г. Владивосток |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А51-29832/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 10 Главного управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю",
апелляционное производство N 05АП-3548/2018
на решение от 11.04.2018
судьи Калягина А.К.
по делу N А51-29832/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края (ИНН 2520007983, ОГРН 1022500860513)
к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (ИНН 2520000280, ОГРН 1022500858148)
о взыскании 27 500 рублей,
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края: не явились;
от ФКУ "Исправительная колония N 10 Главного управления ФСИН по Приморскому краю": Любимова Н.А., по доверенности от 09.01.2018 сроком действия на 1 год, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края (далее - управление, заявитель, фонд, страховщик, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" (далее - учреждение, страхователь, колония) о взыскании штрафа в размере 27 500 руб. за предоставление страхователем неполных (или) недостоверных данных.
Решением суда от 11 апреля 2018 года суд взыскал с ФКУ "Исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" 10 000 рублей финансовых санкций. В удовлетворении требований в остальной части отказал.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. В жалобе страхователь указывает на неверную квалификацию фондом правонарушения, в связи с чем считает, что отсутствуют основания для привлечения ФКУ ИК-10 к ответственности за вмененное правонарушение.
Заявитель жалобы просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Пенсионного фонда.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края в представленном отзыве также выражает свое несогласие с решением суда в части уменьшения размера штрафа, просит взыскать с учреждения штраф в полном объеме.
Определением суда от 06.06.2018 производство по апелляционной жалобе приостанавливалось. Определением от 25.07.2018 производство по апелляционной жалобе возобновлено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Страхователь 09.06.2016 по телекоммуникационным каналам связи представил заявителю сведения по форме СЗВ-М за май 2016 года по форме "исходная".
05.05.2017 (вх. N 2953) ответчиком было получено уведомление страховщика от 25.04.2017 N 05/3088 об устранении ошибок и (или) несоответствии между предоставленными страхователем сведениями и сведениями, имеющихся у Пенсионного фонда, согласно которому заявитель в связи с выявлением ошибок (несоответствий) уведомил о необходимости устранения в течение пяти рабочих дней выявленных ошибок, заключающихся в непредставлении заявителем сведений о 55 застрахованных лицах.
В этот же день 05.05.2017 страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил "дополняющую" форму СЗВ-М за май 2016 года.
При получении "дополняющей" формы сведений заявителем была проведена проверка представленных сведений, в ходе которой был установлен факт нарушения заявителем законодательства в отношении 55 застрахованных лиц, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 035S18170005310 от 06.05.2017.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края от 08.06.2017 N 035S19170006182 ответчик был привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27 - ФЗ в виде штрафа в размере 27 500 рублей из расчета 500 рублей за каждого застрахованного лица (55 чел.) за неполное и недостоверное представление форм СЗВ-М за май 2016 года.
04.07.2017 в адрес ответчика выставлено требование N 035S01170142657 об уплате финансовых санкций в срок до 24.07.2017.
Представленным реестром поступления платежей от страхователя за период с 02.05.2017 по 02.08.2017 подтверждается, что страхователь не погасил спорную задолженность, в связи с чем заявитель обратился с требованиями о взыскании данной задолженности по настоящему делу.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее 167 -ФЗ), и исходя из обстоятельств дела, колония в рассматриваемом периоде являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее 27-ФЗ) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016 и действующей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, влечет применение к такому страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Установив, что дополнительно представленные обществом по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года в отношении 55 застрахованных лиц не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, суд первой инстанции пришел к выводу, что данное правонарушение является непредставлением в установленный срок сведений в отношении части застрахованных лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал правомерным привлечение общества к ответственности в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ, однако, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, снизил размер примененных к обществу финансовых санкций до 10 000 рублей и взыскал с учреждения указанную сумму штрафных санкций.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Приказом Минздравсоцразвития России N 766н от 21.12.2016 утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), вступившая в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликована на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.02.2017) и действовавшая в момент обнаружения фондом вменяемого правонарушения.
В силу пункта 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно абз. 2 п.39 указанной инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Вывод суда о том, что дополнительное представление страхователем сведений на сотрудников, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений, в связи с чем положения абз. 2 п.39 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах к настоящему случаю не применимы, коллегия считает ошибочным.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчётный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчётный период.
Как следует из материалов дела, страхователь по телекоммуникационным каналам связи представил "дополняющую" форму СЗВ-М май 2016 со сведениями на 55 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме СЗВ-М за май 2016. Таким образом, учреждение представило уточненные данные к ранее представленным сведениям.
Данная позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, в котором суд посчитал, что представляя дополнительно сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, страхователь реализует свое право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Учитывая, что страхователь представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведений непосредственно в день получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции в силу п.39 инструкции не применяются.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
При подаче апелляционной жалобы Федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" не была уплачена государственная пошлина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Поскольку Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 10 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю" относится к государственным учреждениям, финансируемым за счет бюджетных средств, суд апелляционной инстанции, считает возможным освободить учреждение от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Поскольку заявитель жалобы освобожден судом от уплаты государственной пошлины и не понес соответствующих судебных расходов, то с пенсионного фонда соответственно не подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2018 по делу N А51-29832/2017 отменить.
В удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Михайловскому району Приморского края отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.