Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф07-15837/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
27 августа 2018 г. |
Дело N А56-13051/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бургановой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица-1: Гайнидинов К.Н. по доверенности от 10.01.2018
от заинтересованного лица-2: Жебелева Т.Н. по доверенности от 14.08.2018
от заинтересованного лица-3: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17330/2018) МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2018 по делу N А56-13051/2018 (судья Селезнёва О.А.), принятое
по заявлению МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район"
к 1) УФАС по Ленинградской области; 2) ООО "Медиком +"; 3) ИП Федоров М.К.
3-е лицо: Васильев М.Е.
об оспаривании решения (в части)
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" (ОГРН 1054700285683, адрес: 188330, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, пгт Сиверский, ул. Заводская, д. 15; далее - Предприятие, заявитель, МУП ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН 1089847323026, адрес: 191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) решения от 12.10.2017 по делу N 15-02-Р/17, принятому при рассмотрении жалобы Васильева М.Е. по факту установки на входных дверях подъездов дома по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Белогорка, ул. Институтская, д. 15. металлических рекламных конструкций. Оспариваемым решением комиссия Ленинградского УФАС признала Предприятие нарушившим требования части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) как рекламораспространителя в связи с незаконно установленными и эксплуатируемыми в отсутствие разрешительных документов рекламными конструкциями (металлические таблички) на входных дверях подъездов МКД.
В качестве заинтересованных лиц к участию в дело так же привлечены ООО "Медиком +" (адрес: 188306, Ленинградская обл., г.Гатчина, ул.Киргетова, д.6а), ИП Федоров М.К..
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в дело привлечен Васильев М.Е.
Решением от 22.05.2018 суд первой инстанции в удовлетворении заявления Предприятию отказал.
Не согласившись с решением суда, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, в действиях предприятия отсутствует вина во вменяемом правонарушении, поскольку рекламные конструкции устанавливались иным лицом.
В судебном заседании представители УФАС по Ленинградской области и ООО "Медиком +" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район", ИП Федоров М.К., Васильев М.Е., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Ленинградское УФАС России поступило заявление гр. Васильева М.Е., перенаправленное из Гатчинской городской прокуратуры Ленинградской области, о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе.
Из заявления следует, что по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Белогорка, ул. Институтская, дом 15, на входных дверях подъездов указанного дома установлены металлические рекламные конструкции.
На данных конструкциях в верхней части размещена информация об экстренных службах, управляющей компании, номера их телефонов, номер подъезда и номера квартир. В нижней части размещена информация рекламного характера о сети медицинских центров ООО "Медиком+".
По результатам рассмотрения заявления и полученных материалов, на основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, в отношении ИП Федорова М.К. и МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" возбуждено производство по делу N 15-02-З/17 по признакам нарушения части 9 статьи 19 Закона о рекламе (Определение от 11.09.2017 N О/02/77).
Решением от 12.10.2017 УФАС по Ленинградской области признало в действиях МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" как рекламораспространителя нарушение части 9 статьи 19 Закона о рекламе.
Не согласившись с вынесенным решением Управления, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции, установив у МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" отсутствие необходимых разрешений на размещение рекламных конструкций, пришел к выводу о правомерности решения УФАС, в связи с чем в удовлетворении заявления предприятию отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва Управления на апелляционную жалобу, выслушав представителей УФАС и ООО "Медиком +", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с п. 3.5.2 гл. 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
Информация, размещенная на таких табличках, не должна содержать информацию рекламного характера. На установку указанных табличек согласие собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Размещение на данных табличках коммерческой и социальной рекламы не предусмотрено.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара,
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
По смыслу части 1 статьи 19 Закона о рекламе, к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется данной статьей, относятся технические средства стабильного территориального размещения, к которым относятся металлические таблички со сменной информацией рекламного характера, прикрепленные к входным дверям.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном пунктом 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного, указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи, законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламораспространитель.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно договору N 04/1-17 от 20.03.2017, заключенному между ООО "Медиком+" и ИП Федоровым М.К., на табличках размещалась коммерческая информация о медицинских услугах, оказываемых ООО "Медиком+".
Металлические таблички, установленные на входных дверях по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Белогорка, ул. Институтская, д. 15, являются рекламными конструкциями, так как относятся к техническим средствам стабильного территориального размещения.
Информация, размещаемая на табличках, сменная, следовательно, на данных табличках можно размещать как коммерческую рекламу, социальную рекламу, так и сведения носящие информационный характер.
Уполномоченной управляющей компанией многоквартирного дома по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, деревня Белогорка, ул. Институтская, д. 15 является МУП ЖКХ "Сиверский", следовательно, указанная управляющая компания является рекламораспространителем данных рекламных конструкций (металлических табличек), поскольку осуществляет хозяйственную деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного дома от имени собственников помещений.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в действиях Предприятия отсутствует вина в совершенных противоправных действиях, правомерно и обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку факт осведомленности МУП ЖКХ "Сиверский" о размещенных рекламных конструкциях подтвержден материалами дела, в том числе письмом самого Предприятия N 1550 от 07.06.2017, адресованным Васильеву М.Е. (л.д. 32).
Так же в материалы дела представлен ответ ИП Федорова М.К., адресованный УФАС (вх.N 9372 от 10.10.2017) о том, что после обращения Васильева к директору МУП ЖКХ "Сиверский" ему (Федорову М.К.) было указано на допущенные нарушения и адресные таблички были приведены в соответствие с требованиями заявителя, а так же направлен проект в МУП для утверждения эскиза (л.д.54). Согласно указанному эскизу коммерческая реклама на адресных табличках была заменена на социальную (л.д.55).
В соответствии с пунктом 3.5.2 главы 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.
Информация, размещенная на таких табличках, не должна содержать информацию рекламного характера. На установку указанных табличек согласие собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Размещение на данных табличках коммерческой и социальной рекламы действующим законодательством не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал решение УФАС законным и отказал в удовлетворении заявления Предприятия.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. подлежит возврату МУП ЖКХ "Сиверский" МО "Гатчинский район" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 мая 2018 года по делу N А56-13051/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Сиверский" МО "Гатчинский район" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.