Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф03-5294/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А24-1982/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Надежное управление"
апелляционное производство N 05АП-5873/2018
на решение от 25.06.2018
судьи Д.В. Курмачева
по делу N А24-1982/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания Северо-Востока" (ИНН 4101178407, ОГРН 1174101010270)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766)
о признании недействительным решения от 03.04.2018 N 364/2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Восток-1" (ИНН 4101142425, ОГРН 1114101000155), федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району" (ИНН 4101169459, ОГРН 1154101001757);
при участии:
от ООО "Надежное управление": Старикович П.Д., по доверенности от 09.08.2018 сроком действия на 1 год, паспорт;
от ООО Управляющая компания "Восток-1": Магкаева И.Р., по доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018, паспорт.
ГЖИ Камчатского края, ФГКУ "ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району" - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания Северо-Востока" (далее - заявитель, ООО "ЕГУК СВ") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - Госжилинспекция Камчатского края, орган государственного жилищного надзора) о признании недействительным решения от 03.04.2018 N 364/2018 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Камчатского края многоквартирных домов по адресам: г. Петропавловск - Камчатский, ул. Ларина, д. 6, корпус 1; ул. Ларина, д. 6, корпус 4; ул. Ларина, д. 6, корпус 5; ул. Ларина, д. 6, корпус 6; ул. Ларина, д. 6, корпус 7; ул. Ларина, д. 6, корпус 8; ул. Ларина, д. 8, корпус 1; ул. Ларина, д. 8, корпус 2; ул. Ларина, д. 8, корпус 3; ул. Ларина, д. 8, корпус 4; ул. Ларина, д. 8, корпус 5.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "ЕГУК СВ" обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней сводятся к тому, что поскольку конкурс на право заключения договора управления спорными многоквартирными домами признан несостоявшимся, то договор между ООО "ЕГУК СВ" и ФГКУ "ПУ ФСБ России по восточному арктическому району" заключен на законном основании.
В порядке части 1 статьи 124 АПК РФ представитель заявителя сообщил суду об изменении его наименования с ООО "Единая городская управляющая компания Северо-Востока" на ООО "Надежное управление", в связи с чем апелляционным судом в порядке части 4 статьи 124 АПК РФ уточнено наименование заявителя по делу - ООО "Надежное управление".
В судебном заседании представитель ООО "Надежное управление" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО Управляющая компания "Восток-1" на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
ГЖИ Камчатского края, ФГКУ "ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
От ГЖИ Камчатского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что 05.07.2017 между ФГКУ "ПУ ФСБ России по восточному арктическому району" и ООО Управляющая компания "Восток-1" заключен государственный контракт N 202/У на оказание услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, д. 6, корпус 4-8, ул. Ларина д.8, корпус 1-5. В силу п. 1.3 контракт действует с 01.06.2017 г. и до момента заключения контракта по результатам открытого конкурса. В силу п. 1.4 Период оказания услуг: с 1 июня по 31 октября 2017 г.
27.07.2017 Администрацией города Петропавловска-Камчатского был объявлен конкурс по отбору управляющей организации для вышеуказанных домов по ул. Ларина в г. Петропавловске-Камчатском. Претенденты не были допущены к участию в конкурсе в связи с несоответствием требованиям и 30.08.2017 конкурс признан несостоявшимся, что подтверждается извещениями, размещенными на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов.
29.01.2018 между ФГКУ "ПУ ФСБ России по восточному арктическому району" и ООО "ЕГУК СВ" заключен государственный контракт на оказание услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, П. Капла Маркса, 8, ул. Ларина, д. 6, корпус 1-8, ул. Ларина д.8, корпус 1-5. В силу п. 1.3 контракт действует с 01.01.2018 г. и до момента заключения контракта по результатам открытого конкурса. В силу п. 1.4 Период оказания услуг: с 1 января по 31 мая 2018 г.
31.01.2018 в 10 часов 00 минут в офисе управляющей компании по адресу Дальневосточная, 34, одновременно по всем домам, указанным в оспариваемом отказе, проведено общее собрание в форме очного голосования, на котором единственный присутствующий представитель собственника помещений - ФГКУ "ПУ ФСБ России по восточному арктическому району" выбрал в качестве управляющей компании ООО "ЕГУК СВ".
05.02.2018 в адрес Госжилинспекции Камчатского края поступило заявление от ООО "ЕГУК СВ" о внесении изменений в реестр лицензий Камчатского края, и включении в реестр многоквартирных домов, находящихся под управлением заявителя, многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, д. 6, корпуса 1, 4-8, ул. Ларина, д. 8, корпуса 1-5.
По результатам рассмотрения данного заявления Госжилинспекцией Камчатского края 16.02.2018 принято решение N 294/2018 о приостановке рассмотрения заявления на срок не более 30 рабочих дней.
Решением Госжилинспекции Камчатского края от 03.04.2018 N 364/2018 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий Камчатского края, поскольку орган государственного жилищного надзора пришел к выводу о том, что заключение договоров управления многоквартирными домами ФГКУ "ПУ ФСБ России по восточному арктическому району" на основании протоколов общих собраний жильцов противоречит действующему жилищному законодательству.
Не согласившись решением от 03.04.2018 N 364/2018, ООО "ЕГУК СВ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
По правилам статьи 192 ЖК РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Из части 3 названной статьи следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В развитие указанной нормы права Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Как предусмотрено пунктом 2 указанного Порядка внесения изменения в реестр лицензий, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате.
Согласно пункту 3 названного Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата;
е) опись представляемых документов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 9 данного Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом и если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 75 от 06.02.2006 (далее - Правила N 75).
В силу абзаца 1 пункта 39 Правил N 75 в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что доля помещений, находящихся в частной собственности, в спорных домах составляет менее 50 % от общего числа собственников. Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, частные собственники лишены возможности принять решение о выборе управляющей компании самостоятельно, без участия публичных образований.
Согласно пункту 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 указанного Кодекса.
Системный анализ вышеуказанных норм жилищного законодательства, по мнению апелляционной коллегии, свидетельствует о том, что в случае, когда собственники квартир и иных помещений в доме не обладают квалифицирующим большинством, выбор способа управления многоквартирным домом производится с участием публичного собственника и реализуется путем заключения договора управления данным домом именно с той управляющей организацией, которая выбрана по результатам открытого конкурса. Любое иное участие публичного образования в управлении многоквартирным домом, например, участие в общем собрании собственников, тождественно самостоятельному принятию решения. При этом публичное образование фактически реализует принадлежащие ему права в целях поддержки конкретного хозяйствующего субъекта (предоставления преимущества).
При таком толковании норм права апелляционная коллегия полагает правомерным исходить из того, что управление многоквартирным домом, в котором более чем 50% помещений находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется также только путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
Непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации в таком случае может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами (предоставлению преференции), и, тем самым, к нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, договоры управления многоквартирными домами, в которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов (в том числе 100 процентов), могут быть заключены только по результатам открытого конкурса.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном коллегией отклоняются как безосновательные.
В рассматриваемом случае, поскольку государственный контракт на оказание услуг по управлению спорными многоквартирными домами заключен без проведения обязательного проведения открытого конкурса, ГЖИ Камчатского края правомерно отказала заявителю во внесении изменений в реестр лицензий Камчатского края.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение государственной жилищной инспекции Камчатского края не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО "Единая городская управляющая компания Северо-Востока" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.06.2018 по делу N А24-1982/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Единая городская управляющая компания Северо-Востока" из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 482 от 05.07.2018.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1982/2018
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф03-5294/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Единая городская управляющая компания Северо-Востока"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Камчатского края
Третье лицо: ФГУП "Пограничное управление ФСБ РФ по восточно-арктическому району", ООО УК "Восток-1"
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5294/18
06.12.2018 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1982/18
24.08.2018 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-5873/18
25.06.2018 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-1982/18