г. Челябинск |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А76-39308/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2018 по делу N А76-39308/2017 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Шишкина И.В. (доверенность от 25.01.2018).
Администрация Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района (далее - Администрация поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра по Челябинской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования "Краснопольское сельское поселение" от 19.01.2018 N 74/019/209/2017-3153 на объект недвижимого имущества: сооружение - теплотрасса, протяженностью 1 314 м, кадастровый номер 74:19:0000000:15546, в п. Красное Поле Краснопольского сельского поселения Сосновского района (с учетом уточнения требований, л.д.36).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Сосновского муниципального района (далее - Администрация района, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2018 (резолютивная часть от 18.06.2018) в удовлетворении требований отказано.
С указанным решением не согласилась Администрация поселения (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что правовым основанием для государственной регистрации права собственности сельского поселения на заявленное к регистрации имущество являются нормы пункта 1 приложения N 3 к Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ N 3020-1), поскольку объект является объектом инженерной инфраструктуры, обеспечивающим содержание жилого и нежилого фонда и находящийся на территории поселения, и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соблюдение процедуры, установленной распоряжением Президента Российской Федерации, не требуется.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились.
С учётом мнения представителя заинтересованного лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от 21.06.2006 N 256 утвержден перечень объектов муниципальной собственности Сосновского муниципального района, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность муниципального образования Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района (л.д. 47-48).
На основании акта приема-передачи от 03.07.2006 муниципальное образование Краснопольское сельское поселение Сосновского муниципального района приняло в собственность следующее имущество: теплотрассу, водопровод 11 км, канализация с выгр., водонапорная башня, артезианская скважина, водопровод 1 км, газовая котельная (л.д. 49).
15.12.2016 на кадастровый учет поставлено сооружение коммунального хозяйства - теплотрасса, протяженностью 1314 м, расположенная по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Красное Поле (л.д. 44-46).
14.10.2017 в Управление Росреестра по Челябинской области обратилось муниципальное образование Краснопольское сельское поселение Сосновского муниципального района с заявлениями о государственной регистрации права собственности на сооружение (теплотрасса) с кадастровым номером 74:19:0000000:15546 (л.д.41-43).
Уведомлением об отказе в государственной регистрации от 19.01.2018 N 74/019/209/2017-3153т Управлением отказано в государственной регистрации сооружения, на основании пунктов 2, 5 части 1 статьи 26, статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что с заявлением о
государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, а также в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (л.д.37-39).
Полагая отказ Управления от 19.01.2015 N 74/019/209/2017-3153 необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя в экономической сфере, администрация Краснопольского сельского поселения обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из отсутствия основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на теплотрассу в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, в частности, не представлено доказательств возведения объекта на основании разрешительной документации. Доводы заявителя об отсутствии необходимости получения таковой судом отклонены в силу непредставления заявителем доказательств, подтверждающих правовой режим объекта, не требующего при его возведении разрешения на строительство. Наличия правовых оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности в порядке, предусмотренном Постановлением ВС РФ N 3020-1, а также на основании части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) заявителем также не доказано. Не представлены документы, позволяющие установить индивидуализирующие характеристики заявленного к регистрации объекта.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 и части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления; основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу части 4 статьи 18 Закона о регистрации недвижимости к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно статьи 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Право собственности на недвижимое имущество возникает по основаниям, предусмотренным законом (статья 218 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Из материалов дела следует, что Администрация сельского поселения обратилась в регистрирующий орган и заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности (л.д. 42) на объект: сооружение - теплотрасса, протяженностью 1 314 м, кадастровый номер 74:19:0000000:15546, в п. Красное Поле Краснопольского сельского поселения Сосновского района, приложив к заявлению о государственной регистрации среди прочего кадастровый паспорт сооружения от 15.12.2016, акт приема-передачи от 03.07.2006 и решение Собрания депутатов Сосновского муниципального района N 256 от 21.06.2006 (л.д. 41, 47).
Названным решением утвержден перечень объектов муниципальной собственности Сосновского муниципального района, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность муниципального образования Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района.
В материалы дела представлен акт приема-передачи от 03.06.2006, согласно которому муниципальным образованием Сосновский муниципальный район Челябинской области в лице председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района передало муниципальному образованию Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района теплотрассу балансовой стоимостью 204 724 руб., остаточной стоимостью 20 482 руб. (л.д. 49).
Порядок передачи имущества, находящегося в собственности одного публично-правового образования, в собственность другого публично-правового образования урегулирован нормами части 11 и части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ безвозмездная передача имущества в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями, производится в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть в целях разграничения полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными образованиями.
В силу нормы абзаца 12 части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями, осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Доказательств принятия такого правового акта Челябинской области, которым произведено разграничение муниципальной собственности между Сосновским муниципальным районом и муниципальным образованием Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района заявителем в материалы дела не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Администрацией поселения не доказаны правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности поселения на основании части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Наряду с этим, следует признать обоснованными выводы суда первой инстанции о невозможности идентификации имущества, переданного Сосновским муниципальным районом Краснопольскому сельскому поселению на основании акта от 03.07.2006 (л.д. 49), поскольку сведения об имущества, содержащиеся в акте, не позволяют определить его индивидуализирующие признаки, в том числе протяженность линейного объекта и его местоположение, которые по смыслу статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" являются основными индивидуализирующими характеристиками объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основанием государственной регистрации права муниципальной собственности поселения являются положения пункта 1 приложения N 3 к Постановлению ВС РФ N 3020-1, как имущество, относящееся к муниципальной собственности в силу закона независимо от соблюдения порядка его разграничения, отклоняются как основанные на неправильном применении норм материального права.
Нормы Постановления ВС РФ N 3020-1, как следует из их содержания, были приняты во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", и направлены на разграничение имущества в публичной собственности с целью его последующей приватизации.
Таким образом, указанные нормы применимы к правоотношениям, связанным с определением публичного собственника имущества в период реформирования унифицированной системы государственной собственности, существовавшей до вступления в силу Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", и перехода к системе многосубъектного состава публичной собственности (федеральной, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности), и не регулируют вопросы передачи имущества из собственности одного муниципального образования в собственность другого.
Для целей регулирования порядка передачи имущества, разграниченного в государственной собственности, от одного публично-правового образования другому был принят Федеральный закон N 122-ФЗ.
Как следует из представленных заявителем документов, на момент передачи спорного имущества по акту от 03.07.2006 от Сосновского муниципального района Краснопольскому сельскому поселению, имущество было разграничено в публичной собственности, его правообладателем (в отсутствие доказательств обратного) являлся Сосновский муниципальный район, в силу чего дальнейшая передача имущества другому муниципальному образованию может осуществляться в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 122-ФЗ, а нормы Постановления ВС РФ N 3020-1 к спорным правоотношениями неприменимы.
Таким образом, заявителем при обращении в регистрирующий орган не доказаны правовые основания для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, в связи с чем отказ Управления Росреестра, изложенный в уведомлении от 19.01.2018 N 74/019/209/2017-3153, соответствует закону и не нарушает прав заявителя.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2018 по делу N А76-39308/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-39308/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОПОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ, Администрация Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области
Ответчик: Управление Росреестра по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Краснопольского сельского поселения, АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА