г. Красноярск |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А33-22160/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" августа 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-инвестиционная компания "Аринком"): Шилкиной Е.В., представителя по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Архитектурно-инвестиционная компания "Аринком"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" июня 2018 года по делу N А33-22160/2017, принятое судьёй Шишкиной И.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Архитектурно-инвестиционная компания "Аринком" (ИНН 2466117576, ОГРН 1042402946915, г. Красноярск; далее - заявитель, общество, ООО АИК "Аринком") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск; далее - ответчик, департамент) с требованиями:
- признать незаконным отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для строительства объекта, связанного с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы, выраженный в письме N 17108-ги от 07.07.2017, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в порядке, предусмотренном статьями 31 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года), с учетом положений статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью архитектурно-строительная компания "Аринком" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700090:292 для строительства здания спортивно-тренировочной базы.
Дело рассмотрено при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации г. Красноярска, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Столбы".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "21" июня 2018 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ООО АИК "Аринком" ссылается на следующие обстоятельства:
- решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет;
- решение о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого заявителем объекта было принято до 01.03.2015, поэтому начатая в 2015 году процедура предоставления заявителю земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в соответствии с правилами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации;
- изменение территориальной зоны земельного участка противоречит положениям пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направлено на воспрепятствование заявителю в реализации его права на приобретение спорного участка в аренду на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, подлежат применению для правоотношений, складывающихся после вступления в законную силу указанных Правил; к спорным правоотношениям применение Правил землепользования и застройки (утв. Решением N В-122 от 07.07.2015) не допустимо.
Ответчик и третьи лица письменные мотивированные отзывы по доводам апелляционной жалобы в материалы дела не представили, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Представитель заявителя в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО АИК "Аринком" 09.02.2015 обратилось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул.Сибирская, площадью 16 146,27 кв.м, и предварительном согласовании места размещения спортивно-тренировочной базы с предоставлением земельного участка в аренду.
В материалах дела содержится информационное сообщение из газеты "Городские новости" от 13.02.2015 о выборе земельного участка для предстоящего строительства объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1), по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская.
На основании вышеуказанного заявления и решения градостроительной комиссии (протокол от 11.02.2015 N 4) составлен акт от 16.02.2015 о выборе земельного участка для проектирования и строительства объекта, связанного с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1), выбран земельный участок площадью 15307 кв.м, расположенный по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская. В акте выбора указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306, участок относится к территориальной зоне Р3 - рекреационные стационарные, в которых в основных видах разрешенного использования допускается размещение объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятий спортом.
13.02.2015 на кадастровом плане территории департаментом утверждена схема кадастрового плана территории земельного участка.
Распоряжением Администрации города Красноярска от 26.02.2015 N 1041-недв "О предварительном согласовании ООО АИК "Аринком" места размещения объекта" обществу предварительно согласовано место размещения объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1), на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 15 307 кв.м, в том числе, 30 кв.м - охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская. Утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка от 16.02.2015. В распоряжении решено передать в аренду ООО АИК "Аринком" земельный участок площадью 15 307 кв.м по адресу г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская, для проведения проектно-изыскательских работ.
Земельный участок площадью 15 307 кв.м поставлен на кадастровый учет 27.03.2015 с разрешенным использованием - место размещения объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1).
08.09.2015 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО АИК "Аринком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 1402, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:07 00 090:292, находящийся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская, для использования в целях проведения изыскательских работ под место размещения объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1) в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 15 307 кв.м, в том числе 30 кв.м - охранная зона инженерных сетей (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи (пункт 1.1). Срок аренды участка установлен с 26.02.2015 по 24.02.2016 (пункт 2.1).
Соглашением от 25.03.2016 N 1241 договор аренды земельного участка от 08.09.2015 N 1402 расторгнут, датой расторжения определено считать 25.02.2016.
25.03.2016 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО АИК "Аринком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 344, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:07 00 090:292, находящийся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская, для использования в целях проведения изыскательских работ под место размещения объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1) в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 15 307 кв.м, в том числе 30 кв.м - охранная зона инженерных сетей (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи (пункт 1.1). Срок аренды участка установлен с 25.02.2016 по 22.02.2017 (пункт 2.1).
Соглашением от 13.04.2017 N 2456 договор аренды земельного участка от 25.03.2016 N 2156 расторгнут, датой расторжения определено считать 23.02.2017.
13.04.2017 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (арендодатель) и ООО АИК "Аринком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 313, в соответствии с условиями которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:07 00 090:292, находящийся по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская, общей площадью 15 307 кв.м, в границах, указанных в выписке из ЕГРН об участке, которая прилагается к настоящему договору и является его неотъемлемой частью (приложение 1), для использования - в целях проведения изыскательских работ под место размещения объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1). Земельный участок передается по акту приема-передачи (пункт 1.1). Срок аренды участка установлен с 20.03.2017 по 18.03.2018 (пункт 2.1).
Распоряжением Администрации г. Красноярска N 652-арх от 17.08.2015 утвержден градостроительный план N RU24308000-13818 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700090:292, местоположение: Красноярский край, Свердловский район, ул. Сибирская, общей площадью 1,5307 га, информация о разрешенном использовании (пункт 2.1) - зона городских лесов (далее - ГЛ), зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с наложением охранной зоны ФГУ "Государственный природный заповедник "Столбы". Для зоны "ГЛ" предельные размеры земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе площадь, высота зданий количество этажей строений, максимальный процент застройки земельного участка не установлены.
В материалы дела представлены сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700090:292, расположенного по адресу: Красноярский край, Свердловский район, ул. Сибирская, согласно которым территориальная зона участка: зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1); зона городских лесов (ГЛ), в границах земельного участка находится зона с особыми условиями использования территорий (охранная зона заповедника "Столбы").
23.06.2017 исх. N Ар/22 ООО АИК "Аринком" обратилось в адрес департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, с кадастровым номером 24:50:0700090:292, общей площадью 15 307 кв.м, находящегося по адресу: Красноярский край, Свердловский район, ул. Сибирская, для строительства объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1) по распоряжению N 1041-недв от 26.02.2015 "О предварительном согласовании ООО АИК "Аринком" места размещения объекта" в соответствии с пунктом 5 статьи 53 Решения Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 года N В-122 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск" в последней редакции.
Письмом от 07.07.2017 N 17108-ги департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. В качестве оснований отказа указал следующее:
- в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700090:292 расположен в зоне городских лесов (ГЛ);
- в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Правил, зоны городских лесов (ГЛ) включают в себя участки территории города, занятые лесничествами, лесопарками, дендрологическими парками;
- в силу пункта 2 статьи 52 Правил, хозяйственная деятельность на территории зон городских лесов регулируется лесным законодательством Российской Федерации, а также законодательством об особо охраняемых природных территориях;
- размещение объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования - 5.1) в территориальной зоне ГЛ не предусмотрено;
- в соответствии с пунктом 20 Административного регламента, утвержденного распоряжением администрации города от 23.11.2012 N 234-р (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу распоряжения от 04.08.2015 N 272-р), основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является, в том числе, несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам, несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны.
Ссылаясь на то, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду нарушает права и законные интересы заявителя, ООО АИК "Аринком" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение департамента, выраженное в письме от 07.07.2017 N 17108-ги, является законным и не нарушает права заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений (до 01.03.2015), установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из материалов дела, спорное решение департамента вынесено в ответ на заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка для строительства объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В силу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что распоряжением Администрации города Красноярска от 26.02.2015 N 1041-недв "О предварительном согласовании ООО АИК "Аринком" места размещения объекта" обществу предварительно согласовано место размещения объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования 5.1), на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 15 307 кв.м, в том числе 30 кв.м - охранная зона инженерных сетей, расположенном по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Сибирская.
16.02.2015 утвержден акт о выборе вышеназванного земельного участка. В распоряжении решено передать в аренду ООО АИК "Аринком" вышеуказанный земельный участок для проведения проектно-изыскательских работ.
08.09.2015, 25.03.2016 и 13.04.2017 между департаментом и обществом заключались договоры аренды о предоставлении земельного участка под проектно-изыскательские работы на срок до 18.03.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
На основании изложенного суд первой инстанции верно указал на то, что законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Последствием выполнения процедуры, предусмотренной статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, является предоставление земельного участка в аренду заявителю.
Порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определены Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства без проведения торгов, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 23.11.2012 N 234-р.
В пункте 20 указанного регламента перечислены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в том числе, несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам, несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны.
Аналогичная норма изложена в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Департамент, отказывая обществу в письме от 07.07.2017 N 17108-ги в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия, со ссылкой на пункт 20 административного регламента (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу распоряжения от 04.08.2015 N 272-р), указал, что указанный земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, расположен в зоне городских лесов (ГЛ), при этом размещение объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы (код вида разрешенного использования - 5.1) в территориальной зоне ГЛ не предусмотрено.
Из правил статьей 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015 следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того или иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил.
Статьями 1, 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальными зонами являются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9).
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в период составления акта выбора земельного участка и принятия постановления Администрации г. Красноярска от 26.02.2015 N 1041-недв "О предварительном согласовании ООО АИК "Аринком" места размещения объекта" действовали Правила землепользования и застройки г. Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306, согласно которым спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700090:292 площадью 15 397 кв.м находился в территориальной зоне рекреационные стационарные (Р.3). Статьей 21 указанных Правил было определено, что к основным видам разрешенного использования данной зоны относится размещение объектов, связанных с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом сезонного и круглогодичного действия (баз отдыха сезонного назначения, лыжных баз, летних оздоровительных лагерей, туристических центров и пр.).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" утверждены новые Правила землепользования и застройки г. Красноярска.
Согласно представленному в материалы дела градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700090:292, утвержденному распоряжением Администрации г. Красноярска от 17.08.2015 N 652-арх, и сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, спорный земельный участок располагается в зоне "ГЛ" - городские леса и "Ж-1" - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Как верно указал суд первой инстанции и усматривается из схемы расположения земельного участка на основной карте градостроительного зонирования (пункт 4 сведений из ИСОГД), почти 100 % площади земельного участи занимает зона "ГЛ" - городских лесов.
Статьей 52 Правил землепользования и застройки г. Красноярска от 07.07.2015 установлено, что зоны городских лесов включают в себя участки территории города, занятые лесничествами, лесопарками, дендрологическими парками.
При этом Правилами землепользования и застройки г.Красноярска от 07.07.2015 не предусмотрено возведение объектов капитального строительства, в том числе здания спортивно-тренировочной базы в зоне "ГЛ".
Следовательно, является обоснованным вывод ответчика о том, что предоставление земельного участка, расположенного в территориальной золе "Городские леса", под строительство объекта, связанного с организацией отдыха, туризма, занятием физической культурой и спортом, сезонного и круглогодичного действия - здания спортивно-тренировочной базы, противоречит Правилам землепользования и застройки г.Красноярска.
Как установлено частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки относятся к документам территориального планирования. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии решений и реализации таких решений.
Таким образом, поскольку разрешенное использование испрашиваемого земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Красноярска от 07.07.2015 не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка (для строительства здания спортивно-тренировочной базы код вида разрешенного использования 5.1), указанное обстоятельство в силу пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Следовательно, департамент с соблюдением приведенных выше норм действующего законодательства и фактических обстоятельств законно и обоснованно отказал обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В пункте 2 статьи 52 Правил землепользования и застройки г. Красноярска от 07.07.2015 установлено, что хозяйственная деятельность на территории зон городских лесов регулируется лесным законодательством Российской Федерации, а также законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также правомерно указал на то, что городские леса отнесены к категории защитных лесов (пункт 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), и из содержания норм, регулирующих правовой режим защитных лесов, следует, что в городских лесах, относящихся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, не свидетельствует о незаконности оспариваемого отказа департамента, поскольку положительное решение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта не является безусловным основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
При апелляционном обжаловании общество настаивает на том, что решение о предварительном согласовании места размещения испрашиваемого заявителем объекта было принято до 01.03.2015, поэтому начатая в 2015 году процедура предоставления заявителю земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта должна быть завершена в соответствии с правилами статей 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, подлежат применению для правоотношений, складывающихся после вступления в законную силу указанных Правил; к спорным правоотношениям применение Правил землепользования и застройки (утв. Решением N В-122 от 07.07.2015) не допустимо.
Апелляционная коллегия, оценив приведенные доводы, полагает их подлежащими отклонению на основании следующего.
Согласно статье 53 Правил землепользования и застройки г. Красноярска от 07.07.2015 в первоначальной редакции, данные Правила применяются к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
К правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящих Правил, Правила применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления их в силу, с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 2, 4 настоящей статьи (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Правил, они не применяются при принятии уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на строительство физическому или юридическому лицу в случаях, когда у такого физического или юридического лица имеется действующий договор аренды земельного участка в целях осуществления строительства, заключенный до вступления в силу настоящих Правил, либо иные права на земельный участок (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право пожизненного наследуемого владения, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу настоящих Правил, и в отношении такого земельного участка до вступления в силу настоящих Правил утвержден градостроительный план. Настоящий пункт применяется в течение года со дня вступления в силу настоящих Правил. Если в течение указанного срока не будет выдано разрешение на строительство на земельный участок, указанный в первом абзаце пункта 2 настоящей статьи, градостроительный план такого земельного участка подлежит отмене органом, уполномоченным на утверждение градостроительных планов, как несоответствующий настоящим Правилам.
В пункте 4 Правил также установлено, что их действие не распространяется на правоотношения, возникшие на основании принятых уполномоченным органом до дня вступления в силу настоящих Правил решений о выдаче разрешения на строительство и о продлении срока действия разрешения на строительство. Настоящие Правила не применяются при принятии уполномоченным органом после вступления в силу настоящих Правил решения о продлении срока действия разрешения на строительство, если указанное разрешение на строительство было выдано до дня вступления в силу настоящих Правил.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 N 18-223 введен пункт 5 статьи 53 Правил землепользования и застройки, которым установлено, что требования градостроительного регламента для территориальной зоны Ж-1 в части предельных параметров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства (за исключением отступа от красной линии до здания, строений, сооружений) применяются в отношении земельных участков, образованных или измененных после вступления в силу настоящих Правил. Настоящие Правила не применяются при принятии уполномоченным органом после вступления в силу настоящих Правил решения о выдаче или продлении срока действия разрешения на строительство, если земельный участок сформирован до принятия настоящих Правил.
Таким образом, переходные положения данных Правил относятся к иным случаям предоставления земельного участка, на что дополнительно было указано департаментом в оспариваемом отказе.
Довод апелляционной жалобы о том, что изменение территориальной зоны земельного участка противоречит положениям пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направлено на воспрепятствование заявителю в реализации его права на приобретение спорного участка в аренду на основании ранее принятого решения о предварительном согласовании места размещения объекта, подлежит отклонению как несостоятельный, в связи с отсутствием доказательств признания недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения на карте градостроительного зонирования спорного земельного участка к территориальной зоне городских лесов либо изменения указанных Правил на дату оспариваемого отказа.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного обществом требования и признания оспариваемого отказа незаконным.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" июня 2018 года по делу N А33-22160/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.