г. Киров |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А28-14615/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Юдникова Е.А., действующего на основании доверенности от 24.07.2018,
представителя ответчика Чернобровкиной О.Н., действующей на основании доверенности от 23.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2018 по делу N А28-14615/2017, принятое судом в составе судьи Киселевой В.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН: 4345000249, ОГРН: 1034316517839)
к министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ИНН: 4345421582, ОГРН: 1154350002641)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Кирова (ИНН 4348005534, ОГРН 1024301340238)
о взыскании 865 227 рублей 00 копеек,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - Министерство, ответчик, заявитель) о взыскании субсидии за период с января по сентябрь 2017 года в сумме 865 227 рублей 00 копеек по услуге "Тепловая энергия, от котельной г. Киров, сл. Талица, 30".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Кирова (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования истца в полном объеме.
По мнению заявителя, решение является незаконным и необоснованным, а выводы суда не соответствующими установленным по делу обстоятельствам. Указывает, что постановление администрации города Кирова от 13.01.2017 N 67-п, утвердившее стандарт по Советский тракт, 12 с 01.01.2017 в размере 16,57%; постановление администрации города Кирова от 15.03.2017 N 900-п, утвердившее стандарт по Советский тракт, 12 с 01.07.2017 в размере 15,847% утверждены в нарушение требований постановления Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы коммунальные услуги в Российской Федерации". Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части Гражданского кодекса Российской Федерации" суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил заявленные доводы, просит оставить решение без изменения.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не направила.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы жалобы, ответила на вопросы суда, представитель истца огласил доводы отзыва, пояснил правовую позицию по делу.
Третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных представителей.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Водоканал" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса (тепловой энергии) для населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Киров, сл. Талица, 30 (далее - спорный МКД), с января по сентябрь 2017 года оказывал жителям спорного МКД услуги по теплоснабжению и взимал плату по тарифу с учетом стандарта - 1 194 рубля 22 копейки (1 241 рубль 99 копеек - с 01.07.2017) за 1 Гкал соответственно.
Решением Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.11.2015 N 45/119-тэ-2016 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Водоканал" на период с 27.11.2015 по 31.12.2018, в том числе для потребителей, проживающих в сл. Талица, в размере 4 242 рубля 34 копейки за 1 Гкал - с 01.01.2017 по 30.06.2017; 6 051 рубль 39 копеек за 1 Гкал - с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Постановлениями администрации города Кирова от 13.01.2017 N 67-п и от 15.03.2017 N 900-п "Об утверждении стандарта уровня платежей за коммунальные услуги" установлены стандарты уровня платежей населения на территории муниципального образования "Город Киров" для МУП "Водоканал", в том числе и по сл. Талица: 1) с 01.01.2017 - 28 % от утвержденного экономически обоснованного тарифа (4 242 рубля 34 копейки) или 1 194 рубля 22 копейки; 2) с 01.07.2017 - 20,524% от утвержденного экономически обоснованного тарифа (6 051 рубль 39 копеек) или 1 241 рубль 99 копеек.
03.08.2017 между Министерством и МУП "Водоканал" подписано Соглашение о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами N 53/в (далее - Соглашение), согласно пункту 1.2 которого субсидия предоставляется при соблюдении получателем условий, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий.
Организация в силу пунктов 2.1.1, 2.1.2, 5.1 Соглашения ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство расчет субсидии с нарастающим итогом по утвержденной форме; справочную информацию об объеме отпущенных коммунальных услуг населению, согласованную с организацией, осуществляющей начисление платы населению за коммунальные услуги; копию счета, подтверждающего фактический отпуск и тариф коммунального ресурса. Для получения субсидий по итогам работы за декабрь организация представляет в Министерство в срок до 15 февраля следующего финансового года документы, указанные в пункте 2.1.1 Соглашения.
Субсидии предоставляются Предприятию в соответствии с Порядком предоставления субсидий при следующих условиях: в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в 2016 году; при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год; включении организации в перечень ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидии, утвержденный распоряжением Министерства; при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством форме; при наличии соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 3.5 Порядка предоставления субсидий (пункт 3.1 Соглашения).
Вследствие применения в расчетах с населением стандарта платежей в период с января по сентябрь 2017 года у истца возникли убытки в размере 865227 рублей 00 копеек, вызванные разницей между тарифами, установленными для истца, и уровнями оплаты для населения, утвержденными органом местного самоуправления (администрацией).
В рамках исполнения Соглашения истец направил ответчику необходимый перечень документов для получения субсидии, в том числе ожидаемый расчет субсидий на возмещение части недополученных доходов за январь - декабрь 2017 года, включив в объем субсидии стоимость тепловой энергии, израсходованной на отопление 2 этажных домов до 1999 года постройки, в том числе спорного жилого дома сл. Талица. Также направлялись и ежемесячные расчеты за спорный период.
12.09.2017 письмом Министерство отказало Предприятию в выплате субсидии.
Претензии истца о погашении задолженности по субсидиям за 2017 год остались без ответа, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые и регулируемые уполномоченными на то государственными или муниципальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен в силу пункта 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) устанавливают тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, холодную и горячую воду.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, горячей, питьевой и (или) технической воды осуществляется по тарифам, установленным органом регулирования (часть 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ и часть 6 статьи 13 закона N 416-ФЗ).
В то же время в силу частей 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
В целях реализации статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение (разъяснение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей").
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец обратился в суд в связи с несвоевременным исполнением обязанности публично-правового образования в лице уполномоченных органов компенсировать финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования (межтарифная разница), оформленной соглашением о предоставлении соответствующих субсидий.
Администрацией города Кирова приняты постановления от 13.01.2017 N 67-п и от 15.03.2017 N 900-п, которыми установлены стандарты уровня платежей населения на территории муниципального образования "Город Киров" для МУП "Водоканал", в том числе и по сл. Талица: с 01.01.2017 - 28 % от утвержденного экономически обоснованного тарифа (4 242 рубля 34 копейки) или 1 194 рубля 22 копейки; с 01.07.2017 - 20,524% от утвержденного экономически обоснованного тарифа (6 051 рубль 39 копеек) или 1 241 рубль 99 копейки.
Вышеуказанные постановления администрации города Кирова затрагивают интересы неопределенного круга лиц из числа абонентов, оплачивающих тепловую энергию по указанному адресу по установленному уровню стандарта платежа.
Указанные постановления Администрации являются нормативными правовыми актами, приняты органом в пределах компетенции, в установленном порядке не оспорены, не признаны несоответствующими законодательству.
Расчеты с потребителями за ресурс осуществлялись с учетом названного стандарта платежей, в связи с чем у истца возникли выпадающие доходы, которые должны быть компенсированы Предприятию, что не противоречит соглашению от 03.08.2017 N 53/в и Порядку предоставления субсидий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании субсидии за период с января по сентябрь 2017 года в сумме 865 227 рублей 00 копеек по услуге "Тепловая энергия, от котельной г. Киров, сл. Талица, 30".
Учитывая избранный истцом способ защиты, апелляционная инстанция считает, что оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2018 по делу N А28-14615/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение одного/двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14615/2017
Истец: МУП "Водоканал"
Ответчик: Министерство строительства и ЖКХ Кировской области
Третье лицо: Администрация города Кирова, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области