г. Киров |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А31-4720/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" Костромского района на решение Арбитражного суда Костромской области от 23.05.2018 по делу N А31-4720/2017, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Борщино" (ИНН 4414009647, ОГРН 1034477614270) к муниципальному унитарному предприятию "Коммунсервис" Костромского района (ИНН 4414010201, ОГРН 1054477610934)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (ОГРН 1024400518548, ИНН 4443024537) и департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (ИНН 4443024720, ОГРН 1024400525544),
о взыскании убытков, составляющих стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии при ее транспортировке,
установил:
муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Борщино" (далее - МП ЖКХ "Борщино", истец, Предприятие ЖКХ) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию "Коммунсервис" Костромского района Костромской области (далее - МУП "Коммунсервис", ответчик, МУП, заявитель) о взыскании 1 273 715 руб. 89 коп. убытков, составляющих стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии при ее транспортировке по сетям, принадлежащим ответчику за период с июня по август 2016 года и с декабря 2016 года по февраль 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее - Департамент тарифов) и департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент ТЭК и ЖКХ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 23.05.2018 уточненные исковые требования МП ЖКХ "Борщино" удовлетворены частично: с МУП "Коммунсервис" взыскано 1 240 187 руб. задолженности и 146 051 руб. 45 коп. расходов на оплату услуг эксперта, 25 059 руб. 51 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, МУП "Коммунсервис" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области и принять новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности и расходов на оплату услуг эксперта.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Считает, что приборы учета, установленные МП ЖКХ "Борщино" и эксплуатируемые на обоих ЦТП, не соответствуют требованиям пп."б" и пп."г" п.95 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, поскольку при установке одного расходомера не могут учесть всю потребленную тепловую энергию. Указывает, что экспертом обследование приборов учета, установленных на потребителях, в том числе детского сада, школы, ПАО "Ростелеком", многоквартирных жилых домов, проведено не было, точно указывать на правильность их работы невозможно. Полагает ошибочным утверждение эксперта о том, что МУП "Коммунсервис" приняты показания с прибора учета, поскольку ответчиком приняты рукописные таблицы, предоставляемые МП ЖКХ "Борщино", которые не являются распечатками с прибора учета и не могут рассматриваться, как данные с прибора учета; истец не снимал распечатки с прибора учета на источнике, а также не предоставил их при проведении экспертизы, следовательно, отсутствуют достоверные данные об отпуске тепловой энергии с источника. МУП "Коммунсервис" сообщает, что не было уведомлено об установке на котельной д. Василево (п. Зарубино) нового прибора учета, МП "Борщино" не вызывали представителя ответчика для принятия его в эксплуатацию; данный прибор учета установлен не на границе эксплуатационной ответственности (ТК N 1) и между прибором учета и границей эксплуатационной ответственности имеется подключение потребителя - ФГКУ "1 ОФПС по Костромской области". В этой связи заявитель считает, что данные с прибора не могут быть использованы для расчетов.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ответчик заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МП ЖКХ "Борщино" является теплоснабжающей организацией на территории поселка Зарубино Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области; МУП "Коммунсервис" на праве хозяйственного ведения владеет тепловыми сетями, по которым осуществляется поставка тепловой энергии, в том числе, потребителям Предприятия ЖКХ.
Для МП ЖКХ "Борщино" постановлением Департамента тарифов от 18.12.2015 N 15/533 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района на 2016-2018 годы; постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ от 15.02.2016 N 3 установлены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям от котельной Василево (п. Зарубино) в размере 2311,29 Гкал..
11.04.2016 между МУП "Коммунсервис" (исполнитель) и МП ЖКХ "Борщино" (заказчик) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии N 1 (в редакции протокола согласования разногласий) (том 1 л.д. 14-24, 106-113), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче тепловой энергии потребителям заказчика (приложение N 1) посредством осуществления комплекса организационных и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу тепловой энергии через тепловые сети и устройства, принадлежащие исполнителю, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Стоимость тепловой энергии на компенсацию нормативных потерь при передаче тепловой энергии не включается исполнителем в тариф на услуги по передаче тепловой энергии. Данные расходы заказчик возмещает путем включения данных расходов в состав экономически обоснованных затрат при формировании тарифов на тепловую энергию (пункт 2.1).
В силу пунктов 3.3.1, 3.3.3 договора исполнитель обязался обеспечить передачу принятой в свою сеть тепловой энергии, не допуская отклонения параметров передаваемых тепловой энергии от нормативных параметров, возвращать сетевую воду без снижения ее качества, обеспечив максимальные утечки из тепловых сетей не более 0,25% от емкости тепловых сетей.
Во исполнение принятых обязательств МУП "Коммунсервис" в период с июня по август 2016 года и с декабря 2016 года по февраль 2017 года (далее - спорный период) оказывал МП ЖКХ "Борщино" услуги по передаче тепловой энергии в горячей воде. При передаче тепловой энергии от котельной МП ЖКХ "Борщино" в д. Василево потребителям, расположенным в п. Зарубино, узел учета тепловой энергии зафиксировал сверхнормативный объем потерь тепловой энергии.
Для оплаты сверхнормативных потерь тепловой энергии истец направил в адрес ответчика отчеты о производстве и распределении тепловой энергии и выставил для оплаты счета от 30.06.2016 N 182, от 31.07.2015 N 184, от 31.08.2016 N 213, от 31.12.2016 N 328, от 31.01.2017 N 12 и от 28.02.2017 N 26 (том 1 л.д. 25-26), согласно которым общее количество сверхнормативных потерь тепловой энергии в сетях МУП "Коммунсервис", по которым осуществляется поставка тепловой энергии потребителям МП ЖКХ "Борщино составило: за июнь 2016 года - 146,32 Гкал на сумму 335 425 руб. 43 коп.; за июль 2016 года - 120,21 Гкал на сумму 287 277 руб. 86 коп.; за август 2016 года - 165,7 Гкал на сумму 395 989 руб. 86 коп.; за декабрь 2016 года - 169,06 Гкал на сумму 404 019 руб. 59 коп.; за январь 2017 года - 124,06 Гкал на сумму 295 161 руб. 07 коп.; за февраль 2017 года - 97,79 Гкал на сумму 232 660 руб. 01 коп.
При расчете истец применил тарифы, утвержденные постановлением Департамента тарифов от 18.12.2015 N 15/533, а именно: действующий в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 - в размере 2 292,41 руб. за Гкал, в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 - 2 389,80 руб. за Гкал и в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 2379,18 руб.
03.04.2017 истец направил ответчику претензию, в которой потребовал оплатить стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии за спорный период в сумме 1 950 533 руб. 82 коп.
МУП "Коммунсервис", полагая, что в тарифе МП ЖКХ "Борщино" на тепловую энергию уже включены технологические потери при передаче теплоносителя на цели отопления от котельной до конечных потребителей и в целях подогрева холодной воды от котельной до ЦТП МУП "Коммунсервис" в объеме 2311,288 Гкал (том 1 л.д. 43), не оплатил стоимость тепловых потерь.
Неисполнение обязательств по оплате послужило основанием для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции в связи с возникновением между сторонами спора относительно объема сверхнормативных потерь тепловой энергии, назначалась экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Энерго-Эксперт" Морозову М.Н., со следующими вопросами: 1.Имелись ли сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях ответчика при исполнении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии от 11.04.2016 N 1 в спорный период? Если сверхнормативные потери имелись, определить их объем и стоимость (с разбивкой по указанным периодам). 2 и 3. Определить в рамках исполнения договора оказания услуг по передаче тепловой энергии от 11.04.2016 N 1 фактическое количество тепловой энергии, полученной ответчиком, в каждой присоединенной к сетям истца точке приема и фактическое количество тепловой энергии, переданное по сетям ответчика, потребленное в спорный период абонентами истца по каждой точке поставки.
Согласно заключению эксперта (том 3 л.д. 1-113, том 4 л.д. 1-64, том 5 л.д. 1-111, том 6 л.д. 1-111, том 7 л.д. 1-59) тепловая изоляция трубопроводов тепловой сети п. Зарубино находится в неудовлетворительном состоянии. Сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях ответчика имеются. Теплотехнические расчеты, выполненные экспертом, подтвердили данный вывод. Суммарная величина сверхнормативных потерь в тепловых сетях системы теплоснабжения п. Зарубино в спорный период составила 572,41 Гкал. На тепловые сети МУП "Коммунсервис" в спорный период приходится 535,21 Гкал сверхнормативных тепловых потерь. Суммарная стоимость сверхнормативных тепловых потерь за исковой период составила 1 273 715 руб. 89 коп. Фактическое количество тепловой энергии, полученной ответчиком на границе балансовой принадлежности в спорный период, составило 6 232,09 Гкал. Суммарная величина тепловой энергии, переданной по тепловым сетям ответчика (в рамках договора оказания услуг по передаче тепловой энергии от 11.04.2016 N 1) в исковой период составила 6 232,09 Гкал.
В соответствии с дополнением к экспертному заключению (л.д. 141 том 7) стоимость сверхнормативных тепловых потерь в тепловых сетях МУП "Коммунсервис" составила 1 240 187 руб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что истец является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии своим потребителям по договорам теплоснабжения; ответчик оказывает МП ЖКХ "Борщино" услуги по передаче тепловой энергии до конечных потребителей с использованием принадлежащих на законном основании тепловых сетей.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Частью 6 ст. 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном ст. 17 настоящего Федерального закона.
Возмездный характер правоотношений между теплосетевой и теплоснабжающей организациями установлен действующим законодательством.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.
Согласно п. 11 ст. 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
На основании ч. 3 ст. 8 и ч. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пределах утвержденных тарифов на передачу тепловой энергии возмещению подлежат только нормативы технологических потерь. Сверхнормативные, то есть фактические потери тепловой энергии, относятся к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
В силу п. 128 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)распределение потерь тепловой энергии, теплоносителя, а также количества тепловой энергии, теплоносителя, передаваемых между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных частей тепловых сетей, производится расчетным путем следующим образом: а) в отношении тепловой энергии, переданной (принятой) на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества тепловой энергии, отпущенной в тепловую сеть и потребленной теплопотребляющими установками потребителей (по всем организациям-собственникам и (или) иным законным владельцам смежных тепловых сетей) для всех сечений трубопроводов на границе (границах) балансовой принадлежности смежных участков тепловой сети, с учетом потерь тепловой энергии, связанных с аварийными утечками и технологическими потерями (опрессовка, испытание), потерями через поврежденную теплоизоляцию в смежных тепловых сетях, которые оформлены актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные потери); б) в отношении теплоносителя, переданного на границе балансовой принадлежности смежных тепловых сетей, расчет основывается на балансе количества теплоносителя, отпущенного в тепловую сеть и потребленного теплопотребляющими установками потребителей, с учетом потерь теплоносителя, связанных с аварийными утечками теплоносителя, оформленных актами, нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденных в установленном порядке, и потерь, превышающих утвержденные значения (сверхнормативные).
Согласно пункту 129 Правил N 1034 распределение сверхнормативных потерь тепловой энергии, теплоносителя между смежными тепловыми сетями производится в количествах, пропорциональных значениям утвержденных нормативов технологических потерь и потерь тепловой энергии с учетом аварийных утечек теплоносителя через поврежденную теплоизоляцию.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 N 99/пр утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Методика N 99/пр).
В силу пункта 78 Методики значение сверхнормативных потерь тепловой энергии рассчитывается по формуле 8.11 расчетным путем.
Из экспертного заключения следует, что при выполнении расчетов экспертом использованы Порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей (раздел V) Правил N 1034 и Методика N 99/пр.
Выводы эксперта, а именно: тепловая изоляция трубопроводов тепловой сети п. Зарубино находится в неудовлетворительном состоянии; сверхнормативные потери тепловой энергии в сетях ответчика имеются и составили в спорный период 1 240 187 руб. - подтверждают правомерность принятого судом решения о наличии оснований для взыскания с МУП "Коммунсервис" убытков, составляющих стоимость сверхнормативных потерь тепловой энергии при ее транспортировке по сетям, принадлежащим ответчику за период с июня по август 2016 года и с декабря 2016 года по февраль 2017 года.
Доводы заявителя жалобы относительно невозможности использования для расчетов показаний приборов учета и их несоответствии требованиям Правил N 1034 получили надлежащую оценку судом первой инстанции.
Действительно, в рассматриваемом случае на границе смежных тепловых сетей приборы учета отсутствуют.
В нарушение пункта 53 Правил N 1034 акт допуска узла учета тепловой энергии на источнике теплоты (котельной, д. Василево) не подписан представителем смежной теплосетевой организации (МУП "Коммунсервис").
Вместе с тем, исходя из системы теплоснабжения п. Зарубино Костромского района Костромской области (раздел 8) отпуск тепловой энергии в тепловую сеть производится по приборам учета, установленным в котельной в д. Василево, прием тепловой энергии осуществляется МУП "Коммунсервис" согласно договору от 11.04.2016 N 1 в точке приема, расположенной в ТК-1 - входной фланец задвижки; при этом отпуск тепловой энергии МП ЖКХ "Борщино" для нужд горячего водоснабжения МУП "Коммунсервис" осуществляется согласно договору поставки тепловой энергии в горячей воде от 01.04.2016 по приборам учета, установленным в ЦТП1 и ЦТП2, абоненты получают тепловую энергию в точках приема на границе тепловых сетей МУП "Коммунсервис" и тепловых сетей потребителей, коммерческий учет потребленной тепловой энергии осуществляется приборами учета, установленными у абонентов.
Материалами дела подтверждается, что экспертом исследованы акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты, котельная д. Василево от 20.05.2014 и от 18.07.2017 (том 5 л.д. 9-10), свидетельства о поверке приборов учета узла учета котельной с действующими сроками поверки (том 5 л.д. 11-24), рабочая документация на автоматизированный узел учета котельной по адресу: п. Василево, д. 51 (том 5 л.д. 25-41), акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты п. Зарубино, бойлерная N 1 от 15.12.2015 и свидетельства о поверке приборов учета узла учета бойлерной N 1 с действующими сроками поверки (том 5 л.д. 5-9), акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии на источнике теплоты п. Зарубино, бойлерная N 2 от 15.12.2015 и свидетельства о поверке приборов учета узла учета бойлерной N 2 с действующими сроками поверки (том 5 л.д. 1-4).
Соответственно, доводы заявителя о невозможности принимать показания названных приборов учета в качестве расчетных не основаны на доказательственной базе и подлежат отклонению.
Неправильного применения и толкования норм материального и процессуального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, судом не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 23.05.2018 по делу N А31-4720/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" Костромского района - без удовлетворения.
Взыскать муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис" Костромского района в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Костромской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.