г.Самара |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А72-4018/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" - представитель не явился, извещено,
от министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: ПАО "Т Плюс" - представитель не явился, извещено,
Юманова Г.А. - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2018 года апелляционную жалобу министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2018 года по делу N А72-4018/2018 (судья Овсянникова Ю.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Городская управляющая компания Засвияжского района" (ОГРН 1067327027899, ИНН 7327039640), г.Ульяновск, к министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, г.Ульяновск, третьи лица: ПАО "Т Плюс", г.Ульяновск, Юманова Г.А., г.Ульяновск,
об оспаривании предписания от 25.12.2017 N К-40,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Городская управляющая компания Засвияжского района" (далее - ОАО "ГУК Засвияжского района", общество, управляющая организация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным (незаконным) и отмене предписания от 25.12.2017 N К-40.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Т Плюс", Юманова Г.А.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены, предписание министерства N К-40 от 25.12.2017 признано незаконным и не подлежащим применению и исполнению со дня принятия решения суда.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что ресурсоснабжающая организация является гарантирующим поставщиком коммунального ресурса, а исполнителем коммунальных услуг перед потребителями, с которыми заключены договоры управления является ОАО "ГУК Засвияжского района". Законодательством предусмотрено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Однако заявителем данные требования законодательства выполнены не были. Меры по обеспечению предоставления коммунальных услуг надлежащего качества собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ульяновск, ул.Аблукова, д. 45, на момент проведения внеплановой выездной проверки управляющая организация не предпринимала.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ГУК Засвияжского района" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГУК Засвияжского района", действующее на основании лицензии N 073-000056 от 03.03.2015, выданной Главрегионнадзором Ульяновской области, осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: ул.Аблукова, д.45 в г.Ульяновске в соответствии с договором управления от 01.06.2008.
Житель кв.19/5 дома N 45 по ул.Аблукова в г.Ульяновске Юманова Г.А. обратилась в министерство с жалобой на факт предоставления коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, для проверки которой 25.12.2017 на основании распоряжения заместителя министра по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Ульяновской области от 22.12.2017 проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "ГУК Засвияжского района". В ходе проверки выявлено нарушение п.15 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в следующем: температура воздуха в комнате угловой квартиры N 19/5 указанного дома не соответствовала нормативной, составляет 210С.
Проверка проведена в присутствии представителя ОАО "ГУК Засвияжского района". По результатам проверки составлен акт от 25.12.2017 N 001028/К-40, на основании которого 25.12.2017 ОАО "ГУК Засвияжского района" выдано предписание N К-40 об устранении выявленных нарушений. Срок устранения выявленных нарушений - 30.01.2018.
ОАО "ГУК Засвияжского района" не согласилось с указанным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным (незаконным) и отмене.
В обоснование заявленных требований общество указало, что исполнителем предоставления коммунальной услуги - отопление - собственникам дома N 45 по ул. Аблукова в г.Ульяновске с 01.11.2017 является ресурсоснабжающая организация ПАО "Т Плюс", расчет за потребление данной коммунальной услуги осуществляются между собственниками помещений МКД и ПАО "Т Плюс"; собственники МКД плату за данную коммунальную услугу в управляющую компанию не вносят и ПАО "Т Плюс" не выставляет счета за поставку соответствующего ресурса управляющей компании.
ПАО "Т Плюс" обязано поставить в точку поставки коммунальную услугу и коммунальный ресурс надлежащего качества. По мнению заявителя, предписание выдано ненадлежащему адресату, что является основанием для его отмены.
Министерство заявленное требование не признало, полагая предписание законным и обоснованным.
Третье лицо ПАО "Т Плюс" доводы министерства поддерживает, в пояснениях по делу указывает, что является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и ГВС в отношении собственников помещений МКД N 45 по ул.Аблукова в г.Ульяновске; ответственность за поставку коммунальной услуги (отопление) ненадлежащего качества лежит на заявителе; ПАО "Т Плюс" поставляет на границу эксплуатационной ответственности коммунальный ресурс в необходимых объемах и надлежащего качества; сведений о том, что коммунальная услуга по отоплению оказывалась ненадлежащим образом вследствие неисправности в работе централизованных сетей инженерно-технического обеспечения в пределах границы ответственности ПАО "Т Плюс" (стена многоквартирного дома, через которую осуществляется вод инженерных сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения), материалы дела не содержат.
В силу требований части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение
готовности инженерных систем.
Приложением N 1 к Правилам N 354 установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе пунктом 15 установлено требование по обеспечению нормативной температуры воздуха, которая в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617- 2000).
Допустимое превышение нормативной температуры должно быть не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Согласно акту проверки от 25.12.017 установлено, что при замере температуры воздуха посредством термометра в комнате квартиры N 19/5 составляет +21°С при нормативных требованиях, учитывая, что Ульяновская область отнесена к районам с температурой наиболее холодной пятидневки, не ниже +22 °С.
Материалами дела подтверждается, что ПАО "Т Плюс" воспользовалось правом, предоставленным ресурсоснабжающим организациям Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124), и при наличии большой задолженности в одностороннем порядке расторгло договор теплоснабжения N 78237птэ от 23.05.2013 с ГУК Засвияжского района.
С этого момента, как считает заявитель, все права и обязанности исполнителя по поставке коммунального ресурса теплоснабжения и ГВС надлежащего качества перед гражданами - потребителями коммунальных услуг, несет ПАО "Т Плюс".
ПАО "Т Плюс" также считает себя исполнителем коммунальных услуг теплоснабжения и ГВС, но до границы ответственности - стены многоквартирного жилого дома N 45 по ул.Аблукова.
Согласно п.9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:
а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.
в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией (п.14 Правил N 354).
В соответствии с подп. "е" п.17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, - до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354).
Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме (п.21 Правил N 354).
Корреспондирующая обязанность установлена и в п.103 Правил N 354: если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с подп. "д" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, (далее - Правила N491) в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
В соответствии с п.6, п.8 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исходя из изложенного, ПАО "Т Плюс" в рассматриваемой ситуации, после расторжения договора теплоснабжения с управляющей организацией и заключения договоров с каждым собственником помещений МКД по ул.Аблукова 45 путем совершения конклюдентных действий (при выставлении счетов непосредственно потребителям), отвечает за качество коммунального ресурса до границы сетей МКД (стены дома), внутри МКД ответственность за качество коммунальных ресурсов, в отсутствие соглашения об ином, несет ГУК Засвияжского района.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" введена в действие Статья 157.2 ЖК РФ "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами", в соответствии с которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги могут предоставляться ресурсоснабжающей организацией, в том числе в случае расторжения договора между УК и РСО. В этом случае, в соответствии с нормами статей 161, 162 ЖК РФ в новой редакции, управляющая организация обязана обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг, осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.(п.1.1 ст.161 ЖК РФ)
Данные положения закона распространяются и на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления и договоров предоставления коммунальных услуг, в силу ст.3 Федерального закона N 59-ФЗ.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписанием министерства N К-40 от 25.12.2017 ОАО "ГУК Засвияжского района" в срок до 30.01.2018 предписано устранить нарушения в виде предоставления коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества.
Между тем доказательств в подтверждение того, что данное нарушение возникло по вине управляющей организации, административным органом суду не представлено: замеры температуры проводились только внутри квартиры N 19/5 потребителя, замеров температуры коммунального ресурса на вводе в дом при проверке не проведены, общедомовые приборы учета, показания которых могли бы свидетельствовать о надлежащей поставке ресурса ресурсоснабжающей организацией, по утверждению всех лиц, участвующих в деле, выведены из строя.
Доказательств того, что третье лицо ПАО "Т Плюс" осуществляет поставку коммунальной услуги по отоплению в указанный МКД надлежащего качества, а снижение температуры происходит в инженерных сетях внутри МКД, материалы проверки также не содержат и в процессе рассмотрения спора суду не было представлено, как и доказательств ненадлежащего содержания ОАО "ГУК Засвияжского района" инженерных сетей и необеспечения готовности инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества указанного многоквартирного дома, к предоставлению коммунальных услуг.
Суд первой инстанции согласился с доводами заинтересованного лица о том, что заявитель как управляющая организация должен в силу закона контролировать качество предоставления коммунальных услуг потребителям, проживающим в МКД, в том числе и при заключении ими договоров напрямую с ресурсоснабжающими организациями, однако оспариваемым предписанием указано на нарушение предоставления коммунальной услуги по отоплению, а не отсутствия контроля за качеством данной услуги при поступлении жалобы от потребителя.
Таким образом, министерством не доказана вина ОАО "ГУК Засвияжского района" в предоставлении гражданам коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, а, следовательно, не доказана исполнимость выданного предписания заявителем.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу положений ч.2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным.
При этом в силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Согласно п.8 ст.201 АПК РФ со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
С учетом вышеизложенного предписание министерства N К-40 от 25.12.2017 следует признать незаконным, а заявленные требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ОАО "ГУК Засвияжского района" как исполнитель несет установленную законодательством ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг, отклоняются. В данном случае министерство не доказало, что заявителем не были приняты необходимые меры по обеспечению предоставления коммунальных услуг надлежащего качества собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 45. Представленными министерством в материалы дела доказательствами не подтверждено, что именно виновное бездействие управляющей организации привело к снижению температуры воздуха в жилом помещении указанного многоквартирного дома ниже установленных нормативов.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 22 июня 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2018 года по делу N А72-4018/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.