г. Москва |
|
28 августа 2018 г. |
Дело N А41-87365/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.
при участии в заседании:
от истца ФГУП "ГВСУ N 14" - Яремич А.А. представитель по доверенности от 17 мая 2018 года, Панкратов И.А. представитель по доверенности от 19 февраля 2018 года,
от истца Министерства обороны Российской Федерации - Соколова С.Ю. представитель по доверенности от 14 марта 2018 года,
от ответчика Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Хомякова К.К. представитель по доверенности от 09 января 2018 года,
от третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Тер-Газарян А.Р. представитель по доверенности от 12 апреля 2018 года,
от третьего лица Акционерного общества "Первая Ипотечная Компания - Регион" - Власова Н.Г. представитель по доверенности от 23 октября 2017 года,
от третьих лиц Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Акционерного общества "Первая Ипотечная Компания - Регион" - представители не явился, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Акционерного общества "Первая Ипотечная Компания - Регион" и Администрации Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2018 года по делу N А41-87365/16, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску ФГУП "ГВСУ N 14", Министерства обороны Российской Федерации к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельные участки, третьи лица - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Акционерное общество "Первая Ипотечная Компания - Регион", Публичное акционерное общество "Группа компаний ПИК",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "ГВСУ N 14", Министерство обороны Российской Федерации обратились в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, в котором просили:
- установить местоположение границ земельного участка, площадью 53930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) в следующих уточненных координатах система координат МСК-50, в соответствии с таблицей N 1 заключения эксперта в указанных координатах;
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 53 930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008);
- внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:2006, установив его в границы в следующих координатах, в соответствии с таблицей N 4 заключения эксперта в указанных координатах;
- внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:1988, установив его в границы в следующих координатах, в соответствии с таблицей N 5 заключения эксперта в указанных координатах;
- признать отсутствующим право собственности Муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:2006 площадью 873 кв.м., в следующих границах, в соответствии с таблицей N 3 заключения эксперта в указанных координатах;
- признать отсутствующим право собственности Муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:1988 площадью 1913 кв.м, в следующих границах, в соответствии с таблицей N 2 заключения эксперта в указанных координатах.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Акционерное общество "Первая Ипотечная Компания - Регион", Публичное акционерное общество "Группа компаний ПИК".
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2018 года исковые требования удовлетворены частично: местоположение границ земельного участка, площадью 53930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) установлено в уточненных координатах системы координат МСК-50, в соответствии с таблицей N 1 заключения эксперта; внесены изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:2006, установив его в границы в координатах, в соответствии с таблицей N 4 заключения эксперта; внесены изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:1988, установив его границы в координатах, в соответствии с таблицей N 5 заключения эксперта; право собственности Муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" признано отсутствующим на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:2006 площадью 873 кв.м., в границах, в соответствии с таблицей N 3 заключения эксперта; право собственности Муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области" признано отсутствующим на часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:1988 площадью 1913 кв.м., в границах, в соответствии с таблицей N 2 заключения эксперта; в удовлетворении остальной части иска отказано (л.д. 85-93 т. 8).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ПИК - Регион" и Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФАУГИ, Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, АО "ПИК - Регион", извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "ПИК-Регион" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители истцов возражали по доводам апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные в Одинцовском районе Московской области с кадастровыми номерами: 50:20:0000000:30016, автомобильные боксы (здание N 3), площадью 406,3 кв.м., инв. N173:054-8424, лит т, 50:20:0000000:30017, автомобильные боксы (здание N 1), площадью 243,7 кв.м., 50:20:0000000:30019, здание "свинарник N 1", площадью 56,6 кв.м., 50:20:0000000:30021, здание "свинарник N 2", площадью 95,4 кв.м., 50:20:0000000:30026, нежилое здание, жилое, площадью 70 кв.м., что подтверждается свидетельствами от 20 июля 2015 года (л.д. 22, 25, 26, 33, 34 т. 2). Данные объекты расположены в пределах территории бывшей военной части N 43008 и представляют собой единый имущественный комплекс, огороженный единым забором.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества, а также распоряжением ТУ ФАУГИ в г. Москве N 100 от 24 января 2012 года данные объекты переданы на праве хозяйственного ведения ФГУП "ГВСУ N 14" (л.д. 2, 5, 6, 13, 14, 67 т. 2).
Предъявляя настоящие исковые требования, истцы сослались на то, что поскольку земельный участок на кадастровый учет не поставлен, были проведены кадастровые работы, по результатам которых выяснилось, что указанные выше объекты недвижимости оказались внутри смежного земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:83, собственником которого является Администрация Одинцовского муниципального района.
Так, в материалы дела представлено кадастровое дело объекта недвижимости 50:20:0030206:83, дата создания 03 марта 2004 года (л.д. 124 т. 5).
При этом, в военном городке N 315, находящимся в г.Одинцово-1, расположены 138 зданий, стоящих на балансе КЭЧ района, внесенных в Реестр федерального имущества N 05000845 от 06 июня 2000 года (л.д. 128 т. 5).
В связи с рассмотрением в Минимуществе Российской Федерации вопроса о передаче в муниципальную собственность высвобожденного военного городка N 315 (г.Одинцово-1) специалистом МУП "ЦС ИЗИ" Одинцовского района составлен план земельного участка площадью 594 326 кв.м. (л.д.129-130 т. 5).
На основании данного плана составлен Чертеж границ земельного участка "Одинцово- 1" (городок N 315), оформляемого в муниципальную собственность муниципальному образованию "Одинцовский муниципальный район Московской области". Данный чертеж удостоверен руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Одинцовского района (л.д.141 т. 5).
На основании заявки Администрации Одинцовского района N 2.1.17/155 от 27 января 2004 года о постановке на государственный учет (л.д. 126 т. 5), кадастровой палатой 03 марта 2004 года в ГКН внесены сведения о земельном участке: г. Одинцово-1, площадью 59,4326 га, категория земель: земли поселений, вид разрешенного использования "для обслуживания жилых и нежилых зданий", с присвоением кадастрового номера 50:20:0030206:83 (л.д. 3 т.4).
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 сентября 2013 года N 674 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Одинцовского муниципального района Московской области" в собственность Одинцовского муниципального района Московской области в том числе передан земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:83 площадью 594 326 кв.м. (л.д. 6-7 т. 4).
На основании постановления Администрации Одинцовского муниципального района от 08 октября 2013 года N 2473 "О приеме в муниципальную собственность и казну Одинцовского муниципального района Московской области объектов недвижимого имущества" в муниципальную собственность и казну Одинцовского муниципального района принят земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:83 (л.д.15, 17 т. 4).
Также постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 638 от 04 февраля 2016 года "О разделе земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1", земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:83 разделен на 21 земельный участок, в том числе, из земельного участка кадастровым номером 50:20:0030206:83 образованы спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030206:2006 и 50:20:0030206:1988 (л.д. 25-27 т. 4).
Истцы указали, что таким образом было выявлено пересечение границ образуемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами 50:20:0030206:2006 и 50:20:0030206:1988, которые находятся в собственности администрации, что подтверждается соответствующими выписками от 07 марта 2017 года (л.д. 51, 57 т. 3).
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:2006 находится в аренде у АО "ПИК-Регион" в соответствии с условиями договора аренды от 26 февраля 2016 года N 6480.
Истцы полагают, что земельный участок под объектами недвижимости, находящимися на территории бывшей в/ч N 43008, является федеральной собственностью, и наличие записи в ЕГРН о правах ответчика нарушает право Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как участника гражданских правоотношений, в том числе его законных прав на распоряжение данными объектами, а также нарушает права ФГУП "ГВСУ N14" на образование земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости, обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ)
В силу статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании пункта 2 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (пункт 5 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ).
Следовательно, местоположение границ земельного участка и его описание должно производиться в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права как способ защиты гражданских прав, применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор о праве, или правовой неопределенности в наличии права.
Иск о признании права - требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права на спорное имущество.
Иск о признании права собственности является вещно-правовым иском и необходимость в таком способе защиты возникает именно тогда, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, оспариванию, а также применяется в случаях отрицания кем-либо наличия субъективного гражданского права у лица, в связи с чем возник или может возникнуть спор.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, при этом согласно статье 305 ГК РФ, данные права принадлежат также лицу, которое хотя и не является собственником, но владеет имуществом на ином праве либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении Пленумов N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункты 58, 59) разъяснил, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29. апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что право собственности Российской Федерации в лице Минобороны России на землю под бывшей военной частью N 43008 уже возникло в силу закона под объектами недвижимости и территорией военной части.
Однако при отсутствии каких-либо распорядительных актов по отчуждению земель Российской Федерации из территории бывшей военной части N 43008 в собственность ответчика был передан земельный участок под военным городком N 315.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу требования о признании уже существующего права собственности Минобороны России на земельные участки под объектами недвижимости 50:20:0000000:30016, 50:20:0000000:30017, 50:20:0000000:30019, 50:20:0000000:30021, 50:20:0000000:30026 не подлежат удовлетворению.
Кроме того, на основании пункта 52 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2012 года N 12576/11 усматривается, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим по смыслу пункта 52 постановления Пленума от 29 апреля 2010 года N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков (о признании права либо об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Как указывалось выше, право собственности Российской Федерации на земельный участок под объектами, находящимися на территории военной части, возникло в силу закона.
Вместе с тем, как указали истцы, в ЕГРН в отношении части земельных участков внесены записи о праве собственности ответчика Муниципального образования "Одинцовский муниципальный район Московской области".
Государственная регистрация права на одно и то же недвижимое имущество за разными лицами по своему характеру нарушения является условием для предъявления одним лицом иска о признании права отсутствующим у другого лица, что позволяет по результатам исследования и оценки оснований возникновения такого права обеспечить восстановление нарушенного права.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2009 года N 1464-О-О, закрепленное в статье 82 АПК РФ право лиц, участвующих в деле, ходатайствовать о назначении экспертизы является дополнительной процессуальной гарантией их конституционного права на судебную защиту, поскольку предоставляет возможность обосновать правомерность занимаемой ими позиции по делу в случае, когда для этого необходимы специальные знания в различных областях науки, техники, искусства, ремесла.
В силу части 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2017 года по настоящему делу назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "СТЭксертиаза" Оловянникову Е.Г.и Вельгоша А.Ю.
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли установить на местности фактическое местоположение земельного участка на основании Государственного Акта на право собственности на землю N 1037 МО - 20-30 от 27 июня 1996 года и приложенного к нему плана земли, выданного ГОПП "Спецстройсервис" для строительства производственно-складского комплекса. В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины.
2. Установить на местности фактическое местоположение и определить границы земельного участка площадью 53 878 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) на основании материалов дела, в том числе Государственного Акта на право собственности на землю N 1037 МО-20-30 от 27 июня 1996 года, приложенного к нему плана земли. В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины.
3. В случае, если это возможно, определить, входит ли испрашиваемый земельный участок площадью 53 878 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008), в границу земельного участка, определенного при ответе на вопрос N3.1, с приложением графического материала.
4. Установить, имеется ли наложение границ земельного участка площадью 53 878 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы. Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Также установить площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 за вычетом площади наложения (с приложением графического материала).
5. Установить, расположены ли на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 следующие объекты недвижимости: "автомобильные боксы (здание N 1)", назначение: нежилое, площадью 243,7 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30017; "автомобильные боксы (здание N 2)", назначение: нежилое, площадью 70 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30026; "автомобильные боксы (здание N 3)", назначение: нежилое, площадью 406,3 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30016; "Свинарник N 1", назначение: нежилое, площадью 56,6 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30019; "Свинарник N 2", назначение: нежилое, площадью 95,4 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30021 (с приложением графического материала).
6. С учетом фактического местоположения участка установить площадь и координаты поворотных точек земельного участка, необходимого для использования следующих объектов недвижимости: "автомобильные боксы (здание N 1)", назначение: нежилое, площадью 243,7 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30017; "автомобильные боксы (здание N 2)", назначение: нежилое, площадью 70 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30026; "автомобильные боксы (здание N 3)", назначение: нежилое, площадью 406,3 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30016; "Свинарник N 1", назначение: нежилое, площадью 56,6 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30019; "Свинарник N 2", назначение: нежилое, площадью 95,4 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30021 (с приложением графического материала).
7. Установить, имеется ли наложение границ земельного участка, площадь и координаты поворотных точек которого определены при ответе на вопрос N 3.6, на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006. Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Также установить площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 за вычетом площади наложения, с приложением графического материала.
Также определением от 02 марта 2018 года судом назначена дополнительная экспертиза, на разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- установить на местности фактическое местоположение и определить границу земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, а именно - бывшая войсковая часть N 43008. В случае, если эксперт придет к выводу о невозможности проведения указанных работ, в экспертном заключении мотивированно указать причины;
- установить, имеется ли наложение границ земельного участка, определенного при ответе на вопрос N 3.1, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 с учетом границ, определенных в рамках настоящей экспертизы. Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Также установить площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 за вычетом площади наложения (с приложением графического материала);
- установить, расположены ли в границах земельного участка, определенного при ответе на вопрос N 3.1, следующие объекты недвижимости: "автомобильные боксы (здание N 1)", назначение: нежилое, площадью 243,7 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30017; "автомобильные боксы (здание N 2)", назначение: нежилое, площадью 70 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30026; "автомобильные боксы (здание N 3)", назначение: нежилое, площадью 406,3 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30016; "Свинарник N 1", назначение: нежилое, площадью 56,6 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30019; "Свинарник N 2", назначение: нежилое, площадью 95,4 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30021 (с приложением графического материала).
По результатам проведенной экспертизы и дополнительной экспертизы эксперты пришли к выводу о наличии пересечения (наложения) границ земельного участка бывшей войсковой части N 43008 и границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006. Описание границ пересечений на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 указано в таблицах 9, 10 экспертного заключения, а описание границ земельных участков 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 за вычетом наложений указано в таблицах 11, 12 экспертного заключения.
Также эксперты определили, что в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:1988 расположены следующие объекты недвижимости: "Свинарник N 1", назначение: нежилое, площадью 56,6 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30019; "Свинарник N 2", назначение: нежилое, площадью 95,4 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30021; "автомобильные боксы (здание N 1)", назначение: нежилое, площадью 243,7 кв.м.; "автомобильные боксы (здание N 2)", назначение: нежилое, площадью 70 кв.м., кадастровый номер 50:20:0000000:30026.
Здание "автомобильные боксы (здание N 3) расположено в границах кадастровых участков 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006 одновременно.
В результате контурной горизонтальной съемки экспертами установлены координаты фактических поворотных точек границ земельного участка, бывшей войсковой части N 43008, описание которого представлено в таблице N1 заключения по допэкспертизе.
Эксперты установили, что имеется пересечение фактических границ земельного участка расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) и границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:1988 и 50:20:00030206:2006, границы и площадь которого представлены в таблице N 2 заключения по допэкспертизе.
Границы и площадь пересечения земельного участка расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) и земельного участка с кадастровым номером 50:20:00030206:2006 представлены в таблице N 3 заключения по допэкспертизе.
Площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:2006 (за вычетом площади пересечения с земельным участком бывшей войсковой части N 43008) представлены в таблице N 4 заключения по допэкспертизе.
Площадь и границы земельного участка с кадастровым номером 50:20:00030206:1998 (за вычетом площади пересечения с земельным участком бывшей войсковой части N 43008) представлены в таблице N 5 заключения по допэкспертизе.
Кроме того, эксперты определили, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 50:20:0000000:30016, 50:20:0000000:30017, 50:20:0000000:30019, 50:20:0000000:30021, 50:20:0000000:30026 расположены в границах земельного участка бывшей войсковой части N 43008.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержится ответ на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ), в связи с чем суд принимает выводы, изложенные в заключении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:83, а в последующем и образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030206:2006 и 50:20:0030206:1988, сформированы и поставлены на кадастровый учет без учета фактического расположения на местности бывшей войсковой части N 43008, находящейся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статьям 214, 215 ГК РФ субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
В Приложениях N N 1, 2 и 3 к постановлению от 27 декабря 1991 года N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения N 1 к постановлению от 27 декабря 1991 года N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
При этом данные объекты государственной собственности относятся к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий (пункт 1 постановления).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 право по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе функции законного представителя собственника федерального имущества, передано Министерству обороны Российской Федерации.
Как было указано выше, в силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся следующие объекты: имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Таким образом, все имущество, переданное для военных нужд, в силу закона является федеральной собственностью.
Учитывая наложение земельных участков, установленное экспертизой и дополнительной экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что право Российской Федерации в лице Минобороны на часть земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030206:2006 и 50:20:0030206:1988 нарушено.
При этом суд пришел к обоснованному выводу, что восстановление нарушенного права возможно исключительным способом защиты - путем признания отсутствующим права собственности ответчика на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030206:2006 и 50:20:0030206:1988 в части наложения на испрашиваемый земельный участок.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.
В целях устранения нарушенных прав Минобороны РФ суд также правомерно пришел выводу об установлении границ земельного участка площадью 53930 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово-1, Южная промзона, (бывшая войсковая часть N 43008) в уточненных координатах система координат МСК - 50, в соответствии с таблицей N 1 заключения эксперта.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в ЕГРН.
Апелляционным судом не принимается довод апелляционной жалобы о том, что истцами избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку полномочия собственника в отношении вышеперечисленных земельных участков, находящихся в федеральной собственности осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в том числе и право на защиту в судебном порядке.
Так, в соответствии с Уставом ФГУП "ГВСУ N 14", утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 31 марта 2017 года N 952, ФГУП "ГВСУ N 14" находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий.
Пунктом 2 постановления Правительства установлено, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом подведомственных ему организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (подпункт "а"); выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним (подпункт "к"); организует в установленном порядке работы по закреплению земельных участков (подпункт "л").
Поскольку в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, предоставленных в пользование, воинским формированиям и подведомственным организациям - регистрация права федеральной собственности на земельные участки и внесение изменений о таких земельных участках в сведения государственного кадастра недвижимости осуществляется на основании решения Минобороны России путем ходатайства в уполномоченные органы исполнительной власти Российской Федерации и не затрагивает предметы ведения Росимущества.
Указанная позиция также подтверждена письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 сентября 2011 года N д23-3978.
Также несостоятелен довод жалобы о том, что истцами не предоставлено никаких доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030206:83 площадью 594 326 кв.м. поставлен на кадастровый учет с нарушением предусмотренного законом порядка, либо что на момент постановки на кадастровый учет земельного участка, равно как настоящий момент, на земельном участке расположены принадлежащие истцу капитальные строения.
Как следует из материалов дела, подтверждение нахождения объектов недвижимости истцов на территориях земельных участков одного Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отражено в заключение эксперта по судебной землеустроительной экспертизе от 20 октября 2017 года N 30.10-СТЭ-17.
Также в разделе Проект границ земельного участка "Одинцово-1" (городок N 315)", кадастрового дела N 20/04-1-941, согласованного Главой Администрации Одинцовского района Московской области, отображен ситуационный план земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:83 со всеми расположенными на его территории объектами недвижимости (зданиями и строениями).
В северо-восточной части плана, на спорной территории земельного участка, изображено 5 зданий истцов, а именно: "автомобильные боксы (здание N 1), "автомобильные боксы (здание N 2), "автомобильные боксы (здание N 3)", "Свинарник N 1", "Свинарник N 2", при этом в перечне объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность Одинцовского муниципального района Московской области, согласно приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02 сентября 2013 года N 674, данные объекты недвижимости отсутствуют.
Указанные объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости на праве собственности Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1. Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Учитывая изначально допущенную ошибку в передаче имущественного комплекса от Министерства обороны Российской Федерации к ФГУП "ГВСУ N 14", постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030206:83 в существующих границах, была осуществлена с нарушением, то есть без учета существующих на тот момент на местности вышеуказанных 5 объектов недвижимости.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2018 года по делу N А41-87365/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87365/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 декабря 2018 г. N Ф05-20577/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПО ТЕРРИТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Ответчик: ПАО "ГРУППА КОМПАНИЙ ПИК"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ЗАО "Первая Ипотечная Компания-Регион", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, Министерство обороны РФ, ФГУП "ГВСУ N14"