02.08.2018.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) должностными лицами Читинской таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Транзитимпорт".
В ходе проведения проверки установлено, что 22.11.2015 между ООО "Транзитимпорт" и ООО "Торговая экспортно-импортная фруктовая компания Тунсин" заключен внешнеторговый контракт N 20151122 от 22.11.2015 на поставку товаров.
27.04.2016 на Забайкальский таможенный пост Читинской таможни (далее - таможенный пост) ООО "Транзитимпорт" подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10612062/270416/0001869 для таможенного декларирования с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления следующих товаров:
- товар N 1 "Чеснок свежий ботаническое название "ALLIUM SATIVUM", выращенный в КНР урожай 2016 г., для оптовой реализации. Упакован в коробки из фибрового картона с надписью "Чеснок" со съемной крышкой, коробка скреплена металлическими скобами, плоды уложены навалом, ср. вес 1 коробки БР/НЕТ-200- 10,30/9,75 кг. Изготовитель: ООО "Торговая экспортно-импортная фруктовая компания Тунсин". Мест: 200. Таможенная стоимость: 181 424.61 руб. Вес Нетто: 1950 кг (94.66% брутто). Вес Брутто: 2060 кг. Код товара ТН ВЭД ЕАЭС 0703 20 000 0.
- товар N 2 - "Яблоки свежие ботаническое название "MALUS РUМILА", сорт-рубин, выращенный в КНР урожай 2016 г. для оптовой реализации. Упакованы в коробки из фибрового картона с надписью "Яблоки", коробка со съемной крышкой скреплена металлическими скобами, плоды уложены в два ряда между рядами картонный лист толщ. 3 мм., каждый плод упакован в сеточку, ср. вес 1 коробки БР/НЕТ-1031-10,83/9,65 кг. Изготовитель: ООО "Торговая экспортно-импортная фруктовая компания Тунсин". Мест: 1031. Таможенная стоимость: 396 741.72 руб. Вес Нетто: 9950 кг (89.08% брутто). Вес Брутто: 11170 кг. Код товара ТН ВЭД ЕАЭС 0808 10 800 2.
- товар N 3 - "Лимоны свежие ботаническое название "CITRUS LIМОN", выращенный в КНР урожай 2016 г., для оптовой реализации. Упакованы в картонные коробки из фибрового картона, маркировка, "Лимон", коробка со съемной крышкой скреплена металлическими скобами плоды уложены навалом, каждый плод упакован в п/э пакетик, ср. вес 1 коробки БР/НЕТ-500-15,90/14,60 кг. Изготовитель: ООО "Торговая экспортно-импортная фруктовая компания Тунсин. Мест: 500. Таможенная стоимость: 509 384.47 руб. Вес Нетто: 7300 кг (91.82% брутто). Вес Брутто: 7950 кг. Код товара ТН ВЭД ЕАЭС 0805 50 100 0.
Лицом ответственным за финансовое урегулирование, декларантом и получателем товара, согласно графы 8, 9, 14 ДТ является ООО "Транзитимпорт".
Согласно сведениям, заявленным в гр. 54, ДТ оформлена и представлена в таможенный орган директором общества Петуховой Севдой Тарлановной, действующей на основании решения учредителя N 01 от 06.04.2015.
В целях подтверждения соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений по товарам N N 1-3, задекларированным по ДТ N 10612062/270416/0001869, ООО "Транзитимпорт" при таможенном декларировании представлены декларации о соответствии от 30.11.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04238 (чеснок), от 30.11.2015 N ТС N RU Д-CN.AЮ69.B.04245 (яблоки), от 22.12.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04402 (лимоны). Данная информация отражена в графе 44 ДТ N 10612062/270416/0001869.
В соответствии с вышеперечисленными декларациями о соответствии, продукция, декларируемая обществом, соответствует требованиям Технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Однако по результатам применения формы таможенного контроля в виде таможенного досмотра товаров, заявленных в ДТ N 10612062/270416/0001869, составлен акт таможенного досмотра N 10612060/280416/000249, согласно которому установлено, что к таможенному контролю представлена партия товара, состоящая из:
Товар N 1 "Чеснок свежий" - всего 200 грузовых мест. Чеснок упакован в картонные коробки бело-синего цвета, перетянутые полимерными упаковочными лентами белого цвета. В верхней части коробок имеются изображения пар головок чеснока. На боковых сторонах коробок имеются изображение пар головок чеснока, а также надписи: "ХУАЮАНЬ ЧЕСНОК" и иероглифы. На торцевых сторонах коробок также имеются изображения пары головок чеснока, надписи: "ХУАЮАНЬ ЧЕСНОК", "CAT.l N.W.:10KG", "+8613394811333 +8613314812244". На каждой коробке приклеен бумажный ярлык с надписями: "ЕАС", "Изготовитель, Отправитель: торговая компания с ООО Баоцзиская Фруктовая компания "Тун Син", "Адрес: КНР, г. КНР, пров. Чжецзян. Г. пров. Шаньси. Г. Баоцзи, уезд фуфэнь, пос. Тянду. дер Юньпин", "Импортёр, Получатель: ООО "Транзитимпорт" Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 135, офис 305", "Условия хранения 0-4 гр. с", "Наименование товаров: чеснок", "Вес брутто: 10 кг Вес Нетто 9.5 кг".
Целостность грузовых мест не нарушена, видимых повреждений упаковки и товара не имеется. При выборочном вскрытии трех грузовых мест установлено, что внутри коробок находится сетки фиолетового цвета. Внутри сеток находятся головки свежего чеснока навалом бело-серого цвета, без видимых признаков порчи.
Товар N 2 "Яблоки свежие" - 1031 грузовых места, без видимых повреждений упаковки товара, двух видов упаковки:
1) 150 грузовых мест. Яблоки упакованы в картонные коробки песочного цвета. Сверху коробки имеются надписи в виде иероглифов красного и зелёного цвета, сбоку коробки имеется иероглифы и изображение яблока красного цвета с иероглифом посредине, так же имеется надписи "15KG-60", "RED FUJI APPLE" и стилизованное изображение и пять звезды с плодом яблока красного цвета. На боковой стенке коробки имеется изображение плода яблока красного цвета, надписи "ЯБЛОКИ". В углу коробке имеется наклейка с цифрами "85" и иероглифами. На каждой коробке приклеен бумажный ярлык с надписями: "ЕАС", "Изготовитель, Отправитель: торговая компания с ООО Баоцзиская Фруктовая компания "Тун Син", "Адрес: КНР, г. КНР, пров. Чжецзян. Г. пров. Шаньси. Г. Баоцзи, уезд фуфэнь, пос. Тянду. дер Юньпин", "Импортёр, Получатель: ООО "Транзитимпорт" Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 135, офис 305", "Условия хранения 0-4 гр. с", "Наименование товаров: яблоко", "Вес брутто: 10 кг Вес Нетто 9 кг".
При выборочном вскрытии трех грузовых мест установлено, что в коробках находится прозрачный полиэтиленовый пакет, внутри которого находятся яблоки свежие красно-желтого цвета без признаков порчи. Яблоки уложены в четыре ряда. Между яблоками и рядами имеется картонная прокладка. Каждый плод дополнительно упакован в полипропиленовую сеточку белого цвета.
2) 831 грузовое место. Яблоки упакованы в картонные коробки песочного цвета. Сверху коробки имеются надпись "ЯБЛОКО", сбоку коробки имеется изображение двух яблок красного цвета и надписи "ЯБЛОКО". На каждой коробке приклеен бумажный ярлык с надписями: "ЕАС", "Изготовитель, Отправитель: торговая компания с ООО Баоцзиская Фруктовая компания "Тун Син", "Адрес: КНР, г. КНР, пров. Чжецзян. Г. пров. Шаньси. Г. Баоцзи, уезд фуфэнь, пос. Тянду. дер Юньпин", "Импортёр, Получатель: ООО "Транзитимпорт" Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 135, офис 305", "Условия хранения 0-4 гр. с", "Наименование товаров: яблоко", "Вес брутто: 10 кг Вес Нетто 9 кг".
При выборочном вскрытии трех грузовых мест установлено, что в коробках находится прозрачный полиэтиленовый пакет, внутри которого находятся яблоки свежие красно-желтого цвета без признаков порчи. Яблоки уложены в три ряда. Между яблоками и рядами имеется картонная прокладка. Каждый плод дополнительно упакован в полипропиленовую сеточку белого цвета.
Товар N 3 "Лимоны свежие" - 500 грузовых мест, упакованы в картонные коробки черного цвета со съёмной картонной крышкой. На крышке имеются надписи в виде "LV RUI LEMONS", изображение двух плодов лимона. На боковой стороне имеется надпись "LV RUI", таблица с надписями "CLASSCORY 1 VARITY Eureka" и наклейка " 5/75 Р-WF". Повреждения упаковки не обнаружено, видимых повреждений упаковки и товара не имеется. На каждой коробке приклеен бумажный ярлык с надписями: "ЕАС", "Изготовитель, Отправитель: торговая компания с ООО Баоцзиская Фруктовая компания "Тун Син", "Адрес: КНР, г. КНР, пров. Чжецзян. Г. пров. Шаньси. Г. Баоцзи, уезд фуфэнь, пос. Тянду. дер Юньпин", "Импортёр, Получатель: ООО "Транзитимпорт" Адрес: Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова 135, офис 305", "Условия хранения 0-4 гр. с", "Наименование товаров: лимон", "Вес брутто: Вес Нетто".
При выборочном вскрытии двух грузовых мест установлено, что внутри находятся лимоны желтого цвета, овальной формы без листочков и видимых признаков порчи, уложенные навалом. Каждый лимон обёрнут упаковочной бумагой черного или белого цвета. На упаковочной бумаге или на самом лимоне имеется синяя наклейка с надписью "Sundays".
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой 28.04.2016 года.
Таким образом, по результатам проведения камеральной таможенной проверки установлено, что маркировка ввезенных товаров не соответствует требованиям TP ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки" (TP ТС 022/2011), а именно: отсутствует информация о дате изготовления пищевой продукции, сроке годности пищевой продукции, о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генномодифицированных организмов.
В связи с чем таможенный орган пришел к выводу о том, что представленные при декларировании товаров по ДТ N 10612062/270416/0001869 декларации о соответствии от 30.11.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04238 (чеснок), от 30.11.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04245 (яблоки), от 22.12.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04402 (лимоны) не относятся к ввезенным товарам и являются недействительными документами.
20.04.2018 по результатам проверки Читинской таможней в отношении ООО "Транзитимпорт" в отсутствие лица привлекаемого к ответственности, надлежащим образом уведомленного (т.2 л.д.106), составлен протокол об административном правонарушении N 10612000-913/2018 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т.2 л.д.1-12).
27.04.2018 в отношении ООО "Транзитимпорт" было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10612000-913/2018 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения (т.2 л.д.118-125). Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, при надлежащем уведомлении (т.2 л.д.113).
Ссылаясь на незаконность указанного постановления и нарушение прав и законных интересов заявителя данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1).
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4).
В соответствии с пунктом 3.4 Перечня должностных лиц, таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФТС Российской Федерации от 02.12.2014 N 2344, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.2 КоАП РФ вправе составлять старший государственный таможенный инспектор.
В силу части 1 статьи 23.8 КоАП РФ таможенный орган рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 16.2 Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники таможен, их заместители (пункт 3 части 2 статьи 23.8 КоАП РФ).
Таким образом, протокол составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрено, что заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Таможенный кодекс Таможенного союза определяет, что таможенное декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Административная ответственность за недостоверное декларирование применяется в случае, если заявленные при декларировании недостоверные сведения о товарах и (или) транспортных средствах или представленные недействительные документы могли послужить основанием для неприменения установленных законодательством запретов и (или) ограничений.
Статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено названным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза пункт 8 части 1 статьи 4 ТК ТС.
Согласно части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В силу пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом, и (или) иными международными: договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения: товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Статьей 2 и пунктом 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным: в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной: власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) статья 2 Закона N 184-ФЗ.
Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации часть 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 6, части 1 статьи 7 Закона N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливают минимально необходимые требования безопасности.
В соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском: экономическом союзе технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза.
Технический регламент 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, правила идентификации объектов технического регулирования, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента (часть 1 статьи 1).
В силу части 2 указанной статьи при применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.
Технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции устанавливают:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования.
Технические регламенты Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции могут содержать требования к маркировке и схемы подтверждения соответствия, не вступающие в противоречие с требованиями настоящего технического регламента.
В соответствии с частью 4.1 статьи 4 Технического регламента 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
- наименование пищевой продукции;
- количество пищевой продукции:
- дату изготовления пищевой продукции;
- срок годности пищевой продукции;
- условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;
- рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции;
- сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов.
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
При этом в пункте 2 части 4.1 статьи 4 Технического регламента 022/2011 установлены требования к маркировке пищевой продукции - нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
Частью 4.12 статьи 4 Технического регламента 022/2011 предусмотрено требование к способам доведения маркировки. Так, маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4 - 6 пункта 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено. Сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3, 7 - 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
В случае если площадь большей стороны потребительской упаковки пищевой продукции не превышает 10 квадратных сантиметров, сведения, предусмотренные пунктом 2 (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи) и подпунктами 3, 7 - 11 пункта 1 части 4.1 настоящей статьи, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую потребительскую упаковку, или в каждую транспортную упаковку, либо прилагаемый к каждой потребительской упаковке или к каждой транспортной упаковке.
Пункт 1 части 4.3 статьи 4 Технического регламента 022/2011 предусматривает, что наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
Часть 4.5. указанной статьи устанавливает общие требования к указанию в маркировке количества упакованной пищевой продукции, в числе которых - количество упакованной пищевой продукции указывается в маркировке этой продукции: в единицах объема (миллилитрах, сантилитрах или литрах), массы (граммах или килограммах) или счета (штуках).
Также должны соблюдаться общие требования к указанию в маркировке даты изготовления пищевой продукции и срока годности пищевой продукции части 4.6. и 4.7 статьи 4 Технического регламента 022/2011.
Кроме того, Технический регламент 022/2011 предусматривает общие требования к указанию в маркировке наименования и места нахождения изготовителя пищевой продукции, уполномоченного изготовителем лица, импортера (часть 4.8 статьи 4), общие требования к указанию в маркировке пищевой ценности пищевой продукции (часть 4.9 статьи 4), общие требования к указанию в маркировке информации об отличительных, признаках пищевой продукции (часть 4.10 статьи 4).
В силу статьи 3 Технического регламента 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Таким образом, судом верно установлено, что пищевая продукция должна соответствовать обязательным требованиям Технического регламента 021/2011 и 022/2011. В свою очередь пищевая продукция, соответствующая требованиям Технического регламента и прошедшая процедуру оценки соответствия Техническому регламенту, должна иметь маркировку, которая осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на упаковках спорного товара отсутствует информация о дате изготовления пищевой продукции, сроке годности пищевой продукции, о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов.
В результате анализа разрешительных документов и акта таможенного досмотра, установлено, что представленные при таможенном декларировании товаров декларации о соответствии не могут относиться к товарам, задекларированным по ДТ N 10612062/270416/0001869, в связи с несоответствием маркировки представленных к таможенному оформлению товаров требованиям, установленным TP ТС 021/2011 и TP ТС 022/2011, а также сведениям, указанным в декларациях о соответствии и документах, сопровождающих пищевую продукцию.
В ходе камеральной таможенной проверки от органа по сертификации ООО "Забайкальский центр сертификации" получены копии деклараций о соответствии от 30.11.2015 N TC N RU Д-СN.АЮ69.В.04238 (чеснок), от 30.11.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04245 (яблоки), от 22.12.2015 N ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04402 (лимоны).
Согласно информации органа по сертификации ООО "Забайкальский центр сертификации": "Маркировка продукции, размещенная на потребительской или транспортной упаковке, должна соответствовать требованиям регламента таможенного союза N TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки (статья 4), а также соответствовать информации, заявленной в декларации о соответствии. Недостающая (или неверная) информация на упаковке продукции, а также, если продукция не может быть идентифицирована соответствующей заявленному в декларации наименованию, а также наименованию на упаковке, свидетельствует о несоответствии продукции обязательным требованиям ЕАЭС в части ее маркировки".
Аналогичная позиция отражена в письме, направленном Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 14 апреля 2017 года N 02У-05/3285, согласно которой декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Соответственно продукция, находящаяся в обращении на территории Таможенного союза и в отношении которой принята декларация о соответствии должна соответствовать требованиям TP ТС 021/2011 и TP ТС 022/2011. Отсутствие информации, наносимой в соответствии с действующим законодательством, а именно: о месте нахождения (адрес), фирменном наименовании (наименование) изготовителя (продавца), месте нахождения организации; сведения об обязательном подтверждении соответствия товара, об основных потребительских свойствах; об энергетической эффективности товаров, дате изготовления и сроке годности, является нарушением требований вышеуказанных технических регламентов Таможенного союза и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Считаем, что принятие декларации о соответствии, представленной при декларировании товаров, невозможно в связи с выявленным несоответствием маркировки пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза".
Таким образом, представленные вышеуказанные декларации о соответствии в случае отсутствия на упаковке или в сопроводительной документации маркировки, соответствующей требованиям TP ТС 022/2011 (о дате изготовления, сроке годности пищевой продукции, сведениях о наличии в пищевой продукции компонентой, полученных с применением ГМО), не могли быть приняты в целях подтверждения установленных запретов и ограничений.
Материалами настоящего дела, подтверждается, что ООО "Транзитимпорт" не приняло всех зависящих от него мер к тому, чтобы при декларировании ввозимых товаров избежать представления недействительной декларации о соответствии, которая могла послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Имеющиеся в материалах дела товарно-сопроводительные документы (международная товарно-транспортная накладная, отгрузочная спецификация, инвойсы) также не содержат всей необходимой информации, предусмотренной TP ТС 022/2011 в части маркировки пищевой продукции.
С учетом изложенного, административный орган пришел к правильным и обоснованным выводам о том, что представленные при декларировании по ДТ N 10612062/270416/0001869 на товар N 1 "Чеснок свежий" декларация о соответствии от 30.11.2015 ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04238; на товар N 2 "Яблоки свежие" декларация о соответствии от 30.11.2015 ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04245; на товар N 3 "Лимоны свежие" декларация о соответствии от 22.12.2015 ТС N RU Д-СN.АЮ69.В.04402, не относятся к ввезенным товарам и являются недействительными документами, поскольку маркировка представленных к таможенному оформлению товаров не соответствует обязательным требованиям ТР ТС 022/2011, не сопоставима с информацией о товарах, действительность разрешительных документов по отношению к таким товарам декларантом не доказана.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Материалами дела, в том числе, ДТ N 10612062/270416/0001869 (т.2 л.д.39-42), актом таможенного досмотра N 10612062/280416/000249 (т.2 л.д.61-72), письмом Органа по сертификации продукции и услуг ООО "Забайкальский центр сертификации" N 02/ОС-6 от 21 февраля 2018 года (т.2 л.д.93), письмом Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю от 14 апреля 2017 года N 02У-05/3285 (т.2 л.д.100-101), протоколом об административном правонарушении N 10612000-913/2018 от 20 апреля 2018 года, подтверждается, что общество не приняло всех зависящих от него мер к тому, чтобы при декларировании ввозимого товара избежать представления недействительной декларации о соответствии, которая могла послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о наличии события вмененного ООО "Транзитимпорт" административного правонарушения и правильной его квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Из материалов дела следует, что ООО "Транзитимпорт", имея реальную возможность и достаточный срок для проверки сведений в отношении декларации о соответствии, ее относимости к ввозимым товарам и действительности на момент таможенного декларирования, тем не менее, не проверило ее действительность и относимость к ввозимому товару до представления таможенному органу.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения таможенным органом установлена и отражена в оспариваемом постановлении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений судом не установлено. Права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Наказание назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции инкриминируемой статьи в минимальном размере и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, не имеется.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
На исключительность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года N 14495/11.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае выражается в пренебрежительном отношении декларанта (ООО "Транзитимпорт") к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Суд не усматривает каких-либо исключительных оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Суд первой инстанции также верно установил, что назначение обществу административного наказания ниже низшего предела не будет отвечать указанным выше целям.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта о неправильном применении положений статьи 4.1.1. КоАП РФ, предусматривающих замену административного наказания в виде штрафа предупреждением.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, 1 августа 2016 года ООО "Транзитимпорт" внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "малое предприятие", что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и средства предпринимательства от 27 апреля 2018 года N ЮЭ9965-18-3436606 (т.2 л.д.115-116).
Однако суд соглашается с позицией административного органа о том, что нарушение требований регламента TP ТС 022/2011 создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, что исключает замену административного штрафа предупреждением.
Довод общества о том, что суд вынес оспариваемое решение фактически в отношении иного юридического лица, что следует из резолютивной части решения, отклоняется судом апелляционной инстанции, в связи с тем что, определением суда от 26.07.2018 исправлена описка, допущенная в резолютивной части решения суда, изготовленного в полном объеме от 16.07.2018 года.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования апеллянта удовлетворению не подлежат.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской 8 Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 июля 2018 года по делу N А78-7764/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7764/2018
Истец: ООО "Транзитимпорт"
Ответчик: Читинская таможня