г. Москва |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А40-6285/18 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда О.Г. Головкина, без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу ООО "МОСРЕГИОНТРАНС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 апреля 2018 г., принятое судьей Лакоба Ю.Ю., по делу N А40-6285/18, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ООО "МОСРЕГИОНТРАНС" к ОАО "РЖД" о взыскании пеней за просрочку доставки порожних вагонов в размере 136 748 руб. 27 коп.
,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МОСРЕГИОНТРАНС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" пеней за просрочку доставки порожних вагонов в размере 136 748 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2018 г. исковые требования признаны обоснованными, однако удовлетворены частично, с учетом применения судом первой инстанции положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Открытым акционерным обществом "РЖД" с просрочкой доставлены порожние вагоны.
В соответствии с положениями ФЗ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) истцом заявлены требования о взыскании пеней за просрочку доставки вагонов.
Доказательства соблюдения претензионного порядка представлены в материалы дела, также в материалы дела представлены накладные, в которых в графе "Срок доставки истекает" была определена дата доставки.
Вагоны, указанные в имеющихся в материалах дела железнодорожных накладных N N ЭГ613313, ЭГ455752, ЭГ618412, ЭВ933706, ЭВ977588, ЭВ760130, ЭВ747913, ЭБ226288, ЭА982572, ЭВ293958, ЭВ364913, ЭВ010157, ЭБ812070, ЭБ604677, ЭБ493481, ЭБ391670, ЭБ759732 доставлены с нарушением сроков, предусмотренных Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 г. N 245.
В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей общего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 Устава.
В соответствии со ст. 793 Гражданского Кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Расчет срока доставки грузов истцом производится в соответствии со ст. 33 Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
На основании положений ст.ст. 97, 120 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации истец предъявил в адрес ответчика претензии о выплате пеней за просрочку доставки груза, которые были оставлены ответчиком без рассмотрения.
Согласно положениям ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Исковые требования заявлены истцом по следующим накладным ЭД936575, ЭД585884, ЭД431903, ЭД315352, ЭГ613313, ЭГ455752, ЭГ618412, ЭВ933706, ЭВ977588, ЭВ760130, ЭВ747913, ЭБ291372, ЭБ226288, ЭА982572, ЭЯ197295, ЭВ293958, ЭВ364913, ЭВ010157, ЭБ812070, ЭБ604677, ЭБ493481, ЭБ287758, ЭБ391670, ЭБ759732, как усматривается из расчета истца истцом в расчет просрочки также включается день истечения срока доставки, что является неправомерным, поскольку в случае доставки груза непосредственно в день указанный в накладной в качестве дня истечения срока доставки просрочка будет отсутствовать.
В настоящем деле истцом неправомерно рассчитана неустойка по накладным именно ввиду включения в расчет просрочки дней, в которые истекал срок доставки.
Суд соглашается с указанием истца на неправомерность исключения из расчета неустойки по накладным N N ЭГ455752, ЭВ010157, поскольку нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления, исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Срок доставки груза исчисляется сотрудником Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", который при расчете тарифа и сроков доставки осведомлен, каким маршрутом будет отправлен вагон, а также какой груз будет перевозиться.
Вместе с тем, от ответчика в суд первой инстанции поступило заявление о снижении неустойки в порядке ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанное заявление судом удовлетворено, неустойка снижена до 55 00 руб.
Исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании ст. 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение.
При этом в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения санкций с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что взыскание неустойки в размере 55 000 руб. даже с учетом накладных N N ЭГ455752, ЭВ010157 является правомерным, поскольку именно указанная сумма обеспечивает баланс интересов сторон, с учетом дней просрочки и отсутствием у истца убытков, связанных с просрочкой исполнения ответчиком обязательства по доставке вагонов.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2018 г. по делу N А40-6285/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.