город Ростов-на-Дону |
|
27 августа 2018 г. |
дело N А53-9425/2018 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
рассмотрев в порядке 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2018 по делу N А53-9425/2018
по иску МУП "Тепловые сети" г. Новочеркасска
к Комитету по управлению муниципальным имуществом
администрации г. Новочеркасска
о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" г. Новочеркасска обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска о взыскании задолженность за поставленную в январе 2017 г.- апреле 2017 г., октябре 2017 г. тепловую энергию в размере 159 916,64 руб., пени за период с 12.12.2017 по 25.05.2018 в размере 14 715,41 руб. (ставка 7,25%), пени, начисленные на сумму 159 916,64 руб., начиная с 26.05.2018, рассчитанные в соответствии с п. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по день фактической оплаты задолженности (уточненные требования).
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 04.06.2018 (резолютивная часть) иск, с учетом принятия уточнений, удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована тем, что надлежащим ответчиком по иску, предъявленному к муниципальному образованию, является соответствующее публично-правовое образование, от имени которого в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как указывает истец, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска является собственником нежилых помещений по следующим адресам:
г. Новочеркасск ул. Просвещения д. 98/15, что подтверждается справкой МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска от 08.11.2017 N 2217;
г. Новочеркасск ул. Ларина д. 22б, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 3.11.2017 N 99/217/73951836;
г. Новочеркасск ул. Котовского д.28, что подтверждается справкой МУП "ЦТИ" г. Новочеркасска N 2214 от 08.11.2017;
г. Новочеркасск ул. Чехова д. 24/1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 09.08.2017 N 99/217/24870433;
г. Новочеркасск ул. Московская д. 20, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 10.11.2017 N 99/217/35564632;
г. Новочеркасск ул. Макаренко д. 23, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 03.11.2017 N 99/2017/33953761.
Договор теплоснабжения между сторонами заключен не был.
МУП "Тепловые сети" г. Новочеркасска направляло в адрес ответчика предложение о заключении договора. 16.08.2017 МУП "Тепловые сети" г. Новочеркасска ответчику направило подписанный со своей стороны договор о теплоснабжении указанных объектов. Подписанный договор истцу не возвращен.
За период январь 2017 г., февраль 2017 г., март 2017 г., апрель 2017 г, и октябрь 2017 г. истец поставил по указанным объектам ответчику тепловую энергию на нужды отопления в объеме 69,79 Гкал, на общую 159 916,64 руб., что подтверждается первичной документацией (актами выполненных работ, счет-фактурами).
Ответчик поставленную тепловую энергию не оплатил, претензии истца оставлены без удовлетворения. В письме от 27.10.2017 ответчик указал на отсутствие финансирования для оплаты тепловой энергии.
Между сторонами сложились отношения теплоснабжения, к которым в соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ подлежат применению правила о договоре энергоснабжения (параграф 6 главы 30 ГК РФ), а также положения специального законодательства в сфере теплоснабжения, а именно: Закона N 190-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие письменного договора не освобождает ответчика от оплаты поставленной тепловой энергии.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Объем поставленной энергии подтверждается актами выполненных работ, счет-фактурами оцененными судом в порядке ст. 71 АПК РФ и ответчиком по существу не оспоренными.
Доказательств оплаты потребленной энергии не представлено.
Требование о взыскании долга заявлено обосновано.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки на основании ст. 330 ГК РФ и п. 9.3. ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ за период с 12.12.2017 по 25.05.2018 в размере 14 715,41 руб. (с учетом применимой ключевой ставки ЦБ РФ 7,25%).
Расчет неустойки проверен и признан верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Правовых и фактических оснований для применения положений ст. 333 ГК РФ не имеется.
Требование о взыскании пени начисленных на сумму 159 916,64 руб. начиная с 26.05.2018 и рассчитанных в соответствии с п. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по день фактической оплаты задолженности подлежало удовлетворению с учетом разъяснений п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
В рассматриваемом случае апелляционный суд приходит к выводу, что взыскание надлежит осуществить с муниципального образования г. Новочеркасск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска (ОГРН 1036150011204, ИНН 6150039880) за счет казны муниципального образования.
Из представленных выписок из ЕГРП следует, что правообладателем помещений, в которые поставлена тепловая энергия, является комитет. Вместе с тем, в представленных сведениях имеется ошибочное указание на то, что комитет обладает данным имуществом на праве собственности.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска как муниципальное учреждение в принципе не может обладать имуществом на праве собственности (пункт 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.8. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (утв. решением Городской Думы г. Новочеркасска от 27.10.2006 N 173 (ред. от 23.10.2015)), имущество закрепляется за комитетом на праве оперативного управления в порядке, установленном действующим законодательством, и является собственностью муниципального образования "Город Новочеркасск". Комитет несет обязанность по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.
В соответствии с п. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органом местного самоуправления города Новочеркасск является Администрация города Новочеркасска. Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 33 Устава Администрации города Новочеркасска, последняя осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Новочеркасска.
Отраслевым (функциональным) органом Администрации города Новочеркасска, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Город Новочеркасск", согласно п. 1.1 раздела 1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, является Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска.
Согласно п. п. 2.1, 2.2, раздела 2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, последний осуществляет права собственника в отношении движимого и недвижимого муниципального имущества, управляет и распоряжается им в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании положений ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из материалов дела следует, что договор между поставщиком тепловой энергии и собственником квартир не заключен.
Несмотря на то, что договор поставки тепловой энергии между истцом и ответчиком не заключался, в соответствии с аб. 2 пункта 30 раздела 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 договор, содержащий положение о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о комитете, последний является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Новочеркасск". Таким образом, материальным ответчиком по делу является само муниципальное образование, которое в настоящем случае действует в лице комитета.
В этой связи резолютивную часть решения надлежит изменить, изложить ее в редакции, соответствующей нормам бюджетного законодательства и действительным материальным правоотношениям сторон спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.06.2018 (резолютивная часть) по делу N А53-9425/2018 изменить, изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования г. Новочеркасск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска (ОГРН 1036150011204, ИНН 6150039880) за счет казны муниципального образования в пользу МУП "Тепловые сети" г. Новочеркасска (ИНН 6150020222 ОГРН 1026102225797) задолженность за поставленную в январе 2017 г.- апреле 2017 г., октябре 2017 г. тепловую энергию в размере 159 916,64 руб., пени за период с 12.12.2017 г. по 25.05.2018 г. в размере 14 715,41 рубль (ставка 7,25%), пени, начисленные на сумму 159 916,64 рубля, начиная с 26.05.2018 г., рассчитанные в соответствии с п. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" по день фактической оплаты задолженности.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9425/2018
Истец: МУП "ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ" Г. НОВОЧЕРКАССКА
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОЧЕРКАССКА