г. Вологда |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А05-3561/2018 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Моисеевой И.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2018 года по делу N А05-3561/2018 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086; место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 90/92; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1112902000530, ИНН 2902070000; место нахождения: 164520, Архангельская область, город Северодвинск, улица Торцева, дом 4; далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2018 N 2.8-13/385 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения. Кроме этого, заявитель просил признать незаконным представление от 14.03.2018 N 2.8-13/05383 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2018 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2018 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2018 N 2.8-13/385 о назначении административного наказания и представления от 14.03.2018 N2.8-13/05383 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, принятых в г. Северодвинске в отношении Общества, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027809237796, находящегося по адресу: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., дом 90/92 отказано. Не подлежащим исполнению признано постановление от 14.03.2018 N 2.8-13/385 о назначении административного наказания, принятое в г. Северодвинске Инспекцией в отношении Общества.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку согласно Федерального закона от 07.03.2018 N 52-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6-1 и 20 Федерального закона "О лотереях" и введением в действие части 6.1 статьи 20 Федерального закона "О лотереях" Общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша и выплаты в размере или свыше 600 000 руб., а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 руб., Обществом таких операций не проводится.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как усматривается в материалах дела, 02 февраля 2018 года должностным лицом Инспекции был обнаружен факт реализации одного лотерейного билета гражданке Жуковой В.Л. по цене 100 руб. в магазине "Пятерочка" по адресу: Архангельская обл., г. Северодвиснк, просп. Труда, д. 10 без проведения идентификации клиента до приема на обслуживание организацией, проводящей лотерею (распространение лотерейных билетов).
По факту выявленного нарушения инспекция в присутствии представителя заявителя составила протокол об административном правонарушении от 27.02.2018 и квалифицировала деяние заявителя по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекция вынесла постановление от 14.03.2018 N 2.8-13/385 о назначении административного наказания и привлекла заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения. Кроме этого, Инспекция выдала Обществу представление от 14.03.2018 N 2.8-13/05383 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Данные постановление и представление были вручены обществу 20.03.2018.
Не согласившись с этим постановлением и представлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, признав в действиях Общества наличие события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, однако отметил, что оспариваемые постановление и представление не подлежат исполнению в связи с внесением в Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" изменений, указывающих на отсутствие необходимости идентификации клиентов при распространении лотерейных билетов при сумме расчета до 15 000 руб.
Апелляционный суд не может согласиться с таким решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), а в случаях, предусмотренных пунктами 1.11 и 1.12 настоящей статьи, фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серию и номер документа, удостоверяющего личность, а также иную информацию, позволяющую подтвердить указанные сведения (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) (пункт 1.1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (пункт 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Из приведенных выше положений следует, что заявитель обязан идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотерее в размере или свыше 600 000 руб. либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. или выше. В отношении таких лиц заявитель обязан представлять информацию в уполномоченный орган. Доказательств выигрыша и (или) выплаты на сумму в размере или свыше 600 000 руб., а также приема платежей по покупке лотерейных билетов на сумму свыше 15 000 руб. не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в действиях Общества отсутствует.
В связи с изложенным оспариваемые постановление и предписание подлежат признанию незаконными, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 июня 2018 года по делу N А05-3561/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.03.2018 N 2.8-13/385 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также представление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.