Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2018 г. N Ф03-5179/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
24 августа 2018 г. |
А73-2261/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Консультативно-диагностический центр министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея": Таранчук В.В. представитель по доверенности от 14.12.2017;
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Потылицын В.В. представитель по доверенности от 02.02.2018, Литовка П.И. представитель по доверенности от 09.01.2018, Михлик Е.А. представитель по доверенности от 04.06.2018;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Консультативно-диагностический центр министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея"
на решение от 07.06.2018 по делу N А73-2261/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Гавриш О.А.
по заявлению краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Консультативно-диагностический центр министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея"
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
о признании недействительным требования от 28.11.2017 N 33 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Консультативно - диагностический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" (ОГРН 1022700914610, ИНН 2702015153, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с учетом принятого судом уточнения о признании недействительным требование Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский ФОМС) от 28.11.2017 N 33 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2018 по делу N А73-2261/2018 в удовлетворении заявленных учреждением требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 07.06.2018 по делу N А73-2261/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Хабаровского ФОМС против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2018 по делу N А73-2261/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
По приказу директора Хабаровского ФОМС от 20.10.2017 N 194 проведена плановая комплексная проверка КГБУЗ "Вивея" по использованию учреждением средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в период с 01.01.2015 по 31.12.2016. Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 17.11.2017 N 96.
Так проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановления Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 N 503-пр "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" КГБУЗ "Вивея" в 2015 году осуществлены не предусмотренные тарифами на оплату медицинской помощи по программе ОМС за счет средств ОМС расходы обязательного страхования медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью этих работников на сумму 13 475 рублей.
В нарушение раздела 4 Приложения N 2 к постановлению Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 N 503-пр "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" Учреждением в 2015 году приобретались лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и стандарты медицинской помощи, без разрешения врачебной комиссии: Банеоцин порошок, Валерианы настойка, Календулы настойка, Корвалол капли, Левомеколь мазь, Энтеросгель на сумму 11 786 руб. 50 коп.
По результатам проверки комиссией предложено устранить выявленные нарушения и возвратить в бюджет Хабаровского ФОМС сумму нецелевого использования средств в размере 13 475 рублей и уплатить штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств 1 347 руб. 50 коп. Выдано требование N 33 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению.
Не согласившись с предъявленным требованием, КГБУЗ "Вивея" обратилось в арбитражный суд, который правомерно признал требование законным.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Статьёй 35 Закона N 326-ФЗ определено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Она определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии со статьёй 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется согласно статье 30 Закона N 326-ФЗ по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Законом.
Средства обязательного медицинского страхования согласно статьям 2, 6, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приравнены к средствам бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 N 503-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа).
В соответствии с приложением N 1 к Территориальной программе учреждение включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 2).
Территориальной программой установлено, что расходы за оказание медицинской помощи возмещаются по тарифам, устанавливаемым соглашением между уполномоченным органом исполнительной власти края, Хабаровским ФОМС, представителями страховых медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, созданных в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы ОМС в Хабаровском крае, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 23.03.2012 N 71-пр.
Доводы жалобы о детализации расходов, включаемых в тариф, в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - указания КОСГУ) и включении в себя, в том числе расходы на оплату прочих услуг и прочие расходы, и верном отнесении по этой позиции стоимости услуги по страхованию работников, отклоняются, поскольку пунктом 3.9 Соглашения о тарифах на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Хабаровского края, действовавшего в проверяемый период, не предусмотрено право медицинской организации оплачивать услуги по страхованию работников за счет средств ОМС. Причиной рассматриваемого спора является не сам факт страхования или право учреждения-страхователя, а несогласованное с ОМС использование средств ОМС на оплату договора страхования медицинских работников.
Расходование средств на цели, не предусмотренные указаниями КОСГУ и установленной законодательством структурой тарифа, является нецелевым.
На основании изложенного выше, апелляционный суд считает оспоренное требование законным, соответственно не нарушающим права учреждения. Расходы на оплату страхования работников КГБУЗ "Вивея" не входят в состав затрат, оплачиваемых по правилам ОМС.
Довод жалобы об аналогичной ситуации в 2012 -2014, в 2016 годах, но не признанной нарушением по результатам проверок ОМС, отклоняется, так как в данном деле рассматривается конкретное зафиксированное нарушение 2015 года. Вопрос о качестве проверок за иные периоды не является предметом иска по настоящему спору.
Доводы учреждения по обжалованию акта ХК ФОМС от 17.11.2017 отклоняются апелляционным судом, так как учреждением было подано заявление в Арбитражный суд Хабаровского края о признании недействительным ненормативного акта - требования от 28.11.2017 N 33. Судом рассмотрено дело по заявленному требованию.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.06.2018 по делу N А73-2261/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Консультативно-диагностический центр министерства здравоохранения Хабаровского края "Вивея" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 15.06.2018 N 844055 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.