г. Санкт-Петербург |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А26-2649/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): Новацкая Е.С. по доверенности от 24.04.2018
от ответчика (должника): Сальникова Е.С. по доверенности от 25.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14711/2018) ПАО "МРСК Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2018 по делу N А26-2649/2018 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
об оспаривании постановления от 13.03.2018 N 03-17/90-2017
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - заявитель, Общество ПАО "МРСК Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление, УФАС) о признании незаконным и отмене постановления от 13.03.2018 N 03-17/90-2017, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Решением от 10.05.2018 в удовлетворении заявления судом отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению апеллянта, спорное постановление вынесено по истечению срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не доказано наличие события вмененного нарушения, кроме того имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 декабря 2017 года в Управление поступило заявление Мыльниковой Анны Анатольевны с жалобой на действия ПАО "МРСК Северо-Запада", выразившиеся в неправомерном уклонении от выполнения обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 24 нюня 2016 года N 34-01256П/16 (далее - Договор).
Из предоставленных документов следует, что между ПАО "МРСК Северо-Запада" и Мыльниковой А.А. заключен договор, в соответствии с условиями которого Общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявительницы - щит учета для энергоснабжения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, д. Алекка, кад. N ЗУ 10:21:0082203:373.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Из пункта 15 Правил технологического присоединения следует, что договор технологического присоединения считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Так как датой подписания договора является 06 июля 2016 года (вх. ПАО "МРСК Северо-Запада" от 06 июля 2016 года), мероприятия по технологическому присоединению подлежали выполнению в срок до 06 января 2017 года.
В соответствии с условиями пункта 3 договора срок действия технических условий составляет 2 года, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств составляет 550 руб.
Техническими условиями от 21 июня 2016 года N 34-01256П/16-001 (далее также технические условия) предусмотрено, что сетевая организация осуществляет усиление существующей электрической сети; строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-1136 Л-1 до границы земельного участка. Номер опоры и длину линейного ответвления определить проектом.
Из пункта 3 технических условий следует, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявительницы составляет 15 кВт.
В пункте 8 технических условий указано, что точкой присоединения является опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-1136 Л-1 Алекка.
Письмом от 19 апреля 2017 года (вх. ПАО "МРСК Северо-Запада" от 19 апреля 2017 года) заявительница уведомила Общество о выполнении ею технических условий.
По результатам рассмотрения заявления определением УФАС от 29 декабря 2017 года в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
Письмом от 15 января 2018 года N МР2/3/119-07/190 ПАО "МРСК Северо-Запада" сообщило антимонопольному органу, что строительство линейного ответвления ВЛ-0,4 кВ, предусмотренного техническими условиями, осуществляется в рамках инвестиционного проекта: "Реконструкция ВЛ-0,4 кВ от ТП-1136 с устройством линейного ответвления в п. Аллека, Пряжинского района (технологическое присоединение Мыльниковой А. А. N 34-01256П/16 от 15 июня 2016 года, Васильева А А. N 34-01427П/16 от 18 июля 2016 года, Васильевой Н.К. N 34-01426П716 от 18.07.2016 г.)", реализация которого включена в инвестиционную программу филиала "Карелэнерго" на 3 квартал 2018 года.
Письмом от 19 апреля 2017 года (вх. ПАО "МРСК Северо-Запада" от 19 апреля 2017 года) заявительница уведомила Общество о выполнении технических условий, со своей стороны. Уведомление от 19 апреля 2017 года о выполнении технических условий подано заявительницей за пределами срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, но в пределах двухгодичного срока действия технических условий.
Сетевой организацией с пояснениями предоставлен акт осмотра (обследования) электроустановки от 02 мая 2017 года N 34-01256П/16-001, которым подтвержден факт выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению.
При этом, акт о выполнении технических условий должен быть составлен ПАО "МРСК Северо-Запада" и подписан заявительницей 02 мая 2017 года и выдан ей.
УФАС установило, что, с учетом подачи заявительницей уведомления об исполнении обязательств за пределами установленного договором срока, и отсутствием в Правилах технологического присоединения конкретного срока, по истечении которого с момента проведения осмотра выполнения заявителем технических условий сетевой организации надлежит осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности с составлением соответствующих документов, ПАО "МРСК Северо - Запада" надлежало совершить вышеуказанные действия не позднее 02 мая 2017 года.
Однако Общество после получения информации об исполнении заявительницей обязательств по договору не осуществило фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности и не составило документы о технологическом присоединении.
07 февраля 2018 года в присутствии представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении.
Определением от 08 февраля 2018 года дело об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 21 февраля 2018 года в 10 часов 45 минут.
Общество дополнительно письмом от 20.02.2018 N МР2/3/119-1394 (вх. от 20.02.2017 N 822) просило административный орган учесть наличие оснований для снижения размера административного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, связанных с установлением и оценкой фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
При рассмотрении дела в назначенную дату и время ПАО "МРСК Северо-Запада" ходатайствовало об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления документов, подтверждающих совершение мероприятий по технологическому присоединению объекта потерпевшей к электрическим сетям.
Определением от 22.02.2018 срок рассмотрения дела об административном правонарушении был продлен Управлением до 21.03.2018, дело назначено к рассмотрению на 13.03.2018 в 10 часов 30 минут.
Общество с сопроводительным письмом от 02.03.2018 N МР2/3/119-07/1740 (вх. от 06.03.2018 N 1112) представило копии следующих документов: акт от 21.02.2018 допуска прибора учета в эксплуатацию, акт от 21.02.2018 N 34-156П/16-001 об осуществлении технологического присоединения, акт от 21.02.2018 N 34-01256Ш16-001 о выполнении технических условий, а также доказательства направления сетевых документов в адрес потерпевшей.
Общество пояснило, что все мероприятия со стороны сетевой организации по договору с Мыльниковой А.А. завершены 21.02.2018. Также 21.02.2018 осуществлено фактическое технологическое присоединение энегопринимающих устройств потерпевшей, прибор учета опломбирован (под напряжением), допущен в эксплуатацию. Сетевые документы оформлены и направлены в адрес Мыльниковой А.А. 22.02.2018.
УФАС, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, приняло во внимание то обстоятельство, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление от 20 марта 2017 года по N 03-17/10-2017 - штраф 300 тыс. руб.; постановления от 28 марта 2017 года по делам N 03-17/14-2017 и 03-17/15-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 21 апреля 2017 года по делам N 03-17/19-2017 и 03-17/20-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 02 июня 2017 года по делам N 03-17/34-2017 и 03-17/35-2017 - штраф по 300 тыс. руб.; постановление от 10 июля 2017 года по делу N 03-17/44-2017 - штраф 600 тыс. руб.; постановления от 31 августа 2017 года по делам N 03-17/49-2017 и N 03-17/59-17 - штраф по 300 тыс. руб.; постановления от 06 сентября 2017 года по делам N 03-17/63-2017 и N 03-17/65-2017 - штраф по 650 тыс. руб.; постановление от 07 ноября 2017 да по делу N 03-17/74-2017 - штраф 300 тыс. руб.; постановление от 29 ноября 2017 года делу N 03-17/69-2017 - штраф 300 тыс. руб.; постановление от 08 декабря 2017 года по делу N 03-17/79-2017 - штраф 600 тыс. руб.), в связи с чем посчитало, что подлежит применению часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом положений пункта 3.2. части 3 статьи 4.2. КоАП РФ, Управление постановлением от 13.03.2018 по делу N 03-17/90-2017 привлекло Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21. КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Полагая, что данное постановление не соответствует закону, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил технологического присоединения указано, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Процедура технологического присоединения включает в себя выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, и завершается составлением акта об осуществлении технологического присоединения (пункт 7).
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. Исходя из требований указанной нормы, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц для заявителей, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей до 20 мая 2017 года) установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.
В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) -18(4) настоящих Правил не требуется.
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Пунктом 7 Правил технологического присоединения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года N 542, начало действия редакции - 20 мая 2017 года) установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1.
Таким образом, при исполнении процедуры технологического присоединения сторонам надлежит, в том числе выполнить мероприятия по технологическому присоединению (каждой стороне договора в соответствии с условиями договора и техническими условиями), сетевой организации осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что к установленному Правилами технологического присоединения, а также договором сроку (06 января 2017 года) сторонами не выполнены мероприятия, и, как следствие, не осуществлено технологическое присоединение объекта заявительницы к электрическим сетям ПАО "МРСК Северо - Запада".
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей до 20 мая 2017 года) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
Для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию указанных в настоящем подпункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра электроустановки по форме, утверждаемой органом федерального государственного энергетического надзора;
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года N 542, начало действия редакции 20 мая 2017 года) мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил.
Таким образом, при исполнении мероприятий по технологическому присоединению сторонами выполняются технические условия, а также осуществляется проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в установленном Правилами технологического присоединения порядке.
Согласно пункту 90 Правил технологического присоединения (в редакции, действовавшей до 20 мая 2017 года) срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанных со стороны сетевой организации акта осмотра (обследования) электроустановки и акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
В соответствии с указанной нормой в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2017 года N 542, начало действия редакции 20 мая 2017 года) срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний. Аналогичная обязанность сетевой организации закреплена в пункте 6.2 договора. В силу пункта 88 Правил технологического присоединения акт о выполнении технических условий составляется в отношении заявителей, в том числе указанных в пункте 14 настоящих Правил (физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно) и подписывается заявителем и сетевой организацией непосредственно в день проведения осмотра.
Письмом от 19.04.2017 (вх. ПАО "МРСК Северо-Запада" от 19.04.2017) Мыльникова А.А. уведомила Общество о выполнении ею технических условий. Уведомление от 19.04.2017 о выполнении технических условий подано заявительницей за пределами срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, но в пределах двухгодичного срока действия технических условий.
Сетевой организацией составлен акт осмотра (обследования) электроустановки от 02.05.2017 N 34-01256П/16-001, которым подтвержден факт выполнения заявительницей мероприятий по технологическому присоединению.
При этом, как верно указал суд, акт о выполнении технических условий Обществу следовало составить и подписать заявительницей 02.05.2017, а также выдать ей акт.
В силу названных норм Правил технологического присоединения, с учетом подачи заявительницей уведомления об исполнении обязательств за пределами установленного договором срока, и отсутствия в Правилах технологического присоединения конкретного срока, по истечении которого с момента проведения осмотра выполнения заявителем технических условий сетевой организации надлежит осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, - фактический прием (подачу) напряжения и мощности с составлением соответствующих документов ПАО "МРСК Северо - Запада" надлежало совершить не позднее 02.05.2017.
После получения информации об исполнении Мыльниковой А.А. обязательств по договору Общество не осуществило фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявительницы к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности и не составило документы о технологическом присоединении.
Согласно пункту 6.3 договора сетевая организация обязуется не позднее 15 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования, указанного в пункте 6.2 настоящего договора, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участи заявителя акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения.
Таким образом, предусмотренный договором срок на исполнение обязательств по фактическому подключению применяется в любом случае с соблюдением общего срока для исполнения обязательств по технологическому присоединению.
В силу норм Правил технологического присоединению Обществу надлежало составить и подписать акт о выполнении технических условий в день проведения осмотра - 02.05.2017; данный акт не составлен и не подписан Обществом и Мыльниковой А.А., что свидетельствует о неисполнении сетевой организацией обязанности по составлению указанного акта в день проведения осмотра.
В силу пункта 19 Правил технологического присоединения стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Общество к установленному Правилами технологического присоединения сроку не выполнило мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, а также не выдало акт о выполнении технических условий, не осуществило фактическое присоединение энегопринимающих устройств заявительницы, соответственно, не составило акт об осуществлении технологического присоединения.
С учетом установленных обстоятельств, факт нарушения Обществом Правил технологического присоединения административным органом подтвержден, что в свою очередь свидетельствует о наличии в действиях Общества события правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, при наличии вышеуказанной и не отрицаемой Обществом повторности правонарушения настоящему правонарушению дана надлежащая квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие объективных и не зависящих от воли сетевой организации обстоятельств, которые не позволили ПАО "МРСК Северо-Запада" в рамках договора N 34-01256П/16 к установленному Правилами технологического присоединения сроку выполнить мероприятия по технологическому присоединению, предусмотренные техническими условиями, а также выдать акт о выполнении технических условий, осуществить фактическое присоединение энегопринимающих устройств заявительницы, составить акт об осуществлении технологического присоединения.
Поскольку объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства не установлено, вина Общества доказана в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), состав вмененного правонарушения доказан.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, ввиду того, что вмененное административное правонарушение совершено Обществом 02.05.2017, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Довод заявителя о признании совершенного правонарушения малозначительным отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе совершения действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 4 пункта 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Общество является сетевой организацией и в силу части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в географических границах расположения принадлежащих ему электрических сетей.
Учитывая изложенное, а также то, что Общество не представило надлежащие доказательства исключительности обстоятельств, повлекших вменяемое ему правонарушение, апелляционная коллегия не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, оснований для переоценки выводов антимонопольного органа в части размера административного штрафа не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.05.2018 по делу N А26-2649/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.