город Омск |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А46-3717/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8603/2018) Общества с ограниченной ответственностью "Факел Сибири" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2018 по делу N А46-3717/2018 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Факел Сибири" (ИНН 5505213264, ОГРН 1125543009338)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939)
о признании недействительным заключения от 01.02.2018 N 05-04.1/23-17 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения",
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Факел Сибири" Кузина В.Н. по доверенности от 01.09.2017 сроком действия 1 год;
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области Сидоровой Е.А. по доверенности N 08-05/ЕС от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
в отсутствие представителя акционерного общества "Омский завод транспортного машиностроения", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Факел Сибири" (далее - ООО "Факел Сибири", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Омской области) о признании незаконным заключения от 01.02.2018 N 05-04.1/23-17 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - третье лицо, АО "Омсктрансмаш").
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.06.2018 по делу N А46-3717/2018 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о приоритетном значении для рассматриваемого спора положений Федерального закона N 223-ФЗ и Положения о закупке, разработанного АО "ОмскТрансмаш" (Заказчиком), в соответствии с которым не допускается изменений условий заключенного по результатам запроса предложений договора за исключением случаев, прямо предусмотренных Положением о закупках.
Возражая против принятого по делу судебного акта, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы приводятся доводы о том, что ООО "Факел Сибири" воспользовалось неотъемлемым правом на судебную защиту в связи с несогласием с предложенными АО "Омсктрансмаш" условиями заключаемого договора, ввиду чего возник преддоговорный спор. По мнению заявителя, обстоятельства существования преддоговорного спора между ООО "Факел Сибири" и АО "Омсктрансмаш" ошибочно расценены антимонопольным органом и - впоследствии - судом первой инстанции как основание для признания заявителя уклонившимся от заключения договора.
Подателем апелляционной жалобы также указано на допущенные антимонопольным органом при вынесении оспариваемого заключения нарушения, выразившиеся в приостановления рассмотрения заявления АО "ОмскТрансмаш" до вступления в законную силу решения по делу А46-20988/2017, а затем - в необоснованном его возобновлении до указанной даты.
Обществом также указано на отсутствие в вынесенном судом первой инстанции решении правовой оценки довода заявителя о преюдициальном значении для рассматриваемого спора выводов суда, сформулированных при рассмотрении дела А46-20988/2017, а также заявленному в рамках данного дела отказа АО "ОмскТрансмаш" от апелляционной жалобы на означенное решение.
В письменных отзывах на жалобу УФАС по Омской области и АО "Омсктрансмаш" просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Омсктрансмаш", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Факел Сибири" поддержаны доводы жалобы. Представитель УФАС по Омской области высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу и пояснения заявителя, отзывы на жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 07.09.2017 извещение о проведении закупки N 31705500904 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") на право заключения договора на поставку спецодежды и спецобуви в ассортименте для нужд АО "Омсктрансмаш". Согласно протоколу заседания комиссии по оценке и выбору победителя запроса цен от 29.09.2017 N 886176 закупочной комиссией заказчика принято решение о признании ООО "Факел Сибири" победителем закупки с суммой договора 1 112 250 руб. с учетом НДС.
В соответствии с пунктом 1.17.9 документации по запросу цен от 09.09.2017 N ЗЦ-015/09/17 на поставку спецодежды и спецобуви в ассортименте для нужд АО "Омсктрансмаш" при наличии у победителя разногласий к проекту договора он обязан подписать в установленные настоящей закупочной документацией сроки договор и оформить указанные разногласия как протокол разногласий к договору. После оформления протокола разногласий к договору победитель обязан выслать подписанный со своей стороны договор со всеми приложениями в адрес заказчика.
Согласно пункту 1.17.1 документации указывается, что порядок заключения и исполнения договора регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика с учетом требований Положения о закупках АО "Омсктрансмаш".
Письмом от 09.10.2017 б/н ООО "Факел Сибири" уведомило АО "Омсктрансмаш" о невозможности заключения договора на условиях проведенной процедуры закупки. К письму прилагались два экземпляра протокола разногласий.
АО "Омсктрансмаш" направило в адрес ООО "Факел Сибири" письмо от 26.10.2017 исх. N ГЛ-1483 с требованиями предоставить подписанный договор в соответствии с требованиями пункта 7.10.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для ОАО "Омсктрансмаш", утвержденного решением Совета директоров от 07.07.2014, на условиях проведенной процедуры запроса цен.
Отвечая на указанное выше письмо, ООО "Факел Сибири" сообщило о направленном ранее протоколе разногласий, а позже обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением об урегулировании разногласии к проекту договора.
13.11.2017 АО "Омсктрансмаш" принято решение о признании ООО "Факел Сибири" уклонившимся от заключения договора (протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора N 2017/31705500904).
14.11.2017 в УФАС по Омской области поступило обращение АО "Омсктрансмаш" о включении сведений об ООО "Факел Сибири" в реестр недобросовестных поставщиков с приложением документов, свидетельствующих об уклонении Общества - победителя запроса цен в электронной форме на право заключения договора на поставку спецодежды и спецобуви в ассортименте для нужд АО "Омсктрансмаш" N 015/886176 (извещение о проведении закупки N 31705500904 размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") от заключения договора.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу А46-20988/2017 от 20.12.2018 урегулированы разногласия, возникшие между ООО "Факел Сибири" и АО "Омсктрансмаш" при заключении договора поставки по результатам конкурса по запросу цен от 07.09.2017 N 3Ц-015/09/17, положения договора изложены следующим образом:
- пункт 2.1. договора: "Поставщик обязуется обеспечить поставку Товара в срок: в течение 25 (двадцати пяти) рабочих дней от даты подписания настоящего договора";
- пункт 4.1 договора: "Стоимость Товара, предложенная Поставщиком в ходе
проведения закупочных процедур и утвержденная Сторонами, составляет 1 112 250, 00 (один миллион сто двенадцать тысяч двести пятьдесят) рублей, в т.ч. НДС 18 % 169 665, 25 руб.";
- пункт 4.3 договора: "Условия оплаты по договору: Оплата за товар производится в течение 30 (тридцати) календарных дней после передачи Товара на основании выставленного Поставщиком счета, счета-фактуры Поставщика";
- пункт 4.5 договора: "Датой исполнения Заказчиком обязательств по оплате товаров считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Поставщика";
- пункт 5.2 договора - "За нарушение сроков поставки продукции Поставщик выплачивает неустойку (пени) 0, 2% от стоимости не поставленного Товара за каждый день просрочки";
- пункт 5.3 договора "В случае поставки продукции ненадлежащего качества или некомплектной продукции Поставщик по требованию Покупателя обязуется уплатить штрафную неустойку в размере 1 (одного) % от стоимости некачественной (некомплектной) продукции";
- пункт 5.4 договора: "Поставщик обязуется произвести замену Товара ненадлежащего качества в течение 7 (семи) календарных дней";
- пункты 2.2, 4.6, 5.5, 5.6, 5.8, 5.15 договора - исключить.
В остальной части исковые требования ООО "Факел Сибири" (пункты 2.1, 4.3) оставлены в редакции АО "Омсктрансмаш" в соответствии с условиями документации по запросу цен и извещению о проведении закупки, поскольку указанные условия были понятны истцу и приняты.
При принятии решения по делу N А46-20988/2017 судом сделан вывод о том, что условия договора предписаны закупочной документацией и не подлежат изменению по соглашению сторон после их одобрения истцом. В обратном случае указанные действия могут быть расценены как предпочтение участнику закупки, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Несмотря на частичное приятие АО "Омсктрансмаш" требований ООО "Факел Сибири" до момента принятия решения Комиссией УФАС по Омской области не предоставило в адрес АО "Омсктрансмаш" подписанный со своей стороны договор, содержащий как изначальные условия, так и урегулированные судом.
01.02.2018 по результатам рассмотрения обращения АО "Омсктрансмаш" Комиссией антимонопольного органа вынесено заключение N 05-04.1/23-17 РПП о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Факел Сибири".
Не соглашаясь с выводами антимонопольного органа, ООО "Факел Сибири" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, в связи с чем принятый по делу судебный акт обжалован Обществом в апелляционном порядке.
Проверив решение по делу в соответствии с требованиями статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с положениями части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений главы 24 АПК РФ заявленные требования подлежат удовлетворению арбитражным судом при наличии совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемого решения антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие такой совокупности обязывает арбитражный суд на основании части 3 статьи 201 АПК РФ принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ предусматривается, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со статьей 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2); ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 1).
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах своей компетенции.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приведенной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее по тексту - Правила N 1211).
Пунктом 2 Правил N 1211 ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).
Пунктом 8 Правил N 1211 установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов в установленном им порядке.
Подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем уполномоченного органа, наделенным соответствующими полномочиями, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи (пункт 9 Правил ведения реестра).
Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту - Приказ N 164/13) полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России, возложены на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (пункт 1).
Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика (пункт 2.4 Приказа N 164/13).
В силу пункта 2.1 Приказа N 164/13 комиссия проводит проверку сведений в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Выводы комиссии УФАС по результатам проверки сведений о недобросовестных участниках закупки в целях их включения в реестр недобросовестных поставщиков оформляются посредством выдачи заключений в соответствии с положениями Приказа N 164/13.
Как указано выше, составленное в указанном порядке заключение от 01.02.2018 N 05-04.1/23-17 оспаривается заявителем в рамках настоящего дела.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий, так и в бездействии, когда участник закупки не совершает необходимых действий для заключения контракта.
В рассматриваемом случае ООО "Факел Сибири" признано уклонившимся от заключения договора, что послужило основанием для составления оспариваемого заключения о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Из содержания части 13.1.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для ОАО "Омсктрансмаш", утвержденного решением Совета директоров от 07.07.2014 (далее - Положение о закупке), следует, что договор с победителем либо иным лицом заключается не ранее чем через десять дней с момента опубликования итогового протокола в срок не более 30 дней по итогам запросов предложений, запросов цен и конкурентных переговоров и прямой закупки, а в случае проведения таких закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства - в срок не более 20 рабочих дней.
По итогам закупочной процедуры победитель или иное лицо, с которым заключается договор, подписывает и направляет проект договора в адрес заказчика не позднее 10 дней с момента опубликования итогового протокола.
В соответствии с пунктом 6.1 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью документации по запросу цен от 07.09.2017 N ЗЦ-015/09/17 на поставку спецодежды и спецобуви для нужд АО "Омсктрансмаш", участник закупки, признанный в соответствии с протоколом о результатах закупки победителем, обязан представить подписанный договор в течение пяти рабочих дней со дня получения проекта договора и уведомления о рассмотрении и оценке предложений.
Протокол заседания комиссии по оценке и выбору победителя запроса цен от 29.09.2017 N 886176, согласно которому ООО "Факел Сибири" признано победителем закупки, размещен в ЕИС 02.10.2017.
В течение 10 дней с момента опубликования заказчиком итогового протокола Общество должно было направить подписанный со своей стороны договор.
В соответствии с пунктом 13.1.4 Положения о закупке в случае, если победитель либо иное лицо, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается договор, не предоставил заказчику в срок подписанный им договор либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такое лицо признается уклонившимся от заключения договора.
13.11.2017 АО "Омсктрансмаш" принято решение о признании ООО "Факел Сибири" уклонившимся от заключения договора (протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения договора N 2017/31705500904).
Согласно пунктам 13.2.1, 13.2.2 Положения о закупке при заключении и исполнении договора не допускается изменение его условий по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, кроме случаев, предусмотренных настоящим Положением. При заключении договора заказчик вправе провести преддоговорные переговоры, направленные на уточнение мелких и несущественных деталей договора, путем составления протоколов разногласий, с участником закупки, с которым заключается договор.
Пунктом 13.2.3 Положения о закупке определен перечень условий, которые заказчик и участник закупки вправе изменить.
В соответствии с пунктом 1.11.1 документации ценовое предложение участника Запроса цен должно содержать, в том числе заполненный со своей стороны проект договора (в том числе приложения). Проект договора должен быть заполнен в электронной форме (не сканированный документ). Протокол разногласий (если таковые имеются) к проекту договора, по форме (Приложение 4), приведенной в настоящей документации (при наличии разногласий по несущественным условиям). При этом в случае несогласования со стороны заказчика указанных разногласий, участник выражает свое согласие на заключение договора в первоначальном виде (на первоначальных условиях)".
Как указано выше, преддоговорный спор, возникший между ООО "Факел Сибири" и АО "Омсктрансмаш", разрешен Арбитражным судом Омской области 20.12.2017. Между тем до 01.02.2018 ООО "Факел Сибири" не направило в адрес АО "Омсктрансмаш" подписанный со своей стороны договор, содержащий как изначальные условия, так и урегулированные судом.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Заключение договора на условиях, не предусмотренных документацией, противоречит нормам пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Условия заключаемого в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, договора поставки были изложены и доведены до сведения ООО "Факел Сибири" посредством размещения извещения N 31705500904 и в документации в ЕИС. Общество имело право в период проведения закупки направить в адрес АО "Омсктрансмаш" запрос о разъяснении положений документации или направить протокол разногласий к проекту договора в составе своей заявки.
По смыслу действующего правового регулирования в сфере закупок, действия по подаче заявки на участие в соответствующей процедуре, предшествующей заключению договора, совершаются в связи с готовностью потенциального участника вступить в планируемое правоотношение и исключительно с целью последующего заключения договора.
Подавая заявку на участие в запросе цен, ООО "Факел Сибири" тем самым выразило согласие со всеми условиями проекта договора, установленными заказчиком, и заявило о готовности принять на себя соответствующие обязательства на изложенных условиях.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия ООО "Факел Сибири", выразившиеся первоначально в подаче заявки, а затем - в фактических попытках изменить содержание договора, с заключением которого заявитель первоначально был согласен, непоследовательны и не соответствуют требованиям добросовестности и разумности.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на основы конституционного статуса лица в Российской Федерации, предполагающего гарантии судебной защиты прав, не принимается во внимание коллегией апелляционного суда, поскольку в рассматриваемом случае нарушения прав ООО "Факел Сибири" каким-либо лицом допущено не было. Как указано выше, именно заявитель, совершив действия по вступлению в процедуру запроса цен, повлек соответствующие правовые последствия, инициировал дальнейшие отношения с АО "Омсктрансмаш". При этом обе стороны спора, вступая в правоотношения, действовали самостоятельно, в собственных интересах и ответственно. Участие в запросе цен для заключения договора не иных началах и из иных соображений не отвечает нормам и принципам действующего законодательства.
Подлежит отклонению ссылка заявителя на пункт 1.17.9 документации, сделанная в обоснование доводов о реализации ООО "Факел Сибири" права, предоставленного документацией по запросу цен.
Согласно указанному пункту документации при наличии у победителя разногласий к проекту договора он обязан подписать в установленные настоящей закупочной документацией сроки договор и оформить указанные разногласия как протокол разногласий к договору. После оформления протокола разногласий к договору победитель обязан выслать подписанный со своей стороны договор со всеми приложениями в адрес заказчика. Протокол разногласий к договору может иметь разногласия только по несущественным условиям.
Буквальное толкование пункта 1.17.9 документации не предполагает возможности урегулирования разногласий, возникших у сторон, в судебном порядке. В рассматриваемом случае действия заявителя вышли за рамки, означенные данным пунктом документации, в результате чего заказчик оказался в отсутствие к тому объективных оснований лишен того экономического эффекта, на который рассчитывал при размещении документации по запросу цен и планировании заключения соответствующего договора. Из иных пунктов документации такое право участника запроса цен также не следует.
Кроме того, вопреки утверждениям заявителя, судебный акт, принятый по делу N А46-20988/2017, не обладает преюдициальным значением для рассмотрения настоящего спора и не свидетельствует о безусловной добросовестности действий ООО "Факел Сибири" ввиду сформулированной в указанном акте позиции о приоритетном значении для рассматриваемого спора положений федерального закона N 223-ФЗ и обращении ООО "Факел Сибири" за разрешением возникшего преддоговорного спора в арбитражный суд в нарушение установленной указанным законом процедуры.
Удовлетворение части заявленных ООО "Факел Сибири" требований в рамках указанного спора (по пунктам 4.4, 4.5, 4.6, 5.4, 5.6, 5.8, 5.25) состоялось исключительно в связи с признанием указанных требований АО "ОмскТрансмаш".
В связи с изложенным, не имеет правового значения для рассматриваемого спора указание ООО "Факел Сибири" в поданной апелляционной жалобе на отсутствие в вынесенном судебном акте надлежащей правовой оценки его доводов в части отказа АО "ОмскТрансмаш" от апелляционной жалобы на решение по делу А46-20998/2017, как не свидетельствующее о правомерности действий Общества по инициированию судебного спора об урегулировании разногласий по договору, заключаемому по результатам проведенной закупки.
Подлежат также отклонению ссылки подателя жалобы на нарушение Омским УФАС процедуры вынесения оспариваемого заключения, выразившегося в преждевременном (до вступления в законную силу решения по делу А46-20988/2017) его вынесении, поскольку как это следует из обстоятельств рассматриваемого спора, приостановление рассмотрения поданного заказчиком заявления осуществлено комиссией УФАС в нарушение требований вышеназванного Приказа N 164/13, установившего 10-дневный срок для рассмотрения заявлений о недобросовестных участниках закупки.
Пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, предусмотрено, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган: сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211; копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора; копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора; иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Факел Сибири" обоснованно признано антимонопольным органом уклонившимся от подписания договора. Заключение от 01.02.2018 N 05-04.1/23-17 составлено УФАС по Омской области в связи с подтвержденным наличием для этого предусмотренных законом правовых и фактических оснований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оставив заявление ООО "Факел Сибири" без удовлетворения, суд первой инстанции принял по делу законный и обоснованный судебный акт.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 05.06.2018 по делу N А46-3717/2018 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ООО "Факел Сибири" подлежит оставлению без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей настоящей жалобы относятся на заявителя в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Факел Сибири" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.06.2018 по делу N А46-3717/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.