Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 декабря 2018 г. N Ф10-5204/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А14-4296/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В., Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цурган Т.Д.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: Киреевой Ю.С., представителя по доверенности N 01-12/17 от 09.01.2018;
от Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД": Любых И.А., представителя по доверенности N 319 от 21.02.2018, Конаныхиной И.А, представителя по доверенности N 900 от 07.05.2018, паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.05.2018 по делу N А14-4296/2018 (судья Аришонкова Е.А.), принятое по заявлению Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" (ОГРН 1033600032993, ИНН 3662044189) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании незаконным решения от 07.02.2018 N046S19180001830 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - заявитель, БУЗ ВО "ВОКЦПИБС", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - заинтересованное лицо, Управление Пенсионного фонда) о признании незаконным решения от 07.02.2018 N 046S19180001830 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
Решением от 17.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что заявитель был правомерно привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года. Считает, что одновременное наличие отменяющей и исходной форм спорного отчета обусловило необходимость представления дополняющей формы сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года, о чем заявителю было направлено уведомление от 08.02.2017, однако указанные ошибки были устранены БУЗ ВО "ВОКЦПИБС" лишь 30.11.2017.
БУЗ ВО "ВОКЦПИБС" возражало на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, приобщенном к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа БУЗ ВО "ВОКЦПИБС", в ходе которой выявлено, что отчет по форме СЗВ-М за апрель 2016 года представлен в отношении 363 застрахованных лиц 30.11.2017, тогда как срок представления соответствующих сведений за данный отчетный период установлен не позднее 10.05.2016.
По результатам проведенной проверки Управлением Пенсионного фонда был составлен акт N 046S18170023586 от 20.12.2017 и принято решение N046S19180001830 от 07.02.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым БУЗ ВО "ВОКЦПИБС" привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 181 500 руб.
Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда N 046S19180001830 от 07.02.2018, БУЗ ВО "ВОКЦПИБС" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением
Удовлетворяя заваленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчика состава вменяемого ему правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 167-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 13 Закона N 167-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации представлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
На основании ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закона N 27-ФЗ), органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных п.2.3 ст.11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей на момент выявления УПФР нарушения срока представления сведений).
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как усматривается из решения Управления Пенсионного фонда N 046S19180001830 от 07.02.2018, в рассматриваемом случае объективная сторона вменяемого заявителю правонарушения заключается в несвоевременном представлении ответчиком сведений по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, предусмотренных п. 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за апрель 2016 года. Так, в решении Управления Пенсионного фонда указано, что соответствующие сведения за апрель 2016 года представлены БУЗ ВО "ВОКЦПИБС" 30.11.2017, тогда как установленный срок представления данных сведений - не позднее 10.05.2016.
Одновременно, из материалов дела следует, что сведения о 363 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года были представлены Учреждением в Управление Пенсионного фонда 05.05.2016. При составлении данного отчета страхователем была неверно указан тип формы представленного отчета (указана отменяющая форма при отсутствии исходной). При этом судом учтены пояснения представителей учреждения относительно того, что указанная отчетность за апрель 2016 года представлялась учреждением впервые, ввиду чего, страхователь не обратил внимания на необходимость заполнения данной графы, при этом верно указав отчетный период и сведения о застрахованных лицах, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27- ФЗ.
Факт получения Управлением Пенсионного фонда данного отчета 05.05.2016 подтверждается положительным протоколом входного контроля, из которого следует, что полученный Управлением Пенсионного фонда 05.05.2016 отчет принят, что предполагает соответствующий учет представленных сведений о застрахованных лицах для целей указанного закона N 27-ФЗ. Также суд обращает внимание на то, что иные сведения за указанный период страхователем до 05.05.2016 не представлялись, что позволяло считать допущенную ошибку при указании типа формы носящей характер явной технической опечатки и учесть представленный отчет как впервые представленный.
Как закреплено в разделе 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ, утвержденной распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании", отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.
В течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
Таким образом, наличие у заявителя квитанции о доставке направленного в территориальный орган Пенсионного фонда РФ 05.05.2016 отчета, а также положительного протокола входного контроля сведений о застрахованных лицах, является надлежащим подтверждением факта представления данного отчета и его приема органом Пенсионного фонда РФ по телекоммуникационным каналам связи в установленный срок.
При этом доказательств, подтверждающих, что в адрес страхователя в установленном порядке была направлена информация о каких-либо ошибках в представленной отчетности (в том числе, в отношении ошибочного указанной отменяющей формы отчета, при том, что подлежащие отмене сведения до указанного отчета не представлялись) Управлением Пенсионного фонда не представлено.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что обязанность заявителя по представлению сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года была исполнена последним в установленный срок.
При этом допущенная техническая ошибка при указании типа формы была самостоятельно исправлена страхователем путем представления 21.06.2016 сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года с указанием кода "исхд" вместо ошибочно указанного "отм", в остальном представленные 05.05.2016 и 21.06.2016 сведения содержат идентичные данные.
Кроме того, в случае, если допущенная страхователем техническая ошибка не позволяла достоверно установить отчетный период, за который представлены сведения 05.05.2016, контролирующий орган не был лишен возможности направить заявителю уведомление об устранении допущенной ошибки (носящей в данном случае явный характер). Тогда как в направленном страхователю по результатам проверки поступивших в электронной форме сведений положительном протоколе проверки отсутствует указание на обнаруженные ошибки и противоречивые сведения.
Сведения по форме СЗВ-М в данном случае были представлены страхователем заблаговременно до наступления установленного срока, что позволяло ему внести соответствующие уточнения в пределах установленного срока (при надлежащем информировании о допущенной ошибке). Вместе с тем, уведомление об устранении несоответствии в представленных сведениях было направлено заявителю органом контроля лишь 08.02.2017, при этом суд первой инстанции верно посчитал недоказанной обоснованность указанного в уведомлении требования ввиду отсутствия оснований полагать, что отменяющей формой отчета, представленной ранее, чем исходная форма, страхователем фактически была отменена исходная форма отчета, представленная позднее с целью исправления технической ошибки в графе "тип формы".
В свою очередь, представление учреждением дополняющей формы сведений за апрель 2016 года 30.11.2017 по просьбе сотрудников Управления Пенсионного фонда не могло являться основанием для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление данных сведений, представленных 05.05.2016 и исправленных в части ошибочного указания типа формы 21.06.2016. При этом, кроме ошибочного указания формы отчета, представленные 05.05.2016, 21.06.2016 и 30.11.2017 отчеты содержат аналогичные сведения о застрахованных лицах (363 человека), что позволяет рассматривать представленные 21.06.2016 и 30.11.2017 отчеты как повторные, что, в свою очередь, исключает возможность применения ответственности за их несвоевременное представление.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии вины в неисполнении ответчиком возложенной на него обязанности по представлению в установленный срок соответствующей отчетности в орган Пенсионного фонда за апрель 2016 года, является правильным.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика состава вменяемого ему правонарушения в виде непредставления в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, за апрель 2016 года.
C учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже от 07.02.2018 N 046S19180001830.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.05.2018 по делу N А14-4296/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В.Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.