город Воронеж |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А14-9041/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Осиповой М.Б.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 по делу N А14-9041/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Попова Л.В.), по заявлению акционерного общества фирма "Молоко" (ОГРН 1023601231785 ИНН 3627001190) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах о признании незаконным и отмене постановления от 20.04.2018 N 1800076-14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Молоко" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах (далее - Территориальный отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.04.2018 N 1800076-14 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах от 20.04.2018 N 1800076-14 о привлечении акционерного общества фирма "Молоко" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, административный орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Территориальный отдел указывает, что в объяснениях Общества имеются возражения только в отношении результатов лабораторных испытаний молока питьевого. Таким образом, Общество не возражало против нарушений санитарного законодательства по содержанию производственных помещений Общества.
Более того, на представленных в материалы дела фототаблицах производственных помещений Общества видны нарушения санитарного законодательства по содержанию производственных помещении, которые не допустимы на предприятиях молочной промышленности в соответствии со статьей 46 Технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
В представленном отзыве Общество возражает доводам жалобы по основаниям, отраженным в решении суда первой инстанции, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа.
Как следует из материалов дела, при проведении административным органом плановой выездной проверки в отношении МКДОУ "Павловский детский сад N 4" было установлено следующее:
05.03.2018 АО фирма "Молоко" по накладной от 05.03.2018 N 00038744 отпущено в МКДОУ "Павловский детский сад N 4" молоко питьевое пастеризованное м.д.ж. 2,5 % в количестве 60 потребительских упаковок по цене 34,82 рубля, дата изготовления 05.03.2018, изготовитель АО фирма "Молоко".
В тот же день пом. врача ГД и П филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" в Павловском, Богучарском, В. Мамонском районах Михайличенко М.А, в присутствии специалиста - эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Павловском, Богучарском, Верхнемамонском районах Гончаренко Е.Д., заведующей МКДОУ "Павловский детский сад N 4" Ашифиной А.В., были отобраны образцы (пробы) продукции: молоко питьевое пастеризованное м.д.ж. 2,5%, предприятие изготовитель - ОАО фирма "Молоко", 396650, Воронежская обл., г. Россошь, ул. Л. Толстого, д. 53, дата изготовления - 05.03.2018, величина партии - 65 л., объем образца (пробы) - 1 л., вид упаковки - заводская, о чем составлен протокол отбора образцов (проб) продукции от 05.03.2018 N 95. Отобранные образцы продукции направлены в АИЛ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" для лабораторных исследований.
При лабораторном исследовании в пробе молока, отобранного в МКДОУ Павловский детский сад N 4, в качественной реакции обнаружено присутствие сухого молока, что свидетельствует о фальсификации молока цельного, молока обезжиренного сухим молоком (протокол лабораторных испытаний от 13.03.2018 N 519).
Результаты исследования отражены в экспертном заключении от 26.03.2018 N 400.
ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Павловском, Богучарском, Верхнемамонском районах результаты лабораторных испытаний и экспертное заключение было направлено в адрес ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах (исх. N 13/00470-18-17 от 28.03.2018) для принятия к изготовителю мер согласно законодательству РФ.
ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах было вынесено определение от 30.03.2018 N 14-6 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО фирма "Молоко" по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ. Копия указанного определения, в соответствии с ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ вручена законному представителю общества 30.03.2018, о чем имеется соответствующая отметка.
19.04.2018 главным специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах Бирюковой О.В. был проведен осмотр принадлежащих АО фирма "Молоко" производственных помещений, о чем составлен протокол от 19.04.2018 N 6.
В ходе осмотра принадлежащих АО фирма "Молоко" производственных помещений были выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: не проведен ремонт цеха цельномолочной продукции, маслоцех, нарушена целостность покрытия потолков, стен; не проведен ремонт камеры для хранения готовой продукции в мягкой упаковке, нарушена целостность покрытия стен, продукция хранится вплотную к стенам.
Полагая, что АО фирма "Молоко" нарушены положения п. 6 раздела III, п. 69 раздела XII Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ст. 39 главы 6 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ч. 4.4 ст. 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", п. 46 раздела IX ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", п. 8 ст. 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", 19.04.2018 главным специалистом - экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах Бирюковой О.В. в присутствии представителя АО фирма "Молоко" в отношении общества составлен протокол N 001298 об административном правонарушении в соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Копия протокола от 19.04.2018 N 001298 была получена представителем общества Кириенко А.Ф., что подтверждается подписью Кириенко А.Ф. в самом протоколе.
20.04.2018 в присутствии представителя АО фирма "Молоко" А.Ф.Кириенко были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и в отношении АО фирма "Молоко" вынесено постановление N 1800076-14 о привлечении общества к ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
АО фирма "Молоко" не согласившись с постановлением от 20.04.2018 N 1800076-14, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Судом первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворены. Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления административного органа, основанием для привлечения АО фирма "Молоко" к административной ответственности послужили выводы административного органа о том, что обществом нарушены положения п. 6 раздела III, п. 69 раздела XII Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ст. 39 главы 6 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ч. 4.4 ст. 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", п. 46 раздела IX ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
С 13.07.2015 действует Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Закон N 29-ФЗ), который регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
В соответствии со ст. 22 Закона N 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий (ч. 1 ст. 22).
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов, технических документов.
Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота (ч. 2 ст. 22 Закона N 29-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 N 67 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013).
Данный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
Согласно п. 2 раздела 1 настоящий технический регламент распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая: а) сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье; б) молочную продукцию, в том числе: молочные продукты; молочные составные продукты; молокосодержащие продукты.
В соответствии с разделом II ТР ТС 033/2013 "молоко" - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
В соответствии с п. 6 раздела III ТР ТС 033/2013 идентификация молока и молочной продукции осуществляется по следующим правилам:
а) для целей отнесения молока и молочной продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, идентификация молока и молочной продукции осуществляется заявителем, органами государственного контроля (надзора), органами, осуществляющими таможенный контроль, органами по оценке (подтверждению) соответствия, а также другими заинтересованными лицами без проведения исследований (испытаний) по наименованию путем установления соответствия наименований молока и молочной продукции, указанных в составе маркировки или товаросопроводительной документации, с наименованиями молока и молочной продукции, установленными в разделе II настоящего технического регламента, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию;
б) в случае если молоко и молочную продукцию невозможно идентифицировать по наименованию, молоко и молочную продукцию идентифицируют визуальным методом путем сравнения внешнего вида молока и молочной продукции с признаками, изложенными в определении такой продукции в настоящем техническом регламенте, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию;
в) в целях установления соответствия молока и молочной продукции своему наименованию идентификация молока и молочной продукции осуществляется путем сравнения внешнего вида и органолептических показателей с признаками, установленными в приложении N 3 к настоящему техническому регламенту или определенными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента, установленными перечнями стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия настоящему техническому регламенту, или с признаками, определенными технической документацией, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция;
г) в случае если молоко и молочную продукцию невозможно идентифицировать по наименованию, визуальным методом или органолептическим методом, идентификацию проводят аналитическим методом путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей молока и молочной продукции признакам, установленным в настоящем техническом регламенте, определенной технической документации, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию.
При этом в силу п. 69 Раздела XII ТР ТС 033/2013 наименования молока и молочной продукции должны соответствовать понятиям, установленным в разделе II настоящего технического регламента.
Наименования молока и молочной продукции могут дополняться ассортиментными знаками или фирменным наименованием изготовителя. Порядок слов в наименованиях молока и продуктов переработки молока, формируемых на основе понятий, установленных в разделе II настоящего технического регламента, в маркировочном тексте не регламентируется, например: "цельное молоко", "молоко цельное", "масло сливочное", "сливочное масло".
При формировании наименования восстановленного молока требуется указание непосредственно в наименование основного сырья, используемого при изготовлении продукта, шрифтом одинакового размера, например: "восстановленное молоко из сухого молока", "восстановленное молоко из концентрированного молока" "восстановленное молоко из сухого и сгущенного молока".
При этом в соответствии со ст. 39 Главы 6 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 принят технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Указанный технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
Согласно ст. 2 ТР ТС 022/2011 маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
Согласно ст. 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать, в том числе, состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Из экспертного заключения от 26.03.2018 N 400 административным органом установлено, что в качественной реакции обнаружено присутствие сухого молока, что не соответствует требованиям п.п. г п. 6 раздела III, п. 69 раздела XII Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ст. 39 главы 6 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ч. 4.4 ст. 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (информация на этикетке) и свидетельствует о фальсификации молока цельного, молока обезжиренного сухим молоком.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 3 указанной нормы, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как усматривается из протокола лабораторных исследований от 13.03.2018, образцы проб были отобраны в 15 час. 15 мин. 05.03.2018, доставлены в лабораторный центр в 10 час. 15 мин. 06.03.2018.
С 01.01.2016 взамен ГОСТа 26809-86 приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 1977-ст введен в действие ГОСТ 26809.1-2014. Межгосударственный стандарт. Молоко и молочная продукция. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб к анализу. Часть 1. Молоко, молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты, которым установлены правила приемки, методы отбора и подготовки проб к анализу при контроле физико-химических показателей.
В соответствии с п. 4.12.2. ГОСТ 26809.1-2014 пробы, направляемые в лабораторию вне завода, базы, холодильника, снабжают этикеткой и актом отбора проб с указанием: - места отбора проб; - наименования предприятия-изготовителя; - наименования, сорта и даты изготовления продукта; - номера, объема партии; - температуры продукта в момент отбора пробы; - даты и часа отбора пробы; - должности и подписи лиц, проводивших отбор проб; - показателей, которые должны быть определены в продукте; - наименования сдатчика, наименования приемщика, номера и даты транспортного документа; - обозначения стандарта или технических условий на продукт.
Пробы пломбируют или опечатывают. Бутылки и банки перевязывают вокруг горловины крепкой ниткой или шпагатом, концы которых закидывают наверх пробки или крышки, и там пломбируют. Пробы в банках, коробках, фольге и т.д. упаковывают в пергамент или плотную бумагу, прошивают или перевязывают крепкой ниткой или шпагатом и пломбируют.
Допускается использование специальных контейнеров для отбора и доставки проб.
При этом в соответствии с п. 4.12.3. ГОСТ 26809.1-2014 пробы продуктов следует доставлять в лаборатории сразу после их отбора. До начала анализа пробы продуктов следует хранить при температуре от 2 °C до 8 °C, пробы мороженого - при температуре не выше минус 2 °C.
Анализ проб продуктов проводят сразу после доставки их в лабораторию, но не позднее чем через 24 ч после их отбора (для определения отдельных показателей - в соответствии с требованиями нормативной документации).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 80 ГОСТ 26809.1-2014 включен в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, пробы были отобраны 05.03.2018, однако исследование данных проб в лаборатории было проведено 13.05.2018, что следует из протокола лабораторных исследований N 519, то есть со значительным нарушение сроков, предусмотренных вышеуказанными ГОСТ 26809.1-2014.
При таких обстоятельствах, учитывая существенные нарушения требований ГОСТ 26809.1-2014, допущенные при исследовании проб спорной продукции, суд не может признать протокол лабораторных исследований от 13.03.2018 N 519 и экспертное заключение от 26.03.2018 N 400 допустимыми доказательствами, с достоверностью подтверждающими, что молоко питьевое пастеризованное м.д.ж. 2,5 % не соответствует требованиям ТР ТС 033/2013.
Кроме того обществу в вину вменяется нарушение требований п. 46 раздела IX ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", п. 8 ст. 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
В соответствии с п. 46 Раздела IX ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", организация производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства молока и молочной продукции, технологическое оборудование и инвентарь, используемые в процессе производства молока и молочной продукции, условия хранения и удаления отходов производства молока и молочной продукции, а также вода, используемая в процессе производства молока и молочной продукции, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры: содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции.
Нарушение вышеуказанных требований было выявлено административным органом в ходе осмотра, принадлежащих АО фирма "Молоко" производственных помещений, в результате которого было установлено: 1) не проведен ремонт цеха цельномолочной продукции, маслоцеха, нарушена целостность покрытия потолков и стен; 2) не проведен ремонт камеры для хранения готовой продукции в мягкой упаковке, нарушена целостность покрытия стен, продукция хранится вплотную к стенам.
Об осмотре принадлежащих АО фирма "Молоко" производственных помещений составлен протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19.04.2018 N 6.
Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Из пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, видеосъемка, как способ фиксации вещественных и иных доказательств при проверке АО фирма "Молоко" не проводилась, протокол осмотра помещений от 19.04.2018 был составлен в отсутствие понятых.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанные нарушения лишили акт осмотра производственных помещений, принадлежащих АО фирма "Молоко", доказательственной силы, а поэтому протокол осмотра подлежит исключению из числа доказательств, как недопустимое доказательство на основании части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Учитывая, что именно в рамках произведенного осмотра производственных помещений, без понятых и видеосъемки были выявлены нарушения п. 46 раздела IX ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", п. 8 ст. 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", данное доказательство также не может быть положено в основу вывода о доказанности события и состава вмененного правонарушения.
Таким образом, административным органом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества события и состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, а следовательно, в нарушение требований статей 65, 210 АПК РФ, не доказана законность оспариваемого постановления.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При установленных обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, о недоказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Следовательно, постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах от 20.04.2018 N 1800076-14 по делу об административном правонарушении обоснованно признано судом первой инстанции незаконным, подлежащим отмене.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционные жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежат.
По сути доводы жалобы повторяют позицию административного органа, изложенную в суде первой инстанции. Соответствующие доводы были надлежащим образом оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены по основаниям, указанным выше.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 по делу N А14-9041/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отдела без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку по смыслу статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.06.2018 по делу N А14-9041/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека по Воронежской области в Россошанском, Кантемировском, Ольховатском, Подгоренском районах - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.