город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2018 г. |
дело N А32-27189/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Н.П. Струкачевой,
при участии:
от ООО "Газэнергосеть розница": представитель Кузьменко Е.Е. по доверенности от 16.08.2018, паспорт;
от Администрации муниципального образования Темрюкский район: представитель Денисова И.Л. по доверенности от 28.05.2018, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Темрюкский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.05.2018 по делу N А32-27189/2017, принятое судьей Данько М.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница"
к Администрации муниципального образования Темрюкский район
при участии третьих лиц: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства", Департамента имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения флагштока; об обязании выдать разрешение на использование земельного участка для размещения флагштока,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - заявитель, ООО "Газэнергосеть розница", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Администрации муниципального образован Темрюкский район N В-140/04-3621/17-24 от 05.04.2017 об отказе в выдаче ООО "ГЭС розница" разрешения на использование земельного участка для размещения флагштока с адресными ориентирами: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Красный Октябрь, площадью 5 кв. м на расстоянии 7,5 м от границы АЗС (земельного участка с кадастровым N23:30:1304007:1) и на расстояний 15-м от края дорожного полотна;
об обязани Администрации муниципального образования Темрюкский район в течение 10 (десяти) календарных дней с момента вступления решения суда о признании незаконным решения МУЗ-140/04-3621/17-24 от 05,04.2017 в законную силу, выдать разрешение на использование ООО "ГЭС розница" земельного участка с адресными ориентирами: Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Красный Октябрь площадью 5 кв. м на расстоянии 7.5 м от границы АЗС (земельного участка с кадастровым N 23:30:1304007:1) и на расстоянии 15 м от края дорожного полотна для размещения флагштока сроком на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Темрюкского района обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Администрация полагает, что размещаемая на флагштоке информация подпадает под признаки рекламы. Порядок ее размещения установлен статьей 19 Закона о рекламе по результатам торгов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Газэнергосеть розница" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Темрюкский район поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель ООО "Газэнергосеть розница" возражал на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ГЭС розница" на праве собственности принадлежат автозаправочная станция площадью 76,9 кв. м с кадастровым номером 23:30:1304007:756, расположенная по адресу: Россия, Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь (свидетельство о государственной регистрации права от 03.11.2015 N АА 408299).
По смыслу ст. 13 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов.
На земле кадастрового квартала 23:30:1304007 расположен принадлежащий ООО "ГЭС розница" флагшток, который размещен на расстоянии 7,5 м от земельного участка с кадастровым номером 23:30:1304007:1, на котором находится АЗС, и на расстоянии 15 м от края дорожного полотна.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 N 1300, к видам объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся предупреждающие и иные знаки, включая флагштоки.
Руководствуясь постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627 (ред. от 12.09.2016) "Об установлении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края", ООО "ГЭС розница" обратилось в администрацию муниципального образования Темрюкский район с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 5 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, на расстоянии 7,5 м от границы АЗС (земельного участка с кадастровым N 23:30:1304007:1) и на расстоянии 15 м от края дорожного полотна с координатами, указанными на прилагаемой схеме границ для размещения флагштока сроком на 49 (сорок девять) лет.
Письмом от 05.04.2017 N В-140/04-3621/17-24 администрация в согласовании размещения флагштока без предоставления земельного участка и установления сервитута отказала.
Решение мотивировано тем, что в полномочия управления архитектуры и градостроительства муниципального образования Темрюкский район не входит согласование вывесок и указателей (флагштоков), не содержащих информации рекламного характера.
Не согласившись с решение администрации муниципального образован Темрюкский район N В-140/04-3621/17-24 от 05.04.2017, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативные правовые акты, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные правомочия, могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края, утвержденного постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627, уполномоченным органом на принятие решения о заключении (отказа в заключении) договора на размещение объекта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена являются органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (далее - ФЗ-137) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 4 ст. 3.3 ФЗ-137 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах Курчанского сельского поселения Темрюкского района.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Устава муниципального образования Темрюкский район, администрация осуществляет полномочия в сфере регулирования земельных отношений и недропользования, в том числе, управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, администрация муниципального образования Темрюкский район является уполномоченным органом местного самоуправления по выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения флагштока в границах кадастрового квартала 23:30:1304007.
Администрацией 09.03.2017 принято постановление N 323 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования Темрюкский район муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута".
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении договора на размещение объекта (флагштока) приведен в пункте 16 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Краснодарского края, утв. постановлением главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.07.2015 N 627.
Оспариваемый отказ основания, указанные в этом пункте, не содержит.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что на флагштоке предполагается размещение информации рекламной продукции, по следующим основаниям.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (часть 2 статьи 19 Закона о рекламе).
В подпунктах 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе определено, что данный Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В статьях 9 и 10 Закона N 2300-1 установлена обязанность продавца доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, необходимую и достоверную информацию о товарах, в том числе цен на них.
Работа на автозаправочной станции организуется в соответствии с Правилами N 229.
Согласно пункту 3.3 данных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации.
Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется на русском языке. По усмотрению руководства АЗС информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения.
Пунктами 1.2 и 1.3 Правил N 229 предусмотрено, что положения и требования настоящего РД распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые АЗС, которые осуществляют обеспечение нефтепродуктами владельцев транспортных средств, водителей специального автотранспорта и автотранспорта специального назначения, а также для удовлетворения собственных нужд организаций и индивидуальных предпринимателей. Требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.
Пунктом 13 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах АЗС отнесены к объектам дорожного сервиса.
Постановлением N 860 утверждены, в том числе "Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог", согласно которым на АЗС возложено обеспечение предоставления возможности осуществления заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами, освещения всей территории объекта в темное время суток, а также обеспечение предоставления возможности воспользоваться следующими объектами: торговый павильон для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежностей; площадка для остановки транспортных средств; туалеты; мусоросборники; средства связи.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9 и 10 Закона N 2300-1.
Размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре) не следует рассматривать в качестве рекламы, поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что конструкция флагшток, размещенная при въезде на территорию АЗС, не содержит сведений рекламного характера и не подпадает под понятие рекламы, определенное в статье 3 Закона о рекламе, так как сведения, размещенные на указанной конструкции, доводят до потребителя информацию о наименовании организации, которая по форме и содержанию является для юридического лица обязательной на основании требований закона. Информация такого характера с учетом специфики деятельности заявителя, являющегося дочерней структурой ПАО "Газпром" соответствует требованиям пунктов 2 и 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе и состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении АЗС, наименовании лица, в структуру которой на входит.
Флагшток не может рассматриваться как наружная реклама, в связи с чем, получение разрешения на ее установку и эксплуатацию как рекламной конструкции действующим законодательством не предусмотрено.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2018 по делу N А32-27189/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.