г. Тула |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А68-10271/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.08.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анисимовым А.Р., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Стрела" (ОГРН 1027100517256, ИНН 7103028233) - Отдельновой Е.М. (доверенность от 27.09.2017 N 09-05/486), от ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (ОГРН 1047101340000, ИНН 7107054160) - Зиатдиновой Т.А. (доверенность от 09.01.2018 N 04-06/00028), Банина С.А. (доверенность от 10.01.2018 N 04-06/00050), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Научно-производственное объединение "Стрела" на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2018 по делу N А68-10271/2017 (судья Косоухова С.В.)
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Стрела" (далее - ПАО "НПО "Стрела", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнения) об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, налоговый орган, инспекция) от 30.03.2017 N 4-Д в части уплаты недоимки в размере 6 405 921 руб., пени в размере 596 137 руб., штрафа в размере 385 540 руб. по земельному налогу за 2013-2015 годы.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Налоговый орган возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области проведена выездная налоговая проверка ПАО "НПО "Стрела" по вопросам правильности исчисления, своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 27.02.2017 N 2-Д и принято решение от 30.03.2017 N 4-Д о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 3.1 резолютивной части решения обществу доначислен земельный налог в общей сумме 6 405 921 руб., начислены пени по состоянию на 30.03.2017 в общей сумме 597 587 руб., общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в размере 385 540 руб.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области с жалобой на решение инспекции.
Решением управления от 30.01.2017 N 07-15/13983@ решение инспекции от 30.03.2017 N 4-Д оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
ПАО "НПО "Стрела", не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ определено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ).
Указанные положения подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ устанавливают, что для применения пониженной ставки земельного налога должны одновременно соблюдаться два условия: земельный участок должен быть ограничен в обороте и предоставлен для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 названной статьи (изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности соответствующими объектами, поименованными в этом пункте).
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Следовательно, основанием для признания нахождения земельных участков в статусе ограниченных в обороте согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ является принадлежность земельных участков к государственной или муниципальной собственности, а не к частной собственности.
В рассматриваемом случае ПАО "НПО "Стрела" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:113, общей площадью 118 144 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для закрепления участка за предприятием п/я М-5923; земельный участок с кадастровым номером 71:30:010607:38, общей площадью 37 236 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для закрепления участка за предприятием п/я М-5923; земельный участок с кадастровым номером 71:30:010607:280, общей площадью 32 657 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для закрепления участка за предприятием п/я М-5923; земельный участок с кадастровым номером 71:30:010607:282, общей площадью 1 640 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для закрепления участка за предприятием п/я М-5923; земельный участок с кадастровым номером 71:30:010607:268, общей площадью 2 439 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для реконструкции существующих объектов под производственный комплекс по изготовлению сантехнических изделий; земельный участок с кадастровым номером 71:30:010607:15, общей площадью 27 053 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для фактически занимаемой промплощадкой N 2; земельный участок с кадастровым номером 71:30:010219:78, общей площадью 28 746 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для закрепления территории за предприятием п/я В-2634. При этом сведения об ограничениях или обременении указанных земельных участков отсутствуют.
Таким образом, в силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ такие участки не являются ограниченными в обороте, а, соответственно, не выполнена совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, для применения пониженной ставки земельного налога.
То обстоятельство, что общество было создано в результате преобразования государственного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, не может служить основанием для вывода о нахождении спорных земельных участков в собственности Российской Федерации, равно как и не может служить основанием для такого вывода тот факт, что ОАО "НПО "Стрела" входит в перечень открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, акции которых вносятся в качестве вклада Российской Федерацией в уставный капитал ОАО "Концерн ВКО Алмаз-Антей" (со 100 процентной долей государства в уставном капитале общества отнесено к стратегическим предприятиям и стратегическим акционерным обществам).
ОАО "НПО "Стрела" учреждено в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Согласно сведениям об учредителях 80,4% доля участия в уставном капитале принадлежит ОАО "Концерн ВКО Алмаз-Антей"; 13,1% - Росимущество; 6,5% - граждане России. Следовательно, конечным собственником всех акций Российская Федерация не является.
Ссылка заявителя на то, что спорные земельные участки не были включены в план приватизации, в связи с чем не повлияли на стоимость акций, не имеет правового значения при определении ставки земельного налога.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод заявителя об отсутствии оснований для доначисления земельного налога со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 34-П "По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта".
Из указанного постановления следует, что изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; соблюдение данного принципа при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики; при этом исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (статья 54 Конституции Российской Федерации), ухудшающему положение налогоплательщиков (статья 57 Конституции Российской Федерации), не может иметь обратную силу постановление высшего суда, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщика, добросовестно, то есть без каких-либо злоупотреблений (создание различных форм уклонения от уплаты налогов и (или) их незаконного уменьшения и т.п.) действовавшего в рамках устоявшегося на момент такого изменения толкования соответствующих нормативных положений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 21.01.2010 N 1-П, от 17.10.2017 N 24-П и др.).
В отношении подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.11.2017 N 34-П указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает обложение налогом на добавленную стоимость оказанных услуг буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судов, а также начисление пени и штрафов по данному налогу за периоды, предшествовавшие изменению толкования этой нормы судами применительно к указанному виду деятельности (с учетом действия налогового периода по налогу на добавленную стоимость и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков), когда в силу существовавшей ранее устойчивой правоприменительной практики, благоприятной для налогоплательщиков, такая деятельность относилась к услугам по обслуживанию морских судов в период стоянки в портах и освобождалась от уплаты данного налога.
Вместе с тем, применительно к рассматриваемому спору отсутствуют факты неблагоприятного воздействия на правовое положение ОАО "НПО "Стрела" в результате изменения правоприменительной практики в отношении земельных участков, фактически используемых для целей обороны и безопасности.
Как следует из материалов дела, первоначально земельный налог за проверяемые периоды 2013, 2014, 2015 годы был уплачен обществом с учетом ставки земельного налога 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков (льготная ставка налогоплательщиком не применялась).
В ходе допроса (протокол от 27.01.2017 N 2) начальник группы налоговой отчетности общества пояснила, что основанием представления 05.07.2016 уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2013-2015 годы с изменением налоговой ставки 0,3% (вместо 1,5%) послужило представленное отделом N 17 определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 305-КГ15-1734, то есть общество в отношении спорных земельных участков применяло ставку земельного налога в размере 1,5% и учитывало их в качестве прочих земельных участков.
При этом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, в упомянутом определении Верховный Суд Российской Федерации дал правовую оценку судебным актам нижестоящих судов, предметом рассмотрения которых были иные фактические обстоятельства дела, существенно влияющие на квалификацию спорных правоотношений.
Так, из установленных судами фактических обстоятельств дела следует, что в соответствии с уставами общества конечным собственником всех акций выступает Российская Федерация, от имени которой полномочия акционера осуществляет ГК "Росатом", 100% акций которой, в свою очередь, находится в федеральной собственности.
Между тем, как указывалось выше, ОАО "НПО "Стрела" является коммерческой организацией, что следует из устава общества, акционерами общества являются, в том числе, граждане Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы, содержащиеся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2015 N 305-КГ15-1734, к установленным в ходе налоговой проверки фактическим обстоятельствам, применены обществом на свой риск с учетом того, что нормы земельного законодательства оставались неизменными, а на момент подачи уточненных налоговых деклараций и в спорный налоговый период имелась многочисленная судебная практика, подтверждающая необходимость применения к спорным земельным участкам ставки в размере 1,5%.
Так, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2015 N 301-КГ14-8352 изложена правовая позиция об отсутствии у общества права на применение льготы по земельному налогу, поскольку спорный земельный участок не находится в государственной либо муниципальной собственности и не относится к ограниченным в обороте.
Кроме того, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 34-П содержит выводы применительно к налогу на добавленную стоимость (имеющего природу косвенного налога) и к налогоплательщикам, которым при изменении судебной практики будет весьма затруднительно компенсировать с контрагентов убытки (условные) в виде доначисленной недоимки по налогу на добавленную стоимость, имеющему косвенный характер и учитываемому, по общему правилу, в цене сделки с покупателем товара (работ, услуг). Соответственно, взимание с налогоплательщика, осуществляющего указанный вид услуги (специализированные услуги буксиров по установке (снятию) бонового ограждения судна), налога на добавленную стоимость, а также суммы пени и штрафа за предыдущие периоды в данных правоотношениях возможно только с учетом действия налогового периода по налогу на добавленную стоимость и порядка изменения налогового регулирования, ухудшающего положение налогоплательщиков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном применении обществом за 2013, 2014, 2015 годы пониженной ставки земельного налога по участкам, используемым в целях обороны и безопасности.
Основанием для доначисления решением от 30.03.2017 N 4-Д земельного налога явился также вывод налогового органа о неправомерности применения ПАО "НПО "Стрела" ставки земельного налога в размере 0,03% и 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
ПАО "НПО "Стрела" в соответствии с уставом является коммерческой организацией, целью которой является участие в обеспечении оборотоспособности и безопасности РФ, развитии военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Деятельность, связанная с ведением сельскохозяйственного производства, в уставе не предусмотрена.
В то же время обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 71:14:011001:59, общей площадью 207 400 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для размещения хозяйственных угодий; земельный участок с кадастровым номером 71:14:011001:72, общей площадью 344 100 кв.м, состоящий из 3-х обособленных частей: 1-я площадью 63 000 кв.м, 2-я площадью 92 200 кв.м, 3-я площадью 188 900 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для размещения хозяйственных угодий; земельный участок с кадастровым номером 71:14:011001:87, общей площадью 77 430 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для размещения хозяйственных угодий; земельный участок с кадастровым номером 71:14:011001:609, общей площадью 87 258 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения хозяйственных угодий; земельный участок с кадастровым номером 71:14:011001:610, общей площадью 339 104 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения хозяйственных угодий; земельный участок с кадастровым номером 71:14:011001:611, общей площадью 125 138 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения хозяйственных угодий.
Указанные земельные участки входят в состав сельского поселения Федоровское Ленинского района Тульской области, имеют категорию: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения хозяйственных угодий.
На основании абзаца первого пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Решением Тульской городской Думы от 13.07.2005 N 68/1311 утверждено Положение "О земельном налоге".
Согласно пункту 2 названного Положения налоговые ставки по налогу установлены в следующих размерах: 0,3% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
Решением Собрания депутатов муниципального образования Федоровское Ленинского района Тульской области от 18.03.2011 N 6-1 "О земельном налоге в муниципальном образовании Федоровское Ленинского района" определены следующие налоговые ставки: 0,03% - в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям поселений в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков под объектами сельскохозяйственного назначения; 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
Из решения налогового органа от 30.03.2017 N 4-Д следует, что налоговый орган, не оспаривая наличие у налогоплательщика в собственности спорных земельных участков и не ставя под сомнение кадастровую стоимость земельных участков и их вид разрешенного использования, пришел к выводу о фактическом неиспользовании налогоплательщиком данных земельных участков для сельскохозяйственной деятельности, что, по мнению инспекции, лишило налогоплательщика права на исчисление земельного налога за 2013, 2014, 2015 годы с применением льготной ставки налогообложения. Доначисление налога произведено налоговым органом с применением ставки налогообложения 1,5%, установленной для налогообложения прочих земельных участков.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Из системного толкования положений статей 7, 77 и 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях; при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Таким образом, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка. Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, то есть используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В силу положений статей 17, пункта 3 части 1 статьи 21, пункта 1 статьи 52, статьи 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
Между тем, налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие проведение в 2013-2015 годах мероприятий, связанных с использованием вышеназванных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Более того, у общества отсутствовали намерения использовать данные земельные участки для сельскохозяйственного производства.
Данный факт подтверждается протоколами заседания совета директоров ПАО "НПО "Стрела": от 30.05.2014 N СД-10, согласно которому члены совета директоров общества для размещения испытательной площадки общества приняли решение о целесообразности приобретения земельного участка, расположенного в районе дер. Сторожевое в Ленинском районе Тульской области (лесной массив в 17 км на северо-запад от г. Тулы); от 07.10.2014 N СД-15, согласно которому члены совета директоров общества для организации испытательной площадки общества одобрили сделки по приобретению земельных участков площадью 77 430 кв.м с кадастровым номером 71:14:011001:87, площадью 207 400 кв.м с кадастровым номером 71:14:011001:59, площадью 344 100 кв.м с кадастровым номером 71:14:011001:72.
В пункте 1.3 протоколов заседания совета директоров ПАО "НПО "Стрела" указано на решение членов совета директоров общества о необходимости перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Следовательно, еще до приобретения (08.10.2014) спорных земельных участков общество знало, что не будет использовать их по назначению для сельскохозяйственного производства.
Об отсутствии намерения использовать указанные выше земельные участки сельскохозяйственного назначения свидетельствует также приказ общества от 19.12.2014 N 754, из которого следует, что на основании договоров купли-продажи от 08.10.2014 общество приобрело земельные участки с целью организации испытательной площадки, приобретенным земельным участкам присвоен единый номер - "N 8 Испытательная площадка".
Согласно показаниям главного специалиста по земельным отношениям ПАО "НПО "Стрела" Трофимовой Г. И. (протокол допроса от 27.01.2017 N 1) спорные земельные участки приобретались обществом для организации испытательной площадки. При этом Трофимова Г. И. сослалась на протоколы заседания совета директоров от 30.05.2014 N СД-10, от 07.10.2014 N СД-15.
В ходе проверки налоговым органом также проведен осмотр принадлежащих обществу земельных участков, расположенных по адресу: Тульская область, Ленинский район, д. Сторожевое, в ходе которого установлено, что по периметру испытательной площадки установлено металлическое ограждение из сетки высотой более двух метров, сверху ограждения установлены козырьки из спиралей армированной колючей ленты высотой около метра, какие-либо строения на земельном участке отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что спорные земельные участки приобретены обществом не для сельскохозяйственного производства, а с целью размещения и организации испытательной площадки.
Довод общества о том, что осмотр земельных участков на предмет их целевого использования проведен неуполномоченным органом, несостоятелен в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 13 статьи 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
В рассматриваемом случае налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка общества за период 2013-2015 годы в соответствии со статьей 89 НК РФ.
Таким образом, действия инспекции по проведению осмотра территорий общества соответствуют нормам налогового законодательства.
Протокол осмотра от 01.02.2017 N 5 соответствует требованиям статей 98, 99 НК РФ, составлен в присутствии представителя общества по доверенности, двух понятых и подписан ими, следовательно, является надлежащим доказательством по делу.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре", на которое ссылается общество в обоснование своих доводов, не применимо в данной ситуации, поскольку налоговым органом при осмотре земельных участков не осуществлялся земельный надзор, а реализовывались полномочия, предоставленные налоговым органам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в основу оспариваемого решения инспекции положены не только сведения, полученные в ходе осмотра, но и иные доказательства, подтверждающие то, что земельные участки не использовались обществом для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельные участки, принадлежащие заявителю, хотя и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако, не используются для сельскохозяйственного производства, что исключает возможность применения к ним пониженной ставки земельного налога.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.06.2018 по делу N А68-10271/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-10271/2017
Истец: ПАО "НПО Стрела"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области