г. Хабаровск |
|
28 августа 2018 г. |
А16-1331/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Харьковской Е.Г., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области: Соболевой Ю.А. представителя по доверенности от 27.06.2018 N 02-01/06558 (сроком на 1 год);
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области
на решение от 21.03.2018
по делу N А16-1331/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.,
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области (ОГРН 1047900053750, ИНН 7901005800)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (ОГРН 1027900510824, ИНН 7901021432)
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
инспекция Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области (далее - ИФНС России по городу Биробиджану ЕАО; налоговый орган; инспекция, страхователь, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области (далее- Управление Пенсионного фонда; Управление; уполномоченный орган; УПФ; контролирующий орган) от 07.06.2017 N N 031S19170000433, 031S19170000434.
Решением суда от 21.03.2018 налоговому органу отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, налоговый орган обратился в Шестой Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, указывает на: отсутствие у УПФ оснований для привлечения налогового органа к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по факту несвоевременности предоставления дополняющих сведений в отношении одного застрахованного лица по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года и февраль 2017 года, в связи с самостоятельным выявлением и устранением страхователем их неполноты (недостоверности); вина страхователя отсутствует в связи с реализацией права на дополнение и исправление недостоверных сведений.
Вместе с апелляционной жалобой в суд поступили экземпляры материалов проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, перечисленные, в том числе в приложении к жалобе.
В представленных в суд возражениях на апелляционную жалобу, УПФ просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Вместе с возражением в суд поступил экземпляр письма ПФ РФ от 29.11.2017 "О применении письма ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379".
Представитель УПФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие УПФ согласно положениям статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, в том числе руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), считает необходимым возвратить вместе с сопроводительными письмами: в адрес налогового органа - экземпляры материалов проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, перечисленные, в том числе в приложении к жалобе; в адрес УПФ - экземпляр письма ПФ РФ от 29.11.2017 "О применении письма ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379".
Заслушав представителя инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, УПФ, на основании представленных заявителем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года и февраль 2017 года, в отношении последнего проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в ходе которой Управлением установлено, что страхователь направил по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа: 10.01.2017 - сведения за декабрь 2016 года в отношении 79-ти застрахованных лиц, а 24.04.2017 - дополняющую форму за декабрь 2016 года в отношении одного застрахованного лица; 02.03.2017 - сведения за февраль 2017 года в отношении 82-х застрахованных лиц, а 24.04.2017 - дополняющую форму за февраль 2017 года в отношении одного застрахованного лица.
По результатам проверки составлены акты от 25.04.2017 N 031S18170000241 и N 031S18170000242, которыми предложено привлечь инспекцию к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Федерального закона, в виде взыскания финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Налоговый орган направил Управлению возражения на акты от 11.05.2017 N 6599 и N 6600 соответственно, где указал, что исходные формы СЗВ-М за декабрь 2016 года и февраль 2017 года направлены страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а дополняющие направлены по инициативе заявителя в связи с самостоятельным выявлением ошибки в ранее представленных сведениях и в соответствии с пунктом 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н.
По результатам рассмотрения вышеуказанных актов, возражений страхователя, УПФ приняты решения от 07.06.2017 N 031S19170000433 и N 031S19170000434 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, с применением предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ финансовой санкции в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо, всего в сумме 1000 руб.
Не согласившись с указанными решениями Управления, инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей до 01 января 2017 года, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В новой редакции вышеуказанной статьи, действующей с 1 января 2017 года, сведения по форме СЗВ-М следует представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, на основании статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Как видно из материалов дела и не оспаривается УПФ, налоговый орган в установленный законом срок представил сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года и февраль 2017 года (10.01.2017 и 02.03.2017, соответственно).
Однако, поскольку указанные сведения были неполными, налоговый орган, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях, и до момента обнаружения такой ошибки УПФ, 24.04.2017 представил контролирующему органу дополняющие (достоверные) сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года и февраль 2017 года, в отношении еще одного работника.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить последнему достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения УПФ, налоговый орган реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем предоставления в Управление дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к инспекции финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Таким образом, самостоятельное исправление заявителем соответствующих сведений, применительно к изложенным выше нормативным положениям, в рассматриваемом случае, свидетельствует об отсутствии у УПФ законных оснований для привлечения налогового органа к ответственности, предусмотренной положениями статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует в связи с реализацией им права на исправление неполных ранее поданных сведений.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы инспекции обоснованными, в связи, с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, с принятием нового судебного акта о признании недействительными решений УПФ от 07.06.2017 N 031S19170000433 и N 031S19170000434, как несоответствующих Федеральному закону N 27-ФЗ и нарушающих права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 21 марта 2018 года по делу N А16-1331/2017 отменить.
Признать недействительными решения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Биробиджане и Биробиджанском муниципальном районе Еврейской автономной области от 07.06.2017 N N N 031S19170000433, 031S19170000434.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.